20 февраля 2014
Хруцкий Иван Фомич (Трофимович) Khrutsky Ivan. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 46 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Академизм
Разместил: Донченко Александр

 

Хруцкий Иван Фомич (Трофимович)


Khrutsky Ivan


(1810 - 1885)


 

 

И.Ф. Хруцкий, поляк по национальности, белорус по месту рождения, окончательно сформировался как художник в русле русской академической школы. Его дарование было скромным, однако весьма характерным для мастера салонно-академического направления, работавшего на рынок и ориентировавшегося на вкусы широких слоев публики.

 

 

 

Автопортрет

 

 

В историю русского искусства Хруцкий вошел своими натюрмортами - эффектными композициями, где предметы выписаны с иллюзионистической точностью. Эти его работы, выполненные в 1830-х гг. - период формирования и распространения натюрморта в России, имели большой успех у публики и породили волну подражаний.

О ранних годах жизни Хрупкого известно не много. Среднее художественное образование он получил в Полоцком лицее.
В 1827 г. Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 г. поступает в АХ. Здесь прямо или опосредованно он усваивает уроки таких мастеров, как А.Г.Варнек, М.Н.Воробьев, К П.Брюллов, Ф.А.Бруни.

К 1832 г. относятся первые датированные этюды художника - "Натюрморт с вазой" и "Натюрморт с птичкой". К ним примыкает группа других подобных же работ ("Плоды и птичка", 1833; "Фрукты", 1834; "Виноград и фрукты", "Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном", оба б. г.), отличающихся довольно простыми композициями.

Так обозначается главное направление творчества Хруцкого этого периода - работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как "живопись цветов и фруктов". От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов ("Цветы и плоды", 1836, 1839; "Натюрморт со свечой", "Цветы и фрукты", "Плоды, фрукты, битая дичь", все 1830-х, и др.).

Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя "новые" предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Это вносило в композицию атмосферу человеческого присутствия.

Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836 г. он был удостоен большой серебряной медали. В том же 1836 г. ему было присвоено звание свободного художника "во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи". Ученик М.Н.Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества ("Вид на Елагином острове в Петербурге", 1839; "Вид в имении", 1847, и др.).
Пейзаж часто служил фоном в его портретах и жанровых полуфигурах. Так, в наиболее значительной работе 1830-х гг. - "Портрете жены с цветами и фруктами" (1838) - молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решенный в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань своеобразному порождению русской живописи романтической эпохи.

Такие жанровые полуфигуры писали тогда многие художники: О.А.Кипренский, К.П.Брюллов, Ф.А.Бруни, А.В.Тыранов и др. В творчестве некоторых живописцев (А.Г.Венецианов, В.А.Тропинин) они составили едва ли не главное направление. И если "Портрет жены" стоит ближе к академическому направлению, представленному работами К.П.Брюллова и Ф.А.Бруни, то картина "Старуха, вяжущая чулок" (1838) сближает Хруцкого с художниками, не имевшими академического образования, - А.Г.Венециановым и особенно В.А.Тропипиным. За эту свою работу Хруцкий получил малую золотую медаль.

В 1839 г. он был удостоен звания академика живописи. Причем остается неясным, получил ли художник звание за конкретную работу, или же его удостоили звания "как известного Академии отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно живописи плодов и овощей". Так или иначе, но с этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты-картины.

Происходят в жизни художника и другие, гораздо более важные события. После смерти отца он оставляет Петербург и около 1840 г. возвращается в Белоруссию в родительское имение Захареничи Полоцкой губернии. Однако он не оставляет занятий живописью, хотя теперь в его работах преобладает иная ориентация, иные направления. Много внимания художник отдает выполнению церковных заказов. По настоянию своего покровителя, униатского митрополита Иосифа Семашко, он пишет иконостасы для униатских храмов Вильнюса, Каунаса и других литовских городов.

В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого Вильнюсского альбома И. Вильчинского - серии литографированных городских видов, выпушенных в Париже. Еще одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров - своеобразным жанром "в комнатах" ("Мастерская художника", б. г.; "Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря", "В комнате", оба 1854; "В комнатах усадьбы художника И.Ф. Хрупкого Захареничи", 1855, и др.).

Но, пожалуй, чаще всего наряду с религиозной живописью он пишет портреты. Портретные изображения, как правило, введены художником и в его "интерьеры". В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, выучеником скорее западной, чем русской школы. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Портрет Миколая Малиновского (1850-е) - может быть, лучший из созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как и в "Автопортрете" (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения - прием, к которому художник прибегал довольно часто.

Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить "Семейный портрет" (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображенных. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа, решенная в сдержанных, приглушенных тонах. Написанный в середине 1850-х гг., "Семейный портрет", как и многое в творчестве Хруцкого, представляется явлением переходным, подготавливающим следующий этап в развитии русской живописи.

 

« вернуться

Рейтинг 3 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 46 из этого альбома
"Натюрморт со свечой"
"Битая дичь, овощи и грибы"
"Портрет молодой женщины с корзиной"
"Семейный портрет"
"Плоды и дыня"
"Портрет неизвестной с корзиной в руках"
"Цветы и плоды" 1
"Плоды"
"Фрукты" 1
"Портрет неизвестной в белом платье, с книгой"
"Мясо и овощи"
"Натюрморт с грибами"
"Портрет неизвестной"
"В комнате (мальчики, рассматривающие альбом с картинками)"
"В комнатах усадьбы художника Захарничи Полоцкой губернии"
"Фрукты" 2
"Автопортрет"
"Портрет Глазунова Ильи Ивановича"
"Старуха, вяжущая чулок"
"Портрет мальчика в соломенной шляпе"
"Портрет мальчика"
"Портрет неизвестной"
"Девочка в голубом платье"
"Портрет неизвестной с цветами и фруктами"
"Иосафат Булгак, митрополит греко-униатской церкви Российской империи"
"Цветы и фрукты" 1
"Цветы и плоды" 2
"Миколай Малиновский"
"К святому месту"
"Иеромонах Викентий Лисовский"
"Натюрморт с вазой"
"Натюрморт с птичкой"
"Натюрморт" 1
"Натюрморт" 2
"Вид на Елагином острове в Петербурге"
"Jozef Siemaszko"
"Натюрморт" 3
"Натюрморт. Цветы"
"Фрукты и цветы"
"Цветы и фрукты" 2
"В комнатах усадьбы художника"
"Девочка с фруктами"
"Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря"
"Портрет А. Мицкевича"
"Портрет девочки"
"Плоды и птичка"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования