10 апреля 2011
Саврасов Алексей Кондратьевич Savrasov Alexey. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 238 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Ивасив Александр

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

 

 

 

Саврасов Алексей Кондратьевич

 

Savrasov Alexey

 

(1830 - 1897)

 

 

 


"Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь."

Саврасов А.К.

 

 


 

 

 

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье московского купца третьей гильдии.

 

В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал "приспособить сына к коммерческим делам", Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи и ваяния. В 1848 году в отчетах Совета Московского художественного общества упоминается об успехах лучшего ученика перспективного и пейзажного класса А. К. Саврасова, которым руководит известный московский "видописец" К. И. Рабус.

 

На средства И. В. Лихачева, мецената, члена Совета Московского художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на юг России и пишет виды Одессы и Малороссии. За программные работы этого года художника награждают похвальным листом, а 25 сентября 1850 года он заканчивает Училище и получает звание неклассного художника за картины "Вид Московского Кремля при луне" и "Камень у маленького ручья".

 

Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы. В академической пейзажной живописи 1840-1850-х годов преобладало романтическое направление, к нему был близок и учитель Саврасова. В юношеских произведениях Саврасова - "Вид Москвы с Воробьевых гор" (1848, ГТГ), "Вид Кремля в ненастную погоду" (1851, ГТГ) - сказалось внешнее влияние романтизма. Однако пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.

 

Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 года) привлекли внимание две его картины: "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума", за которые художнику присваивается звание академика.

 

Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. С любовью он передает очарование летнего вечера на взморье, влажность морского воздуха в тени вековых валунов, сумрак под широко раскинувшимися ветвями деревьев.

 

В Москве Саврасов снова участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики.

 

В том же году он женится на Софье Карловне Герц, сестре известного археолога и историка искусства. В их доме собираются художники, деятели искусства, меценаты (в том числе и Третьяков), читаются литературные новинки, ведутся оживленные беседы, споры по вопросам, волновавшим в то время русское общество.

 

Особенно дружен был А. К. Саврасов с Перовым, инициатором создания Товарищества передвижных выставок. В. Г. Перов помогал художнику писать фигуры бурлаков в картине "Волга под Юрьевцем", Саврасовым же написан пейзаж в картинах Перова "Птицелов" и "Охотники на привале".

 

Значительный этап в творческом развитии художника представляет картина "Пейзаж с рекой и рыбаком" (1859, Гос. художественный музей Латвии). Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения. Спокойные линии берега, плавный силуэт купы деревьев, мягкий солнечный свет, озаряющий подмосковную долину.

 

Для русского искусства 60-е годы 19 столетия были временем утверждения национального характера русского пейзажа. Все чаще пейзажисты обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы, стремятся правдиво передать красоту родной земли.

 

Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: "Вид в селе Кунцево" (1855, ГТГ), "Вечерний пейзаж" (1861, Гос. художественный музей Латвии), "Сельский вид" (1867, ГТГ).

 

Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств А. К. Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии. Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника "стремлением к правде и самостоятельности".

 

Наиболее значительным произведением Саврасова 1860-х годов была картина "Лосиный остров" (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника "поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы". Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей. Ясный летний день. На лугах мирно пасется стадо. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Картина "Лосиный остров" относится ко времени расцвета творчества художника. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений.

 

В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце.

 

Картина "Печерский монастырь под Нижним Новгородом" (1871, Нижегородский гос. художественный музей) - одно из самых больших полотен художника и первый из известных его волжских пейзажей. Саврасов покорен величавой торжественностью, необъятными просторами волжской природы, ее органической связью с жизнью человека, с жизнью русского народа.

 

В широкую панораму пейзажа естественно вписаны дома слободки с садами, зеленеющие луга, синие лагуны, песчаные отмели, и над всем - возвышающийся белокаменный монастырь. Природа и человек в картине едины.

 

"Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством", - пишет художник П. М. Третьякову. Одна за другой появляются картины "Волга под Юрьевцем" (1871, местонахождение неизвестно), "Разлив Волги под Ярославлем" (1871, ГРМ) и, наконец, "Грачи прилетели" (1871, ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми.

 

"Пейзаж «Грачи прилетели» есть лучший, и он, действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и И. И. (Шишкин. - О. П.). Но все это - деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»", - писал Крамской Ф. А. Васильеву. Появлению картины предшествовали этюды с натуры, написанные художником в Ярославле и в селе Молвитиново близ Костромы.

 

Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда. Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке.

 

"Какая простота! - писал Левитан. - Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу". Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. Картина "Грачи прилетели" способствовала успеху Первой передвижной выставки. С тех пор Саврасов прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижных выставок.

 

Многие произведения художника, которые появлялись на выставках передвижников, были написаны в Поволжье. Саврасов бывал под Нижним Новгородом и под Казанью, но больше всего любил места между Ярославлем и Костромой. Его картины многообразны по передаче состояния природы, диапазону чувств. В пейзаже "Разлив Волги под Ярославлем" (1871, ГРМ) спокойная мощь русской природы, "разливы рек, подобные морям".

 

В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей - "Проселок" (1873, ГТГ), "Радуга" (1875, ГРМ), в других - взволнованной, поэтически приподнятой - "Вечер. Перелет птиц" (1874, Одесская картинная галерея).

 

В 1870-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: "Лунная ночь. Болото" (1870, ГТГ), "Закат над болотом" (1871, ГРМ).

 

Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 году) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен "Могилы над Волгой" (1874, частное собрание).

 

В конце 1870-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения, и среди них - "Рожь" (1881, ГТГ), "Зимний пейзаж" (частное собрание), "Северная деревня", "Весна. Огороды" (1883, Пермская гос. художественная галерея).

 

Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы А. К. Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года (старый стиль) в Москве.

 

Его ученик И. И. Левитан писал: "Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества".

 


О. Ф. Петрова


"50 биографий мастеров русского искусства". "Аврора", Ленинград, 1971.

 

 

 

 

 

Слова для поиска (тэги):  Саврасов  Алексей Кондратьевич , биография, фото, художники-передвижники, русские художники

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 12 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 238 из этого альбома
"Аллея"
"Бабья лямка"
"Берег моря. Сумерки"
"Берег реки Ве. . ги в низовьях"
"Берег реки"
"Бурлаки на Волге"
"В парке"
"Весенний день"
"Весенний пейзаж с избой"
"Весенний пейзаж"
"Весенний пейзаж. Ростепель"
"Весна" 1
"Весна" 2
"Весна" 3
"Весна" 4
"Весна. Грачи прилетели"
"Весна" 5
"Весна. На большой реке"
"Весна. Огороды"
"Весна. Провинциальный дворик"
"Вечер" 1
"Вечер" 2
"Вечер. Восход луны"
"Вечер" 3
"Вечер. Перелет птиц"
"Вечер. Поле с воронами"
"Вечерний пейзаж"
"Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (Имение И.Д. Лужина близ станции Влахернская)"
"Вид в окрестностях Ораниенбаума"
"Вид в селе Кунцеве под Москвой"
"Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен)"
"Вид Волги под Юрьевцем"
"Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру"
"Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду"
"Вид Москвы с Воробьевых гор"
"Вид на Москву от Мазилова"
"Вид на Московский Кремль. Весна"
"Вид на село Покровское-Фили"
"Водопад"
"Волга близ Городца"
"Волга"
"Волга. Дали" 1
"Волга. Дали" 2
"Волга. Пейзаж"
"Воробьевы горы близ Москвы"
"Гибель корабля в море"
"Горное озеро. Швейцария"
"Грачи прилетели" 1
"Грачи прилетели" 2
"Грачи прилетели" 3
"Грачи прилетели. Пейзаж с церковью"
"Гроза"
"Дворик. Весна"
"Дворик. Зима"
"Деревня зимой"
"Деревья у воды. Ветви деревьев"
"Деревья у озера"
"Деревья у реки"
"Деревья"
"Домик в провинции. Весна"
"Дорога в лесу"
Дуб
"Дубки"
"Дубы на берегу"
"Дубы"
"Ель"
"Заболоченная речка"
"Закат над болотом"
"Закат" 1
"Закат" 2
"Зима" 1
"Зима" 2
"Зимний пейзаж (Оттепель)"
"Зимний пейзаж"
"Зимний пейзаж"
"Зимний пейзаж. Иней"
"Зимний пейзаж. Москва"
"Зимняя дорога"
"Ивы у пруда"
"Ипатьевский монастырь в зимнюю ночь"
"К вечеру"
"К заутрене. Морозная ночь"
"К концу лета на Волге"
"Камень в лесу у Разлива. Вид в имении И.Д. Лужина близ станции Влахернская"
"Костер у реки"
"Кутузовская изба в Филя"
"Ледоход на Волге"
"Ледоход. Пейзаж с фабрикой"
"Лес в инее"
"Лес у озера, освещенный солнцем"
"Лес"
"Лесистый берег реки Москвы"
"Лесная дорога в Сокольниках"
"Летний день. Ивы на берегу реки"
"Летний день. Куры на задворках"
"Летний пейзаж с дубами"
"Летний пейзаж с мельницами"
"Летний пейзаж с соснами у реки"
"Летний пейзаж"
"Летний пейзаж"
"Летний пейзаж. Сосны"
"Лето"
"Листы папоротника и лопуха"
"Лосиный остров в Сокольниках" 1
"Лосиный остров в Сокольниках" 2
"Лосиный остров"
"Лунная ночь в деревне (Зимняя ночь)"
"Лунная ночь над рекой"
"Лунная ночь"
"Лунная ночь. Болото"
"Лунная ночь. Пейзаж с костром"
"Могила Пушкина в Святогорском монастыре"
"Могила на берегу Волги"
"Могила на Волге. Окрестности Ярославля"
"Могила"
"Могила"
"Море"
"Морской берег в окрестностях Ораниенбаума"
"Морской пейзаж"
"Мотивы русского пейзажа"
"На Волге"
"На Волге"
"На кладбище"
"Начало весны"
"Новодевичий монастырь"
"Ночка"
"Ночное"
"Ночь на Воробьевых горах"
"Ночь"
"Озеро в горах Швейцарии"
"Окрестности села Михайловского Псковской губернии"
"Осенний лес. Кунцево. Проклятое место"
"Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне"
"Осенний пейзаж"
"Осенняя ночь"
"Осень"
"Осень. Деревушка у ручья"
"Осень. Сокольники"
"Оттепель" 1
"Оттепель" 2
"Оттепель. Ярославль"
"Пейзаж с болотом и лесистым островом"
"Пейзаж с волками"
"Пейзаж с домиком"
"Пейзаж с дорогой"
"Пейзаж с дубами и пастушком"
"Пейзаж с избушкой"
"Пейзаж с избушкой"
"Пейзаж с лодкой"
"Пейзаж с мельницей"
"Пейзаж с радугой"
"Пейзаж с рекой и рыбаком"
"Пейзаж с рекой"
"Пейзаж с соснами"
"Пейзаж с сосной"
"Пейзаж с хутором у озера"
"Пейзаж с церковью и колокольней"
"Пейзаж с церковью и руинами"
"Пейзаж с церковью"
"Пейзаж"
"Пейзаж. Берег Волги"
"Пейзаж. Село Волынское"
"Перед грозой"
"Печерский монастырь под Нижним Новгородом" 1
"Печерский монастырь под Нижним Новгородом" 2
"Плоты"
"Пни"
"Побережье Финского залива. Пейзаж с земляникой"
"Повеяло весной"
"Пожар в лесу"
"После грозы"
"После дождя"
"Привал обоза чумаков в степи" 1
"Привал обоза чумаков в степи" 2
"Просвет"
"Просека в сосновом лесу"
"Проселок"
"Проталина. Начало марта"
"Пруд в сумерки"
"Радуга"
"Разлив Волги под Ярославлем"
"Ранней весной"
"Ранняя весна" 1
"Ранняя весна" 2
"Ранняя весна" 3
"Ранняя весна. Березы у реки"
"Ранняя весна. Дали"
"Ранняя весна. Лесная глушь"
"Ранняя весна. Оттепель"
"Ранняя весна. Половодье"
"Ранняя весна. Половодье"
"Ранняя весна" 1
"Ранняя весна" 2
"Распутица"
"Рассвет в степи"
"Речной пейзаж"
"Рожь" 1
"Рожь" 2
"Рыбаки на Волге"
"Саввинская слобода"
"Село Болгары"
"Село Болгары. Малый минарет и развалины Белой палаты"
"Сельский вид" 2
"Сельский вид" 1
"Сельское кладбище в лунную ночь"
"Сжатое поле"
"Сильно тает"
"Скоро весна"
"Соборная площадь в Московском Кремле ночью"
"Сосна"
"Сосны из Гусарева"
"Сосны на берегу озера"
"Сосны у болота"
"Сосны, прилегающие к корню части стволов"
"Спасский затон на Волге"
"Спуск к реке"
"Старые сосны"
"Старый дуб у обрыва над рекой"
"Старый погост на берегу Волги"
"Степь днем"
"Сумерки. Пейзаж"
"Сухарева башня"
"Тропические растения. Древовидный папоротник"
"У ворот монастыря"
"У иконы. Богомольцы"
"У колодца"
"Украинский пейзаж"
"Украинский пейзаж"
"Хоровод в селе"
"Церковь Ильи Обыденного в Москве"
"Чумаки"
"Швейцарский вид"
"Швейцарский пейзаж с лошадьми"
"Охотники на привале"
"Пейзаж с церковью"
"Весенний рисунок"
"Разлив Волги под Ярославлем"
"Закат"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования