07 мая 2011
Дейнека Александр Александрович Dejneka Alexander. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 613 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Реализм
Разместил: Ивасив Александр
Биография художника, творческий путь. Галерея картин.
Дейнека Александр Александрович
Dejneka Alexander
(1899 - 1969)
Творчество и биография
Дейнека Александр Александрович, известный советский живописец, график и скульптор. Дейнека родился в Курске. Учился в Харьковском художественном училище у М. Пестрикова (1915— 17), во ВХУТЕМАСе у И. Нивинского и В. Фаворского (1920—25). Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ) в 1925—27. Входил в объединение «Октябрь» (1928—30). В середине 20-х появились первые живописные произведения художника: «Футбол» (1924), «В штреке», «Перед спуском в шахту» (1926), «Текстильщицы» (1927), в которых выразились характерные особенности творчества мастеров Общества художников-станковистов, Остовцы считали современным все, что отличало новую Россию от «вчерашней»: подъем индустрии, динамику социальной перестройки, рождение новой социальной психологии.
Именно спорт, как утверждает художник, помог ему найти свой собственный художественный язык. В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Наделал десятки рисунков, и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин.
Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. В моем творчестве была удача. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Спорт помог художнику найти не только свою тему, но создать свои особые композиционные и пластические средства выразительности. Необычные, неожиданные ракурсы спортсменов, упругость и стремительность их движений наполняют картины Дейнеки динамикой, внутренним напряжением. В каждом его полотне всегда ощущается ритм нашего времени.
Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. Их отличительную особенность составляет тщательно проработанный рисунок, подчеркнутая архитектоничность композиции, силуэтное обобщение, преобладание крупного кадра. Много общего между ними и в решении пространства. И рисункам и картинам Дейнеки свойственна известная плоскостность, художник явно избегает иллюзии глубины. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. Как и в листах с рисунками, края в его ранних полотнах остаются незаполненными, что вызывает ассоциацию с росписью стены. Полотна "Дейнеки кажутся монументальными панно, созданными для украшения интерьеров общественнных зданий. Художник и сам говорил: «...первые мои московские опыты над картиной носят все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям».
В картине «Перед спуском в шахту» убедительно передан внешний облик шахтеров. У них коренастые фигуры, сильно развитая мускулатура, большие трудовые руки. Однако лица шахтеров не запоминаются, так как лишены глубины психологической характеристики. То же можно сказать и о его картине «Текстильщицы», в которой художник выразительно запечатлел плавные, певучие движения работающих женщин, но почти ничего не сказал об их индивидуальных особенностях.
Больше других, пожалуй, Дейнеке удалась картина «На стройке новых цехов», пронизанная легкой, мажорной мелодией. Глядя на полотно, вспоминаешь звонкую мелодию музыки Дмитрия Шостаковича из кинофильма «Встречный». Есть в этом произведении и пафос и радость труда. Светлое, приподнятое настроение сообщает картине образ молодой работницы. Ее приветливое, улыбающееся лицо, легкая фигурка в светлом платье с развевающимися складками вносят в картину ощущение радостной взволнованности.
Динамичная живописная манера Дейнеки как нельзя лучше отвечала урбанистической и техницистской тематике остовцев. Однако графическая, цветовая, композиционная напряженность его полотен нередко контрастировала с поэтической интонацией лучших работ художника. Это ощутимо и в «Текстильщицах», и в самом значительном полотне Дейнеки «Оборона Петрограда» (1927), написанному к десятилетию Красной Армии. покорила Зрителей острой выразительностью художественного образа. Никому еще не удавалось с такой силой, яркостью и убедительностью воплотить в живописи героизм бойцов революции. Над молодой Советской республикой нависла смертельная угроза. «Отечество в опасности!» — прокатился по стране призыв большевистской партии, и вот на защиту от войск Юденича выходят питерские рабочие. Они идут на фронт сомкнутыми рядами, плечом к плечу. Среди них женщины, впервые взявшиеся за оружие. Сколько решимости в суровых лицах бойцов, уверенности в их чеканной поступи! Именно это чувство мужественного спокойствия и составляет пафос картины.
Сравнение картины с эскизом наглядно показывает упорную работу художника над композицией, строгий отбор деталей. «Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился, и впечатления воли и тяжелых страданий, поэтому я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине»,— сообщает нам художник. Лаконичность художественного языка в этой картине не имеет ничего общего с аскетичностью формы. Арсенал художественных средств Дейнеки становится богаче. Многие лица написаны художником с натуры. «Немного осталось очевидцев и участников Октябрьских боев 1917 года. Мне удалось написать картину «Оборона Петрограда», куда я вписал несколько портретов ее участников, и я счастлив этим»,— говорит Дейнека. Здесь художник применил интересный композиционный прием. Горизонтальное фризовое изображение получает своеобразную интерпретацию. Бойцы как бы выходят из глубины, приближаются к зрителю и затем вновь удаляются. Движение раненых по мосту в обратном направлении сообщает композиции кольцевой характер. Сценическая площадка расширяется, приобретает пространственную глубину. Живописная палитра художника продолжает оставаться несколько условной. Но в данном случае это оправдано. «Фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Но если это снизило цветовое живописное начало, то подчеркнуло динамику, действие в картине, ее смысл и зримость»,— объяснял Дейнека.
Силой и убедительностью отличались его работы в книжной графике, иллюстрации, карикатуры, плакаты. В 30-е художник создал оригинальную серию «Севастопольских акварелей» (1934), ряд картин на темы индустрии и спорта. К темам гражданской войны художник продолжает обращаться и в тридцатые годы. В 1931 году он пишет картину «Наемник интервентов», а в 1933 году «На допросе», где создает запоминающийся образ смелого, мужественного большевика. Однако основным содержанием его искусства в эти годы становятся люди сегодняшнего дня — их труд, их будни. Художника захватывает размах строительства, энтузиазм людей, их жизнерадостность и воодушевление. Каждое полотно, созданное в эти годы,— это гимн красоте жизни, красоте людей. С увлечением пишет художник заводскую и вузовскую молодежь, физкультурников, детей, современный индустриальный пейзаж. Даже в самых обыкновенных сюжетах он находит и раскрывает прекрасное. Одну за другой создает он свои широко известные полотна: «Игра в мяч» (1932), «Купающиеся девушки» (1933), «Краснокрылый гигант» (1934), «Бег» (1934), «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Колхозница на велосипеде» (1935) и многие другие.
Одной из лучших работ этого периода по праву считается «Мать» (1932). В облике молодой женщины, величественной и нежной в одно и то же время, удивительно естественно и гармонично сочетаются физическое и духовное здоровье. Дейнека всегда стремился создать образ широкого обобщения. И здесь это удалось ему в полной мере. «Мать» в трактовке Дейнеки воспринимается нами как нравственный и эстетический идеал человека нашего времени. Очень поэтична также и его картина «Спящий ребенок с васильками» (1932). Малыш, свернувшийся калачиком, необычайно трогателен в своей детской непосредственности и беззащитности. Картина привлекает также насыщенностью цветовой палитры. Очень красив и сочен по краскам букет из васильков на переднем плане. Новые живописные искания обнаруживаются и в других произведениях мастера этого времени, его искусство становится эмоциональнее, теплее, задушевнее.
Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым. «Многое было сделано мною в Крыму в конце двадцатых и начале тридцатых годов,— вспоминал художник, - это были акварели и темперы на темы спорта, жизни флота и авиации. Я плавал, летал, дружил с летчиками, был в гуще кипучей приморской жизни. Мне удалось сделать много интересного, нового, современного для того времени. Но только спустя почти пять лет я, наконец, нашел темы, близкие мне, а главное, близкие нашим дням». Крымские впечатления легли в основу картины «Будущие летчики» (1937). Полотно это стало для нас олицетворением счастья мирных дней. На нее можно смотреть бесконечно, как бесконечно долго можно смотреть в морскую даль, слушать мерный гул прибоя, следить за движением облаков. Загорелые, беззаботные мальчишки, увлеченно обсуждающие полет гидроплана, красота теплого севастопольского вечера, бездонность неба и синева моря наполняют картину истинной поэзией и романтикой.
В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Он посещает Америку, Францию, Италию. В задачу его поездки входило изучение опыта монументальных работ зарубежных мастеров, знакомство с достижениями в области синтеза искусств в современном строительстве, посещение художественных музеев Америки и Европы. Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. Выполненные уже после возвращения художника из поездки, они сохраняли непосредственность и свежесть этюдов. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). Она создана на основе акварели «Итальянская улица. Монахи в красном», написанной во время путешествия. В картине, как и в акварели, тонко передана атмосфера южного города: нестерпимый полуденный зной, жаркий прозрачный воздух, резкие контрасты между солнечными бликами и глубокими тенями. Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. Но в картину введен еще один персонаж — итальянский рабочий, и полотно сразу приобретает определенную социальную направленность. Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города».
Существует на земле еще один город, который беззаветно любил художник. Ему он и посвящает свою вторую картину о войне. «Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Была жестокая зима, начало наступления с переломным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая».
И действительно, по силе эмоционального воздействия этой картине, пожалуй, нет равной в творчестве Дейнеки. Картина поражает накалом чувств и динамикой сверхнапряженного боя. «Оборона Севастополя» — одна из самых драматических работ мастера. Трагизм и героика сливаются здесь в нерасторжимое целое. Образ моряка со связкой гранат в руках на переднем плане картины воспринимается как олицетворение силы духа советских людей, идущих на смерть за Родину.
Вслед за «Обороной Севастополя» появляется еще несколько полотен на темы войны. Таковы его «Тревожные ночи» (1942), «Сбитый ас» (1943) и другие. События военных лет продолжали волновать художника и в послевоенные годы. На основе многочисленных зарисовок и набросков, выполненных в 1941— 1942 годах, он создает серию листов под названием «Москва военная» (гуашь, темпера, 1941—1946). Вот один из таких листов: «Вечер. Патриаршие пруды» Необычный и вместе с тем привычный для москвича вид города. Пустынные, заснеженные улицы, аэростаты воздушного заграждения, солдаты с автоматами за плечами, редкие прохожие. Кажется, так и слышишь их гулкие шаги в тревожной тишине сумеречного вечера. И вдруг неожиданно безмолвие улиц нарушается звонкими веселыми голосами ребят, увлеченно гоняющих мяч по льду пруда.
Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43). Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. театре им. Вс. Мейерхольда, 1930; «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. Ноябрь. 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30). Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66).
За этот интересный материал мы благодарны сайту artvedia: http://www.artvedia.ru/history/13/134