08 мая 2011
"Эскиз картины «Оборона Петрограда»". Автор: Дейнека Александр Александрович Dejneka Alexander
Изобразительное искусство / Живопись / Реализм / Альбом Дейнека Александр Александрович Dejneka Alexander
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Эскиз картины «Оборона Петрограда»"

 

1927 г. Б., гуашь 58 х 83

Одесса

 

Оборона Петрограда

1928 г. Холст, масло

Москва, Центральный музей Вооружённых Сил СССР

«Прием орнаментального силуэта ясен до предела в моей «Обороне Петрограда». И если композиционно замкнутый смысловой круг двух планов — внизу идущих на фронт бойцов, слева направо, и вверху по мосту возвращающихся раненых — вначале создает впечатление плоского двухъярусного построения, то последовательное углубление позволяет убедиться, что прием обратного движения замкнул композицию холста. Горизонтальный фризовый прием принял кольцевой ход, глаз улавливает внутренний смысл композиции. В центре снова намечается переход от профильного плана к изображению бойцов, уходящих в глубь пространства картины. Это не отвлеченные типы бойцов. Фигуры моделированы объемно. Цвет, хотя и скупо, передает цветовую индивидуальную характеристику портретированных. Однако фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Но если это снизило цветовое живописное начало, то подчеркнуло динамику, действие в картине, ее смысл и зримость. Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился, и впечатления воли и тяжелых страданий, поэтому я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине». 

«Оборону Петрограда» я написал в течение двух недель. Это предельно короткий срок. Но путь к этим двум неделям был очень долгий. «Обороне Петрограда» предшествовало несколько картин … Для новой картины мне нужен был и более непосредственный конкретный жизненный материал. Я обошел Ленинград, с удовольствием смотрел на путиловских рабочих, но завод мне не понравился, зато знакомство с людьми, их лица позволили найти хороший, выразительный типаж. Картину решил назвать «Оборона Петрограда». И хотя уже были сделаны эскизы, я не находил в них того тематического ключа, который нужен был для нового полотна. Несколько работ, написанных перед «Обороной», были эффектны. В них по-своему нашла воплощение современность. Но для нового полотна мне казалось это недостаточным. Необходимо было довести его до такого состояния, когда картина из чисто декоративной становится произведением большой темы. Это был период трудный, даже мучительный — дать картине духовное дыхание. Сама жизнь, ее героика, яркие характеры людей, с которыми я встречался, открыли путь к решению задачи. Прошло много времени, и теперь, когда я гляжу на это произведение, я узнаю среди его героев своих друзей и знакомых рабочих. Их уже, наверное, давно нет в живых, но для меня они продолжают жить такими, какими видел их тридцать пять лет тому назад. Картина по-прежнему мне очень близка. В ней, думается, я нашел путь к воплощению того, что меня глубоко волнует и по сей день — новое в жизни, выраженное языком новой художественной формы. Может быть, только это и способно дать произведению длительную жизнь». 

«Свою любимую вещь «Оборона Петрограда» я написал в 1927 году. Для лица и фигуры идущего в центре командира мне позировал настоящий советский командир, один из первых орденоносцев, друг Нетте, с которым он, курьер советской дипломатии, выполнял опасную работу... Но на картине среди своих безымянных товарищей он продолжает шагать к новым боям и дружбе — мой друг Ян Шкурин. А вот «героиня» моей картины «Скука», которую я увидел в Филадельфии, в богатом коттедже, весьма модерном, с самыми левыми картинами на стенах, с самой модной мебелью и сытым бытом. Вероятно, она и сейчас живет и скучает, потому что, кроме холеного, косметического лица, вы ощущаете в ней глубокую пустоту, никчемность, которая не дает личной человеческой радости. Несмотря на видимую обеспеченность быта, несмотря на общепринятые признаки внешней красоты, какая это некрасивая жизнь, какое некрасивое человеческое лицо!» 

А.А.Дейнека

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 


Слова для поиска (тэги):  Русские художники, реализм, Дейнека Александр Александрович.  Эскиз картины «Оборона Петрограда»

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования