28 декабря 2011
Тропинин Василий Андреевич Tropinin Vasily. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 102 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Тропинин Василий Андреевич

 

Tropinin Vasily

 

(1776 - 1857)

 

 

 

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

Самородок

 

Тропинин прошел путь от крепостного мальчика, которого хозяева использовали в дворовых работах, до крупнейшего портретиста, по сути создавшего московскую летопись первой половины XIX века в лицах.

Василий Андреевич Тропинин родился 19 марта (30 марта по новому стилю) 1776 года в селе Карповка Новгородской области в семье крепостных графа А. С. Миниха. Сразу отметим, что указанный год рождения оспаривается некоторыми искусствоведами. В качестве такового они называют 1780 год.

Общее негативное отношение историков к русскому крепостному рабству выразилось в формировании ряда стереотипов, рисующих мир крепостных как нечто сплошь "беспросветное". Действительно, "света" в нем было мало, крепостная зависимость не украшала Россию, но, между тем, в самом "сообществе" крепостных не было никакой однородности - там существовала своя социальная иерархия. И в этой иерархии отец Троинина занимал довольно высокое место. Будучи управляющим у Миниха, он в конце концов за свои добросовестные труды получил личную свободу - правда, семья его при этом осталась крепостной. Его сын смог получить начальное образование - в новгородской "народной школе", куда его отдал Миних и где он учился четыре года.

В начале 1790-х годов у юного Тропинина сменился хозяин. В качестве приданого он перешел в собственность графа И. Моркова, женившегося тогда на дочери Миниха, Наталье Антоновне. Надо сказать, что отец Тропинина, видя снедавшую сына с детства страсть к рисованию, просил Моркова отдать его в ученики к живописцу, на что получил категорический отказ. Вместо этого юношу отправили в Петербург учиться на кондитера. Произошло это в 1793 году.

В искусствоведческой литературе этот поступок Моркова оценивают по-разному - и по большей части, довольно жестко, представляя Моркова каким-то махровым крепостником и самодуром. Такая "социальная" трактовка вряд ли корректна. Забегая вперед, скажем, что "Салтычихой в штанах" граф никогда не был и всегда относился к Тропинину с большой симпатией.

Более того, впоследствии он сделал его своим доверенным лицом и со временем высоко оценил его творчество. Даровав художнику свободу, он даже просил его остаться - уже на правах свободного человека - на жительство в своем доме. Но Морков был человеком своего времени, и это многое объясняет. Сила социального внушения эпохи всегда велика, а ее инерция почти неодолима. Трудами своих крепостных, не особенно смущаясь этим фактом, в начале XIX века жили и самые либеральные и образованные дворяне. Потому что по-другому жить не умели (даже если и хотели).

Как бы то ни было, в Петербурге художественная страсть молодого Тропинина разгорелась пуще прежнего. Он поселился в доме графа Завадовского, где на его счастье обитал некий профессиональный художник - вот у него Тропинин и стал брать уроки. Иногда за искусство ему приходилось и претерпевать наказания - жена кондитера, узнававшая, что их ученик снова "бьет баклуши" у живописца, приводила его буквально за уши "на место" и приказывала высечь.

Но Тропинин - несмотря на мягкость своего характера, отмечаемую всеми мемуаристами, - был настойчив. В 1798 году он тайком начал посещать бесплатные рисовальные классы при Академии художеств, а уже с 1799 года - с разрешения графа Моркова - приступил к занятиям в качестве "постороннего ученика". В Академии молодой живописец, по свидетельству его первого биографа Н. Рамазанова, "скоро приобрел себе дружественное расположение и уважение бывших в то время на виду лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова". Отличали его и профессора - за время учебы Тропинин получил две медали за свои работы. Азы художественного ремесла он постигал в мастерской известного портретиста С. Щукина. По поводу отношений учителя и ученика высказываются разные версии. По одной из них, Щукин всегда (и впоследствии тоже) помогал Тропинину, по другой - именно он каким-то образом оказался замешан в том, что в 1804 году молодого художника срочно вытребовал к себе граф Морков. Столь неожиданным результатом закончились все ходатайства об освобождении Тропинина из крепостной зависимости (а об этом просил, в частности, и президент академии художеств граф А. Строганов). По предписанию хозяина Тропинин выехал на Украину, в село Кукавку Подольской губернии, где Морковь: обустраивали новое имение.

Здесь, выполняя обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца, он прожил до 1812 года. В 1807 году в новой церкви, расписанной художником, его обвенчали с Анной Ивановной Катиной, местной уроженкой. Когда разразилась война с Наполеоном, графа Моркова по выбору московского дворянства назначили начальником московского ополчения. Подобно знаменитому генералу Раевскому взяв с собой обоих сыновей (младшему было лишь 14 лет), граф выехал на войну. Тропинин, возглавив обоз с морковским имуществом, двинулся вслед за ним. В Москву он прибыл уже после страшного пожара, в котором сгорел и дом Моркова. А вместе с домом - и практически все ранние работы художника. На его плечи легла задача по восстановлению дома - с этой задачей Тропинин блестяще справился.

Снова потекла прежняя жизнь. Впрочем, за столом Тропинин больше не прислуживал, в основном занимаясь живописью. В 1821 году он покинул Кукавку и вместе с Морковыми перебрался в Москву. Слава его, как замечательного портретиста, росла, все больше уважаемых в обществе людей уговаривало графа дать ему вольную. На Пасху 1823 года Тропинин получил свободу. Отметим, что жена и его единственный сын Арсений оставались крепостными еще пять лет.

Художнику требовалось срочно обеспечить себе социальную "нишу", и уже осенью 1823 года он за картины "Кружевница", "Портрет художника О. Скотникова" и "Нищий старик" был утвержден в звании так называемого "назначенного" академика (то есть кандидата в академики). Через год, представив "Портрет медальера К. А. Леберехта", Тропинин стал полноправным академиком. Ему предлагали профессорство в Академии, но живописец, отказавшись, вернулся в Москву - в чопорном чиновничьем Петербурге он чувствовал себя неуютно, к тому же семья его оставалась в Москве.

В 1824 году он поселился в доме Писаревой на Ленивке близ Большого Каменного моста и прожил здесь более 30 лет. Дни Тропинина были заполнены художническими трудами - портреты он писал без устали, и с каждым новым портретом слава его становилась все громче. Заказы сыпались на живописца один за другим. Дом его вскоре стал известен всей Москве, в нем перебывало множество знаменитостей. Особенно близко сошелся Тропинин с Брюлловым. Тот, после всеевропейского триумфа своей "Помпеи", по повелению императора вернулся в Россию и в декабре 1835 года объявился в Москве. "Брюллов, - свидетельствовал Н. Рамазанов, - пораженный в старце необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нем разговором, полюбил Тропинина всей душой и редкий день не навещал его". Симпатия была взаимной.

В 1856 году умерла Анна Ивановна Тропинина, с которой художник душа в душу прожил полвека. Печаль его было велика. В том же году он переехал на жительство в собственный домик в Замоскворечье. Сын художника, пытаясь хоть как-то смягчить горе отца, приложил огромные усилия для того, чтобы в новом доме тому было хорошо и уютно. Посетители нахвалиться не могли на обилие цветов, на щебечущих канареек, на обстановку. В ответ Тропинин лишь взмахивал рукой: "Ах, не говорите этого... Старуха моя умерла, да и дверей тех нет..." - вспоминая легендарные двери своей квартиры на Ленивке, сверху донизу исписанные автографами - их оставляли те, кто не заставал художника дома. "Был Брюллов". "Был Витали". "Был Булахов". "Снова был Брюллов".

Умер Тропинин 3 мая (15 мая по новому стилю) 1857 года. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 386 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 102 из этого альбома
"Кружевница"
"Этюд к "Кружевнице"
"Автопортрет"
"Портрет Арсения Тропинина, сына художника"
"Портрет Александра Сергеевича Пушкина"
"Автопортрет с кистями на фоне Московского Кремля"
"Домашний концерт"
"Графический портрет Е.Д. Щепкиной"
"Женщина в окне. (Казначейша)"
"Портрет Николая Михайловича Карамзина"
"Гитарист"
"Портрет И.И. Морковой"
"Этюд к портрету А.С. Пушкина"
"Нищий старик"
"Портрет E.O. Скотникова"
"Портрет K.A. Леберехта"
"Девушка с горшком роз"
"Девочка с куклой"
"Девушка со свечой"
"Голова девочки"
"Портрет Александра Александровича Сапожникова"
"Портрет А.И.Тропининой"
"Портрет Е.В. Киреевской"
"Портрет Е.П. Протасьевой"
"Портрет Е.П. Ростопчиной"
"Портрет Е.П. Ростопчиной"
"Портрет Л.Я. Неклюдова"
"Портрет М.Ф. Протасьева"
"Портрет молодого человека в зеленом халате"
"Портрет художника Николая Аполлоновича Майкова"
"Портрет Н.И. Уткина"
"Портрет Н.С. Меншикова"
"Портрет неизвестного с усами"
"Портрет Павла Михайловича Васильева"
"Портрет писательницы В.И. Лизогуб"
"Портрет пожилого украинского крестьянина"
"Портрет сына художника за мольбертом"
"Старик крестьянин"
"Дупель и снегирь"
"Старуха, стригущая ногти (Портрет жены художника)"
"Украинка в намитке"
"Портрет жены художника"
"Мальчик с жалейкой"
"Портрет Ираклия и Николая Морковых"
"Семейный портрет графов Морковых"
"Украинец (Устим Кармелюк?)"
"Пряха"
"Портрет Булакова"
"Гитарист"
"Портрет Константина Георгиевича Равича"
"Портрет Н.И. Чернышевой"
"Золотошвейка"
"Старик, обстругивающий костыль"
"Солдат со штофом, считающий деньги"
"Портрет графини Н.А. Зубовой"
"Портрет князя П.И. Багратиона"
"Украинская деревня. Гроза"
"Портрет Ю.Ф. Самарина - в костюме охотника"
"Портрет Сергея Михайловича Голицына"
"Портрет Карла Павловича Брюллова"
"Продавец дров"
"Портрет генерала А.И. Горчакова"
"Портрет князя Михаила Александровича Оболенского ребенком"
"Портрет Боцигетти"
"Портрет штабс-капитана Ивана Васильевича Алымова"
"Портрет Алексея Ивановича Кусова"
"Портрет Василия Степановича Энева"
"Старый ямщик, опирающийся на кнутовище"
"Портрет неизвестного"
"Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова"
"Портрет Сергея Сергеевича Кушникова"
"Портрет А.И. Барышникова"
"Портрет В.М. Яковлева"
"Портрет писательницы Лидии Николаевны Кожиной"
"Портрет Федора Семеновича Мослова со служащими конного завода"
"Портрет Диомида Васильевича Киселева"
"Портрет Киселевой"
"Портрет Семёна Николаевича Мосолова"
"Портрет архимандрита Феофана"
"Портрет Александра Федоровича Заикина"
"Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной"
"Портрет скульптора И.П. Витали"
"Портрет М.М. Сперанского"
"Портрет Платона Николаевича Зубова"
"Разбойник (Портрет князя Оболенского)"
"Портрет композитора Александра Александровича Алябьева"
"Портрет Д.П. Воейкова с дочерью В.Д. Воейковой и англичанкой мисс Сорокк"
"Портрет Алексея Алексеевича Тучкова"
"Портрет Елизаветы Владимировны Мазуриной"
"Портрет Юрия Федоровича Самарина"
"Портрет Владимира Артемьевича Раевского"
"Портрет Е.А.Сисалиной"
"Портрет неизвестного в черном сюртуке (Веревкина)"
"Портрет Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер"
"Портрет Левицкой-Волконской"
"Старуха с курицей (Портрет жены художника)"
"Девушка украинка в пейзаже"
"Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника"
"Портрет Елены Дмитриевны Щепкиной"
"Портрет Михаила Щепкина"
"Кружевница"
"Портрет П.И. Сапожниковой"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования