28 декабря 2011
"Кружевница". Автор: Тропинин Василий Андреевич
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет / Альбом Тропинин Василий Андреевич Tropinin Vasily
Разместил: Ивасив Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Кружевница"
1823 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта картина (вместе с двумя другими работами) послужила Тропинину пропуском в Академию художеств. Вопрос: ориентировался ли он на академические вкусы, задумывая "Кружевницу"? Возможно. На это указывают некоторые особенности композиции и "лепки" самой героини полотна. Что, впрочем, не отменяет его художественной ценности. А она, эта ценность, определяется, в частности, тем, что перед нами, пожалуй, самый удачный образ из тропининской галереи "трудовых девушек". Да, заметно идеализированный, "очищенный" от шелухи повседневности и примет тяжелого труда - но это "очищение" происходило в рамках того стиля, который уже на протяжении 30 лет задавал тон в тогдашнем отечественном искусстве. Не случайно так часто сравнивают "Кружевницу" с "Бедной Лизой" Карамзина, появившейся в 1792 году и перевернувшей умонастроение эпохи. "И крестьянки любить умеют!" - повторяли многие вслед за писателем. "Кружевница" угодила точно во вкусовые ожидания публики и стала прекрасным финальным аккордом русского сентиментализма.
"Кружевница" пришлась по душе современникам художника - настолько, что в разное время ему пришлось сделать семь (!) ее авторских копий. Кажется, копировал самого себя Тропинин с удовольствием - высокая оценка этой картины соответствовала его собственному ощущению значимости этого творения. Общее впечатление точно выразил известный художник и писатель П. Свиньин (1787-1839): "И знатоки и незнатоки, - писал он, - приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой".
Говоря о том, что "Кружевница" принадлежит к ряду тропининских работ 1820-х годов, воспевающих свежесть молодости и красоту опоэтизированного труда, мы не совсем точны. В действительности у "трудовых девушек" художника были предшественницы. В годы своего украинского крепостного "заточения", которые сам Тропинин, впрочем, со своейственной ему незлобивостью воспринимал как своеобразную творческую командировку "в народ", он много писал местных девушек и парубков. Те редкие ранние картины, которые дошли до нашего времени, показывают, что в "Кружевнице" отрабатывается немало приемов, опробованных уже тогда. Хотя, конечно, в мастерстве Тропинин начала 1820-х годов значительно прибавил - некоторая сглаженность изображения закрывает от поверхностного взгляда характерную для этой картины тончайшую нюансировку и ее кропотливую и тщательную "выписанность".
« Предыдущее фотоСледующее фото »