23 мая 2011
"Водоем". Автор: Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Изобразительное искусство / Живопись / Символизм / Альбом Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович Borisov-Musatov Victor
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Водоем"

 

1902 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Этот признанный шедевр Борисова-Мусатова, в какой-то мере ставший художественным символом первого десятилетия XX века, навеян зубриловскими усадебными пейзажами. Он писался в самую счастливую пору жизни художника - летом 1902 года, во время очередного посещения Зубриловки. Вместе с Борисовым-Мусатовым в имении жили его сестра, Е. Мусатова, и невеста, Е. Александрова, именно тогда согласившаяся стать его женой (спустя семь лет после первого предложения). Они и послужили художнику моделями для героинь этой удивительной картины-грезы. Художник был полон сил, о нем заговорила художественная критика, его картины пользовались успехом, ряд молодых мастеров видели в нем лидера нового русского искусства. "Водоем" - своеобразный манифест живописного символизма. Для всего творчества Борисова-Мусатова характерны две тенденции - стремление к точному воспроизведению живописных деталей и одновременно явная "символизация" образов. До "Водоема" эти тенденции существовали отдельно, часто конфликтуя друг с другом, чем объясняется масса нереализованных замыслов художника. В "Водоеме" Борисову-Мусатову удалось объединить их в гармоничное целое. 

В. Станюкович вспоминал о первом впечатлении, полученном от встречи с картиной "Водоем": "Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Мы были ослеплены, красками, не понимали... Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Стояла тишина. Виктор ходил в другой комнате. "Как хорошо... Боже, как хорошо!" - прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца, словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели - счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущенный".

 В этом свидетельстве отмечено главное - "неотмирность" мусатовского видения, хотя написано оно вроде бы с натуры: с реальных женщин, с реального зубриловского пейзажа. Это то самое поэтическое преображение действительности, прозревание иных миров, о котором много говорили символисты, видевшие именно в них последнюю правду, скрытую от усталого взгляда будничной пеленой. "Мусатов создает свои картины-грезы, - писал С. Маковский, - насыщенные одним и тем же настроением, одной и той же грустью: грустью женских образов-теней, так похожих друг на друга, тихих, безнадежно забытых, о чем-то вспоминающих в запустении старинных парков, в осеннем сумраке и на заре весенней, подле балюстрад с белыми вазами, цветочных клумб и сонных водоемов".

Любимый Борисовым-Мусатовым мотив овала и здесь задает музыкальный ритм, определяемый, прежде всего, очертаниями водоема. Колористическое решение работы полностью подчиняется требованиям этого ритма - оно построено на строгом чередовании и повторении сочетаний синего, сиреневого и зеленого. 

Эти изысканные сочетания и попытался воспроизвести наш художник.

Образ вечной гармонии, воплощенный в "Водоеме", несмотря на свою вневременность и "неотмирность", тем не менее, имеет для нас вполне конкретную географическую привязку. Это - Зубриловка, имение князей Прозоровских-Голицыных. Здешнюю землю на берегу Хопра приобрел в 1770-е годы флигель-адъютант Екатерины II князь С. Голицын. Как утверждает легенда, великолепный дворец построили солдаты драгунского полка, которым он командовал. Одновременно в усадьбе был заложен регулярный парк со сложной гидротехнической системой прудов и водоемов.

 Жизни Борисова-Мусатова (и, добавим, его смерти) сопутствовал ряд странных мистических совпадений. Буквально за неделю до его смерти имение в Зубриловке оказалось разгромлено взбунтовавшимися крестьянами. Крестьянские волнения революционной осенью 1905 года охватили все Поволжье. Современник Борисова-Мусатова писал вскоре после его кончины: "Есть что-то роковое в совпадении смерти художника и гибели имения, которое он так любил. Теперь еще мрачнее глядит полуразрушенный дом-дворец с полукруглым выступом фасада, украшенным колоннами; среди мертвых деревьев старого парка застыли бассейны и водоем, около которых так много работал Мусатов".

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования