14 августа 2012
"Тайная вечеря". Автор: Ге Николай Николаевич
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники / Альбом Ге Николай Николаевич
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Тайная вечеря"

 

1863 г. Холст, масло 66,5 х 89,6

Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Из очерка "Николай Ге" 
Елены ГЕРАСИМОВОЙ,
(зав. отделом научно-образовательных программ Государственной Третьяковской галереи)

 

Флоренция. „Тайная вечеря“


Половина пенсионерского срока осталась позади, а отчитаться перед Академией было нечем.


Я хотел поехать в Россию и сказать… что убедился в отсутствии у себя таланта художественного.

В Италии родились сыновья. Жить с детьми в Риме было неудобно, Ге переехали во Флоренцию. Здесь оказалось много знакомых. Дом Ге был открыт для всех. Сюда приходили русские, итальянцы, французы. Вечера проходили в „страшных спорах“. Спорили об искусстве, философии, политике

В этой накаленной атмосфере споров о жизни родился замысел первой настоящей картины Николая Ге.

Я разбирал Св. Писание, читал сочинение Штрауса и стал понимать Св. Писание в современном смысле, с точки зрения искусства. Когда я прочел главу о „Тайной вечере“, я увидел тут присутствие драмы… увидел те сцены, когда Иуда уходит с Тайной вечери, и происходит полный разрыв между Иудой и Христом. Иуда был хорошим учеником Христа, он один был иудей, другие были из Галилеи. Но он не мог понять Христа, потому что вообще материалисты не понимают идеалистов.

Через неделю была подмалевана картина, в настоящую величину, без эскиза.

Выстраивая на холсте комнату Тайной вечери, художник создает иллюзию (которой так не хватало ему в картине Александра Иванова).

Верится в эту комнату, „триклиниум“, до иллюзии освещенную светильниками с движущимися широкими тенями по стенам от фигур апостолов, с проблесками глубокой вечерней лазури в окне, — описывал свое впечатление молодой Илья Репин.

Ге вводит нас внутрь комнаты. Входя, мы сталкиваемся с уходящим. Он заслонил свет. Не разглядеть лица. Только темный силуэт, бесшумно, как призрак, выдвигающийся навстречу. Иуда — главная интрига картины. Евангельский текст, „переведенный“ с высокого литературного стиля на общепонятный разговорный, обнаружил ошеломляющую остроту. Почему Иуда предал своего учителя? Деньги? Желание самоутвердиться? Разочарование в учителе? Или стремление к общественному благу?

Ге вспоминал, какое впечатление произвела картина на Герцена.

Он долго смотрел „Тайную вечерю“. „Как это ново, как верно“. Я ему напомнил разрыв друзей, намекнул на разрыв его с Грановским. „Да, да, это глубоко, вечно, правда“.

Картина Ге заставляла задуматься над главным парадоксом современной эпохи. Почему споры между умными людьми, стремящимися к общественному благу, приводят к разрыву отношений, вражде, не останавливающейся перед предательством? И что такое „борьба за общественное благо“ в свете христианской любви?

Осенью 1863 года Ге привез „Тайную вечерю“ в Петербург. На академической выставке она имела громкий успех. Это был первый успех художника, имевшего дар „всюду возбуждать вопросы жизни“. Картину хвалили, ругали, о ней везде говорили. Она обжигала, тревожила, не отпускала.

Ге вдруг оказался знаменитым. Для студентов Академии он стал легендой, такой же прекрасной, как легенда о „великом Карле“.

Величественный, изящный, одетый во все черное… от всей фигуры его веяло эпохой Возрождения: Леонардо да Винчи, Микельанджело и Рафаэль разом вставали в воображении при взгляде на него.
 
______________

«Тайная вечеря» — первая большая картина Ге. Трагедия учителя, предвидящего отступничество одного из учеников, но готового к самопожертвованию, — основа драматического конфликта полотна, написанного во Флоренции и привезенного в Петербург. Несмотря на бурную полемику вокруг картины, Академия нашла эту картину выполненной «с особым искусством». Однако неканоническая трактовка евангельского сюжета навлекла на автора обвинения в «материализме» и «пошлости». Против картины выступили церковные власти. Передовая русская критика восприняла полотно Ге как завоевание русской школы реализма. Восторженно отзывался о картине И. Крамской, серьезный анализ произведения дал М. Салтыков-Щедрин.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг 4 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования