14 августа 2012
"Тайная вечеря". Автор: Ге Николай Николаевич
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники / Альбом Ге Николай Николаевич
Разместил: Ивасив Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Тайная вечеря"
1863 г. Холст, масло 66,5 х 89,6
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из очерка "Николай Ге"
Елены ГЕРАСИМОВОЙ,
(зав. отделом научно-образовательных программ Государственной Третьяковской галереи)
Половина пенсионерского срока осталась позади, а отчитаться перед Академией было нечем.
В Италии родились сыновья. Жить с детьми в Риме было неудобно, Ге переехали во Флоренцию. Здесь оказалось много знакомых. Дом Ге был открыт для всех. Сюда приходили русские, итальянцы, французы. Вечера проходили в „страшных спорах“. Спорили об искусстве, философии, политике
В этой накаленной атмосфере споров о жизни родился замысел первой настоящей картины Николая Ге.
Через неделю была подмалевана картина, в настоящую величину, без эскиза.
Выстраивая на холсте комнату Тайной вечери, художник создает иллюзию (которой так не хватало ему в картине Александра Иванова).
Ге вводит нас внутрь комнаты. Входя, мы сталкиваемся с уходящим. Он заслонил свет. Не разглядеть лица. Только темный силуэт, бесшумно, как призрак, выдвигающийся навстречу. Иуда — главная интрига картины. Евангельский текст, „переведенный“ с высокого литературного стиля на общепонятный разговорный, обнаружил ошеломляющую остроту. Почему Иуда предал своего учителя? Деньги? Желание самоутвердиться? Разочарование в учителе? Или стремление к общественному благу?
Ге вспоминал, какое впечатление произвела картина на Герцена.
Картина Ге заставляла задуматься над главным парадоксом современной эпохи. Почему споры между умными людьми, стремящимися к общественному благу, приводят к разрыву отношений, вражде, не останавливающейся перед предательством? И что такое „борьба за общественное благо“ в свете христианской любви?
Осенью 1863 года Ге привез „Тайную вечерю“ в Петербург. На академической выставке она имела громкий успех. Это был первый успех художника, имевшего дар „всюду возбуждать вопросы жизни“. Картину хвалили, ругали, о ней везде говорили. Она обжигала, тревожила, не отпускала.
Ге вдруг оказался знаменитым. Для студентов Академии он стал легендой, такой же прекрасной, как легенда о „великом Карле“.
«Тайная вечеря» — первая большая картина Ге. Трагедия учителя, предвидящего отступничество одного из учеников, но готового к самопожертвованию, — основа драматического конфликта полотна, написанного во Флоренции и привезенного в Петербург. Несмотря на бурную полемику вокруг картины, Академия нашла эту картину выполненной «с особым искусством». Однако неканоническая трактовка евангельского сюжета навлекла на автора обвинения в «материализме» и «пошлости». Против картины выступили церковные власти. Передовая русская критика восприняла полотно Ге как завоевание русской школы реализма. Восторженно отзывался о картине И. Крамской, серьезный анализ произведения дал М. Салтыков-Щедрин.
На главную страницу раздела Изобразительное искусство
« Предыдущее фотоСледующее фото »