14 августа 2012
"«Что есть истина?». Христос и Пилат". Автор: Ге Николай Николаевич
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники / Альбом Ге Николай Николаевич
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"«Что есть истина?». Христос и Пилат"

 

1890 г. Холст, масло 233 х 171

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Анна Петровна Ге привыкла уже переносить многие странности мужа-артиста. Но когда с ним произошла эта последняя крутая перемена, когда он превратился в восторженного толстовца с полным отрицанием всех обычных форм жизни,— она испугалась не на шутку. Испробовав все средства убеждения и отчаявшись, она переехала к сыну. Но теперь уже ничто не могло поколебать уверовавшего. Казалось, он и сам желал лишений и испытаний.
 
Он совсем бросил хозяйство и сделался почти бродячим художником. Потом вдруг возжелал удалиться за Волгу, чтобы основать толстовскую общину. Увлёкся философией Ницше… По счастью, стоны близких всё же не отпустили его далеко от дома. Тогда-то, раздираемый на части, Николай Николаевич и задает себе главный вопрос.

 

Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? Евангелие от Иоанна
 
В 1880 году на Передвижной выставке Николай Ге выставил картину «Милосердие»: милая девушка напоила нищего кружкой воды, а потом смотрит ему вслед – «Не Христос ли это?» Работу публично освистали. Да так, что художник её уничтожил: на том же самом холсте, поверх, он создал одно из лучших своих произведений – «Что есть истина?» И почти перестал писать: «Нам теперь искусство совсем не нужно. Есть более важные и серьезные дела».
 
Картина «Что есть истина?» разделила публику на две партии. «Я хочу видеть в Христе Христа,— говорил Михайловский,— то есть те черты, которые Ему усваивает Евангелие. За Христом шли ученики, толпы народа, а в Христе Ге нет ничего от вождя. Христос был проповедником любви, кротости, всепрощения – я не вижу этих черт на картине». А вот Лесков воскликнул: «Всю мою жизнь я искал такого лица! Это первый Христос, которого я понимаю». Словом, равнодушных не осталось, и Ге вернулся на хутор победителем. Впрочем, считалось, что это уже был не его хутор. Он отказался от собственности и сдал имение в аренду, сыну. Крестьянам Николай Николаевич говорил, что теперь он имеет гораздо меньше, чем они. Они кивали, а про себя посмеивались: «Добрый барин, но немного „не того“.
 
Лев Николаевич очень любил эту картину – вопрос прокуратора и для него был главным, но беда, может, и заключалась в том, что он не мог в этом признаться. Слишком многие считали его не искателем, а обладателем истины. Но Истина – это Бог, а кто же тогда он? Идол? Много мужества надо, чтобы разрушить его самому. И Ге, кажется, пытался помочь другу – Репин писал Толстому, что на «Суде Синедриона» у Каиафы его лицо.

На картине «Что есть истина?» измученный Христос, стоящий со связанными руками перед Понтием Пилатом, римским правителем Иудеи, угрюм и сосредоточен. Он только что произнёс в ответ: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине». Пилат усмехается в ответ. Этот римлянин с мощной фигурой и свободными движениями уверен в себе, его жест выглядит издевательским. Драматический конфликт выражен отчётливо, резко и психологически убедительно.

Впервые Гё написал картину-притчу. Здесь все утрировано, даже плакатно, конфликт обнажен. Художник рвал не только с церковным, но и с многовековым изобразительным каноном – «нельзя писать «красивого» Христа после того, как сожжены и убиты десятки тысяч христов, гуссов, брунов». Снова его полотно возбудило яростные споры. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев Александру III. Холст был вскоре запрещен. Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее, но картина еще долго находилась в запасниках. Произведение написано поверх картины «Милосердие».

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг 4 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования