23 августа 2012
"Портрет поэта Якова Петровича Полонского". Автор: Крамской Иван Николаевич Ivan Kramskoy
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники / Альбом Крамской Иван Николаевич Kramskoj Ivan Nikolaevich
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Портрет поэта Якова Петровича Полонского"


1875 г. Холст, масло 73,8 х 59,2

Государственная Третьяковская галерея, Москва

В середине 1860-х годов у П. М. Третьякова появилась заветная мысль - собрать в своей галерее портреты знаменитых русских писателей, попытавшись тем самым создать обобщенный образ самобытной русской культуры.

В самом начале 1870-х годов над выполнением этой задачи трудился В. Перов, чуть позже его в этой роли сменил наш герой. Впервые Третьяков «вышел» на Крамского в 1869 году, предложив ему написать портрет Гончарова. Художник  Крамской принял этот заказ, но отношение живописца-разночинца к заказчику-«купчине», между тем, еще некоторое время оставалось несколько подозрительным. Постепенно оно смягчилось -уже в начале 1870-х годов Крамской отмечал, что «он все-таки человек ничего - дело с ним иметь можно», а чуть позже и вовсе нашел в Третьякове родственную душу. Понятно, что писать знаменитых литераторов он после этого продолжил.

И эти портреты - едва ли не вершина портретного творчества Крамского. В них он выступил виртуозом психологической характеристики, умеющим малыми средствами показать очень многое.

 

Яков Петрович Полонский (6 [18] декабря 1819, Рязань — 18 [30] октября 1898,Санкт-Петербург) — русский поэт и прозаик.


Родился в семье бедного чиновника. Окончив гимназию в Рязани (1838), поступил на юридический факультет Московского университета. Сблизился с А.А. Григорьевым и А.А. Фетом, познакомился также с П.Я. Чаадаевым, А.С. Хомяковым, Т.Н. Грановским.

В журнале «Отечественные записки» в 1840 опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи».
По окончании университета (1844) жил в Одессе, затем получил назначение в Тифлис (1846), где служил до 1851. С 1851 жил в Санкт-Петербурге, редактировал журнал «Русское слово» (1859-1860). Служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати (1860-1896).

Умер в Санкт-Петербурге, похоронен в Рязани на территории Рязанского кремля.

Литературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы, рассказы.

Первый поэтический сборник - «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе второй сборник «Стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку В.Г. Белинского. В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа. Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878) он посвятил Вере Засулич. На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890).

Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859).

Писал также в прозе. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869) следовал И.С. Тургеневу. В основу романа «Дешёвый город» (1879) легли впечатления одесской жизни. Автор опытов в жанре мемуаров («Мой дядя и кое что из его рассказов»).

Многие стихи Полонского положены на музыку А.С. Даргомыжским, П.И. Чайковским, С.В. Рахманиновым, С.И. Танеевым, А.Г. Рубинштейном, М.М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 году, стала народной песней.

 

Публицистическая и общественная деятельность


С 1860 году и до конца жизни на квартире поэта по пятницам собирались учёные, деятели культуры и искусства на встречах, получивших название «Пятницы» Я.П. Полонского.

Консерватор и православный, в конце жизни Я.П. Полонский выступал против критики церкви и государства со стороны Льва Толстого. В 1895 по поводу вышедшего за границей сочинения Толстого «Царство божие внутри вас» Полонский напечатал в «Русском обозрении» (№ 4-6) полемическую статью «Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л.Н. Толстого». После появления статьи Толстого «Что такое искусство?» Полонский также написал резкую статью. Это вызвало со стороны Л.Н. Толстого письмо с предложением о примирении: Толстому стало известно доброжелательное отношение Полонского к гонимым духоборам.

Полонский писал письма в защиту духоборов Победоносцеву, а также собирался писать воспоминания о них.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг 5 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования