01 сентября 2012
"Приход колдуна на крестьянскую свадьбу". Автор: Максимов Василий Максимович Maksimov Vasiliy
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники / Альбом Максимов Василий Максимович Maksimov Vasiliy
Разместил: Ивасив Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Приход колдуна на крестьянскую свадьбу"
1875 г. Холст, масло 116 х 188
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Очень подробно описанные в «Автобиографии» женитьба старшего брата и поездка в дом невесты становятся сюжетом «Прихода колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 год). В этом описании важен эпический тон и подробности: «Нас встретил на дворе родной брат Варвары Семеновны (невесты.— Ред.) Григорий, два его брата и мать, со свечами проводили в избу; изба оказалась черная, как баня, и запах такой же банный, она низенькая, тесная, неуютная, мне сразу стало скучно. Дядя и мама были разговорчивы и не показывали своего удивления; вот когда начался стол, стали неволить пить водку, пиво, тут дядя решительно сказал, что он не «пьянствовать приехал, а сделать честь новой родне». И в самом деле, из всех наших гостей водку и пиво пили только двое, да и то самую малость... Еще немного прошло время, что мы сидели за столом, Варварина родня, напившись, начала между собой вздорить, как раз в это время вошел какой-то человек с собакой и, не снимая шапки, стоял у порога. Все гости переглянулись и шептали друг другу: «Колдун, колдун пришел»,— тогда дядя о. Трефилий встал и громко сказал: «Колдун, подойди сюда, выпей за здоровье молодых красулю и уходи, не мешай пировать». Поднесли колдуну водки, дядя сунул ему в руки какую-то монету и колдун исчез со своей собачкой...»
В Товариществе передвижников Василий Максимович Максимов быстро зарекомендовал себя ведущим мастером крестьянской темы. На четвертую выставку он представил работу «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», оставшуюся лучшей в его творчестве.
Это произведение является свидетельством того, что передвижники, мучительно задумываясь над перспективами русского крестьянства, в отличие от своих предшественников-художников 1860-х годов, повествовали не только о горестях и бедах народных. Важное место в их творчестве заняли произведения, отображающие народные обычаи и нравы, объясняющие психологию крестьянской массы.
Мотив свадебного торжества, выбранный Максимовым, давал для этого богатейшие возможности. Свадьбы всегда служили наиболее ярким событием в сельской жизни. Церемониал их обрядов, включавший в себя и песни и театрализованные действия, складывался веками, воплощая эстетические представления народа.
Реалистическая убедительность, с которой обрисованы характеры действующих лиц и вся окружающая обстановка, во многом объясняется тем, что живописец значительную часть своей жизни прожил в деревне, где не раз принимал участие в подобных торжествах. В картине он изобразил самого себя в молодости — в образе парня с балалайкой.
На главную страницу раздела Изобразительное искусство
« Предыдущее фотоСледующее фото »