02 сентября 2012
"Купец и товар". Автор: Неврев Николай Васильевич Nikolay Nevrev
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники / Альбом Неврев Николай Васильевич Nikolay Nevrev
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Купец и товар"


1890 г.

В большинстве жанровых полотен Николай Неврев знакомит нас со своими героями в минуты их эмоционального подъема. И в этой атмосфере необычности происходящего можно, кроме точности бытовых подробностей, почувствовать особый аромат истории нашего общества, нашей страны.

Очень интересная круговая композиция. Если идти по часовой стрелке от девушки, то получится три возраста женщины и... мужчина — вероятно, как то, что называется четвертой стадией жизни?

Его лицо в тени, как обычно и изображают смерть — в образе ужасного ли скелета или светлого, но грозного Ангела.

Весна -> лето -> осень -> зима.

Две дихотомии: «юное — зрелое» и «мужское — женское»

Сразу вспоминается другая «бытовая сцена 17 века» — «Завтрак» испанца Веласкеса, где основной вопрос, сколько человек изображено на картине — трое или четверо? Там четвертая стадия символизируется пустым (пустым ли?) плащом и шляпой, висящей на гвозде.

 

 

Диего Веласкес, Завтрак. Около 1618 года. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

 

Но вернемся к нашему купцу с его товаром.

Кафтан купца заметно европеизирован — не только притален, но и укорочен. В ухе «пиратская» серьга, которую, впрочем, в 17 в. носили все мужчины, как в России, так и в Европе.

Русский 17 век — последнее столетие традиционной православной культуры, порог петровских реформ. Вестником нарождающейся буржуазной цивилизации, уже сокрушившей традиционные идеологии в некоторых странах, например, в Англии и Голландии, выступает мужчина-«купец», представитель нарождающейся буржуазии — смерть уютному, замкнутому «женскому» («бабьему-рабьему» по словам некоторых наших доморощенных «фрейдистов» и «юнгианцев») мирку феодализма. Станет ли это начало, этот конец — началом чего-то нового? Этот вопрос, пусть пока еще не осознанный, читается в глазах девушки, которая со вниманием прилежной ученицы следит за актом купли-продажи, и в то же время с боязливостью всякой теремной девицы, редко видящей посторонних мужчин, прижалась к матери, ловкими, привычными движениями осматривающей отрез богатой ткани.

Этот вопрос был актуален в России петровского времени. Актуален он и сейчас.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования