07 октября 2012
"Отказ от исповеди". Автор: Репин Илья Ефимович Ilya Repin
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники / Альбом Репин Илья Ефимович
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Отказ от исповеди"

 

Эскиз

Начало 1880-х гг. Бумага, акварель 30.4 x 22.5 см

Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Работа поступила в Нижнетагильский музей в 1946 году из Государственной закупочной комиссии, Москва

 

 

В Нижнем Тагиле хранится рисунок карандашом с акварелью И.Е. Репина. Работа является одним из эскизов к известной картине «Отказ от исповеди», хранящейся в Третьяковской галерее. Художник долго вынашивал тему этой картины, навеянную освободительной борьбой русских революционеров. К ней он создал множество эскизов. Представить отношение Репина к духовенству нетрудно, для этого достаточно вспомнить такие его картины, как «Протодиакон», «Крестный ход в Курской губернии». Особенно же остро оно проявилось в "Отказе от исповеди". Сюжет картины был подсказан стихотворной поэмой «Отказ от исповеди», прочитанной Репиным в 1879 году в нелегальной «Народной воле» (впоследствии, когда картина была уже написана, Репин узнал, что автором поэмы был Н.М. Виленкин – литературный псевдоним Н. Миленский – и подарил эту картину ему, а позднее ее приобрел у Виленкина П.М. Третьяков).

На тагильском эскизе вверху рукой автора написано: "… грех? Бедных и голодных как братьев я любил?"... В оригинале эта часть поэмы звучит так: «Прости, Господь, что бедных и голодных я горячо, как братьев полюбил…». Репин делал надпись по памяти спустя много лет после прочтения поэмы, поэтому неточно воспроизвел фразу, сохранив лишь ее смысл.

Отказ от исповеди перед казнью, выражение презрения к ханжеству духовенства было явлением очень распространенным в 1870-1880-е годы, когда Репин работал над своей картиной. Он знал, что многие революционеры гордо отказывались от покаяния, уверенные в своей правоте, и сочувствовал им. Тем более, что по отношению к революционерам духовенство выступало еще и как союзник царизма, играя роль, по выражению М.А. Бестужева, "презренного шпиона": исповедь широко использовалась в целях доноса.

Эскиз из Нижнетагильского музея – одно из первых обращений художника к картине «Отказ от исповеди». Известный историк искусства И.С. Зильберштейн предполагает, что к 1880 году Репин сделал на этом листе карандашный набросок одного из композиционных вариантов своего замысла, а в 1913 году, по просьбе какого-то собирателя, завершил работу над рисунком и прошел его акварелью…1 Поэтому на рисунке стоят две, столь отдаленные друг от друга даты.

В отличие от самой картины, на эскизе и священник, и узник повернуты лицом к зрителю. И несмотря на то, что узник решительно отвернулся от противника, лицо его недостаточно выразительно, хотя и не лишено непреклонности. А вот фигура священника в позе просителя и с выражением мольбы на лице, вероятно оставила Репина неудовлетворенным. В дальнейшей своей работе над картиной он стремится к воплощению острого и непримиримого духовного поединка. Именно это восхитило В.В. Стасова, когда он впервые увидел картину в мастерской Репина.

1. Новое о Репине. Л., Художник РСФСР, 1969, с.356

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования