13 марта 2011
"Портрет З.А. Волконской". Автор: Брюллов Карл Павлович Bryullov Charles
Изобразительное искусство / Живопись / Академизм / Альбом Брюллов Карл Павлович. 01 - Биография Bryullov Charles - The biography
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Портрет З.А. Волконской"

 

Гравюра М. Майера с утраченной акварели К. Брюллова

1830 г.

Собрание музеев замка Сфорца, Милан, Италия

 

3.А. Волконская, отличавшаяся незаурядным литературным, сценическим и вокальным талантом, была воспета Пушкиным, Козловым, Баратынским, Веневитиновым.

В портрете Брюллова она задумчиво сидит в кресле, устремив в неведомые дали вдохновенный взгляд голубых глаз. Облику Волконской, тонко прочувствованному художником, созвучны слова, посвященные ей Пушкиным:


Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновения,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком
И вьется и пылает гений.


Брюллова связывала с 3.Волконской искренняя дружба и взаимные творческие симпатии, не прекращавшиеся до конца жизни художника.

«Не забуду рассказа княгини Марии Аполлинариевны Барятинской... о том, — вспоминал С.М.Волконский,— как она на вилле 3.Волконской однажды была свидетельницей встречи княгини Зинаиды, уже старухи, с только что приехавшим (в 1850 г.) Брюлловым. Они долго не видались, и встреча их была таким взрывом радости, таким слиянием общих интересов, иных, высших и более специальных, чем у других, что сразу все присутствующие почувствовали, что они отходит на задний план и что они только случайные, посторонние зрители другой жизни».

Волконская (княгиня Зинаида Александровна - 1792-1862) - писательница, родилась в 1792 г. в Турине от брака обер-шенка князя Алексея Михайловича Белосельского с Варварой Яковлевной Татищевой; первое свое литературное и эстетическое образование получила, благодаря заботам отца, который был известен как французско-русский писатель.

Выйдя замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского (умер в 1844 г.), она сначала жила в Петербурге, где и по сану и богатству мужа, по своему уму и по красоте занимала высокое положение при дворе. Когда, затем, после 1812 г. она оставила Россию, то такое же блестящее положение занимала и за границей, особенно в Теплице и Праге, где император Александр, находившийся в то время в Германии, любил бывать в ее обществе, равно как и тогда, когда она жила в Париже после 1813 г., а затем - в Вене и Вероне, во время блестящих европейских конгрессов.

Воротившись в Россию, она предалась изучению родной старины, но в Петербурге ее научные стремления возбудили в высшем обществе неудовольствие и насмешки, и потому она в конце 1824 г. переехала в Москву. Здесь она стала центром всего, что было образованного и даровитого в русской жизни, и сама принялась за изучение родного языка, который до того мало знала, и за изучение отечественной литературы и отечественных древностей: ее интересовали песни, обычаи, народные легенды.

В 1825 г. она начала даже хлопотать об основании русского общества для устройства национального музея и для обнародования памятников старины. Постоянными ее собеседниками были Жуковский, Пушкин, князь Вяземский, Баратынский.

(www.rulex.ru)

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования