28 октября 2012
"В ложе театра". Автор: Репин Илья Ефимович Ilya Repin
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники / Альбом Репин Илья Ефимович
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"В ложе театра"

 

1920 г. Офорт 16,1 х 12,1

Ирбитский государственный музей изобразительных искусств

 

Основу композиции составляет смеющаяся публика, которая расположилась за кольцом перил театральной ложи. Движение голов, с интересом склоненных к невидимой сцене и, наоборот, отстранившихся назад в приступах хохота, образует зигзагообразную линию. Паутинки быстрых, спутанных штрихов, яркие контрасты света и тени, получившиеся путем повторного травления доски, действительно, напоминают перовой рисунок. Головы на первом плане словно выхвачены из полумрака, тонкие штрихи подчеркивают объем, лица на дальнем плане - размыты, обобщены сплошной штриховкой. Анализ манеры исполнения - обобщенность и динамичность штриховки, игра пятнами - также свидетельствует, скорее, о внимании художника к эмоции, нежели о желании передать социальный характер публики.

Главный герой композиции - смех. Несколько персонажей офорта «В ложе» обладают сходными чертами с запорожцами («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880). Создается впечатление, будто Репин переодел запорожцев во фраки и сюртуки и усадил в театральные кресла. Мимика, лица, разворот фигур, жесты - выдают в них героев гоголевского сюжета. Так, например, толстый буржуа с круглым лицом, усами и небольшой бородкой, сидящий в ложе на первом плане, запрокинув голову, растянул рот в щербатой улыбке подобно казаку Голоте1, который изображен за писарем в «Запорожцах».

Условность рисунка, или по-другому - застылость, часто мешает художнику передать смех. Хохот динамичен. Репин использует многофигурную композицию, чтобы развернуть физиогномику смеха. Казачьи усы, по-кошачьи зажмуренные глаза, улыбки, всплески рук, хохочущие рты - искренний смех публики, увлеченной недоступным нашему взору зрелищем, также заразителен, как «гомерический хохот» удалых воинов Сечи. Витальному смеху запорожцев предшествовал смех толпы иудеев в картине И.Крамского «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский!», 1870-1880-е гг.). Крамской решает нравственно-философскую задачу, противопоставляя смеющуюся массу людей с застылыми жестами и выражениями лиц сосредоточенной фигуре Христа. Смех этих персонажей отталкивает зрителя, смех репинских героев, напротив, заражает, вызывает любопытство.

1Прототип Голоты - Никишка, кучер украинского коллекционера и мецената В.В. Тарновского. Репин зарисовал его, когда они вместе с Тарновским переправлялись через Днепр на пароме.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования