13 марта 2011
"Портрет скульптора И.П. Витали". Автор: Брюллов Карл Павлович
Изобразительное искусство / Живопись / Академизм / Альбом Брюллов Карл Павлович. 01 - Биография Bryullov Charles - The biography
Разместил: Ивасив Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Портрет скульптора И.П. Витали"
1836 г. Холст, масло 94 х 76.5
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Витали, Иван Петрович учился в академии художеств, где впоследствии был профессором. Из его работ выдаются скульптурные украшения Тверских триумфальных ворот в Москве, барельефы: "Крещение святого Владимира", "Поклонение волхвов" и "Исаакий Далматский" для фронтонов Исаакиевского собора, бронзовая статуя Павла I , бюст К. Брюллова , статуя Венеры (в Эрмитаже), "Геркулес, поражающий гидру", статуи императрицы Марии Феодоровны и великой княжны Александры Николаевны, группы детей на Театральной и Лубянской площадях в Москве. Произведения его находятся в музее академии художеств и в музее Александра III.
http://www.rulex.ru/01030401.htm
Линию поэтически-возвышенного портрета, намеченную в изображении Н.В. Кукольника, Брюллов развил в портрете скульптора И.П. Витали, к которому был искренне привязан. Он способствовал переезду скульптора в столицу для получения заказов на оформление Исаакиевского собора.
Почти одновременно с Брюлловым, создавшим портрет скульптора около 1837 года, Витали работал над бюстом художника. Творческое содружество послужило содержанием нового портретного замысла мастера. Он хорошо знал особенности внешности Витали, невысокого ростом, полного, с круглым лицом и короткой шеей. Об этом красноречиво говорят его острые карикатуры на скульптора (ГРМ). В одной из них Витали, в неуклюжей позе, с характерным жестом скульптора, касающегося рукой бюста Брюллова, скучающе утомленно смотрит на свое творение. Его незадачливую внешность дополняет мешковатое платье, с торчащим из заднего кармана непомерно большим платком. Дружески, но метко воспроизвел Брюллов смешные стороны облика скульптора.
Иные задачи стояли перед мастером при создании живописного портрета. В нем Витали уже не добродушный чудак, а художник, охваченный творческим экстазом. Крепко сжимая руками рабочий станок, подавшись в душевном порыве вперед, испытующе-пытливо он вглядывается в свое творение. Блеск увлажненных глаз выдает напряженность творческого состояния, а простая одежда с небрежно откинутым воротником белой рубашки напоминает о рабочей обстановке скульптора.
Сосредоточивая внимание на состоянии художника-творца, Брюллов ярким светом выделил лицо и руку Витали, погружая все остальное в мягкую полутьму. Но и в затененных местах портрета четко прорисовывается очертание станка, скульптуры, кресла.
На главную страницу раздела Изобразительное искусство
« Предыдущее фотоСледующее фото »