14 апреля 2013
"Храм Весты в Тиволи". Автор: Иванов Антон Иванович Anton Ivanov
Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж / Альбом Иванов Антон Иванович Anton Ivanov
Разместил: Донченко Александр
"Храм Весты в Тиволи"
Бумага, масло 37 x 27 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева
Художник Антон Иванович Иванов, крепостной помещика Домашнева, мало известен. Он был учеником братьев Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, которые впоследствии выкупили его из неволи. Совершив путешествие по Волге, художник создал ряд произведений, отличающихся точной, реалистической передачей увиденных мест. В 1846 году он покинул Россию, уехав с Чернецовыми в Италию, и остался там до конца жизни.
У русских художников, живших за границей и продолжавших там свое образование, на протяжении XIX века сложилась своего рода традиция - писать святые для христиан места. Антон Иванов поддерживал ее и написал внутреннее убранство церкви Святого Николая Мирликийского в южноитальянском городе Бари (1859, Русский музей). Под сводами церкви он, по-видимому, изобразил себя, и это небольшое "упоминание" является редким свидетельством его внешнего облика.
В Италии художник не оставлял своего увлечения пейзажной живописью: на смену волжским видам пришли изображения гор и древних храмов этой южной страны. "Храм Весты в Тиволи" является одним из них.
Изображен прекрасный уголок в окрестностях Рима - Тиволи, известный своими памятниками архитектуры. На фоне неба и пологих гор - заросшее растительностью ущелье, через которое перекинут деревянный мост. На краю обрыва слева расположены руины античного храма типа ротонды с колоннами коринфского ордера, к ним привязаны веревки и сушится белье. На первом плане слева - ведущая к мосту дорога, справа - небольшие деревца и трава. На другой стороне ущелья видно еще одно здание неопределенного назначения.
Изображенный храм Весты в Тиволи, построенный в I веке до н. э. и посвященный по римской мифологии богине домашнего очага, довольно известен и описан. Фриз его украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива бычьих черепов, "букраниев", с которых свисают тяжёлые гирлянды. Декоративная деталь являлась символом жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличался жёсткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили присущую им в Греции пластичность. Греческий круглый периптер обычно имел ступенчатое основание и был рассчитан на круговое обозрение. Храм сочетал фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Ось храма была подчеркнута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. К XIX в. здание храма было значительно разрушено и не сохранило многих деталей прежнего оформления.
Автор обращается к излюбленной теме классицизма. Горный вид с развалинами античных построек всегда был образцом величественного и возвышенного. Иванов дает этой теме новое истолкование. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные формы на фоне мягких контуров гор контрастируют с динамикой, созданной линиями моста, диагоналями подпорок, неровными скатами обрыва и изгибом дороги. Вертикальный формат холста усиливает ощущение глубины ущелья, одновременно поднимая точку расположения храма и делая ее вровень с линией гор.
Композиция требует внимательного вглядывания в работу: точка зрения художника находится снизу, где начинается дорога, не сразу читаются планы. Произведение не отличается ясностью и четким построением, которое свойственно мастерам классицизма. Левая часть изображения "перевешивает" правую, изгибающаяся дорога, переходящая в прямую линию моста, создает движение. Выделенные освещением ниспадающие в ущелье травы, вносят в работу ощутимый элемент динамики.
Массивное, со сводчатыми пролетами основание храма создает переход от каменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера с легким фризом. Конкретный натурный мотив слагается в образ, полный покоя. Очень заметная деталь - привязанные к колоннам храма веревки с развешенным на них бельем - вносит в работу жанровый оттенок.
Тонко и точно переданное неяркое освещение, какое-то особое разлитое в воздухе состояние умиротворенности делают этот небольшой пейзаж очень гармоничным и одновременно эмоциональным, что усилено глубокой тенью провалов ущелья. Подобное решение является одной из видовых особенностей романтической живописи. Колорит картины построен на сочетании теплых коричневато-желтых тонов с яркой насыщенной зеленью растительности и голубого полупрозрачного неба.
В работе удивительным образом совмещается реалистическое изображение, скрупулезно воспроизводящие скалы, горные уступы, трещины и отдельные листики южной растительности, с восхищением перед мощью природного провала, перед его глубиной и скрытой на самом дне тайной. Художник очень естественно показывает результаты деяния человеческих рук, постепенно осваивающих и подчиняющих себе природный мир, что также наполняет произведение реалистическим звучанием. Антон Иванов избегает широких обобщений в пейзаже, применяя в своей картине вслед за представителями романтизма братьями Чернецовыми, метод точной фиксации натуры. Его вид храма в Тиволи очень искренен и по-своему раскрывает красоту и величие итальянской природы.
Работа получена от основателя Радищевского музея А.П. Боголюбова. Ранее принадлежала собранию Буржуа (Париж). Данная атрибуция сделана Г.И. Кожевниковым, ранее картина считалась работой А.А. Иванова. В старой литературе упоминалась под названием - "Храм в Тиволи".
Пейзаж (от франц. - страна, местность) - жанр живописи или отдельное произведение, в котором основной предмет изображения - природа. Лишь в XVII веке пейзаж стал самостоятельным объектом художественного творчества, хотя с давних пор его элементы включались художниками в свои творения. Часто изображаются виды населенных пунктов (городской или сельский пейзаж, ведута), архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марина). Пейзаж может быть историческим, аллегорическим, героическим. В XX веке появился космический пейзаж.
Предметом изображения жанровой живописи является повседневная общественная и частная жизнь человека, чувства, возникающие в общении с другими людьми, бытовая обстановка. Воплощая образы и темы, возникающие в самой жизни, жанровые картины всегда носят конкретно национальный характер, с наибольшей наглядностью характеризуют отношение художника к современной действительности.
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). Для произведений изобразительного искусства классицизма свойственны логичное развертывание сюжета, ясность, уравновешенность композиции. Объем в классицизме четко смоделирован, с помощью цвета мастер подчеркивает смысловые акценты.
Романтизм (от франц. romantisme) - направление в европейском и русском искусстве конца XVIII - начала XIX века, когда новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам XVIII века. Художникам-романтикам свойственно ощущение сопричастности к великим историческим событиям и к острым драматическим темам современной им жизни, утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной природы. В романтическом портрете главным стало выявление ярких характеров, напряжения духовной жизни; в пейзаже - восхищение мощью природы, интерес к крайним ее проявлениям, необычным природным явлениям и катаклизмам. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа).
Реализм - направление в живописи, характеризующееся точной передачей форм окружающего мира. В наивной форме реализм проявился еще в памятниках крито-микенской эпохи. В новое время реализм - это исторически конкретная форма художественного сознания, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 1830-х гг. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма XIX-XX вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм (мифа, символа, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в живописи XIX-XX вв. - О. Домье, Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков и другие.
Коринфский ордер - один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют. Есть версия, что идея такой колонны возникла, когда один архитектор случайно на кладбище увидел корзину плодов, увитую проросшими листьями аканфа. Большое распространение коринфские капители получили в IV в. до н.э., когда архитектура стала стремиться к особой пышности.
Фриз (франц. frise) - 1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском иногда заполняется рельефами.
2) Декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы (наверху стены, на предмете, кайма на паркете или ковре и т. д.).
Периптер - основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, по периметру обрамленное колоннадой.
Ротонда (итал. rotonda, буквально - круглая) - круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.
Веста (лат. Vesta) - в римской мифологии богиня домашнего очага и очага римской общины. Соответствует греческой Гестии. Культ Весты отправлялся жрицами-весталками, воспитанными с детства в целомудрии. Круглый храм Весты стоял на Римском форуме. Внутри этого храма находился очаг, в котором весталки поддерживали вечный огонь. В непрестанно горящем огне они видели залог незыблемости римского государства.
Италия (Italia) - государство на юге Европы. Занимает Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов. В 1860 г. произошло объединение Италии.
Рим (Roma) - столица Италии, административный центр Римской провинции и области Лацио. На реке Тибр в 28 км от его впадения в море. В пределах города расположен город-государство Ватикан.
Рим - один из древнейших городов мира, известный как "Вечный город". По преданию, основан на семи холмах братьями Ромулом и Ремом в 753 г. до н. э., но археологические данные показывают следы поселений бронзового века не менее чем 1500 до н. э.
С переносом столицы в Константинополь в IV в. н. э. утратил политическое значение, местопребыванием императоров Западной Римской империи стала Равенна. Пришел в упадок после нападений варварских племен V в., во время войн Византии с остготами неоднократно переходил от одной стороны к другой. С 552г. находился под властью Византии, но в период господства в Италии лангобардов (с 568 до сер. VIII в.) фактически управлялся римскими епископами - папами. С 756 года - столица Папской области, религиозный центр Европы.
С 1871 года Рим - столица объединенного Итальянского королевства, с 1946 - Итальянской республики. В настоящее время в Риме сосредоточены государственные органы власти, правительственные учреждения, центры политических партий и общественных организаций.
Тиволи - город в 24 км к северо-востоку от Рима, на реке Тевероне.
Пакалина Е.Н.