24 мая 2013
"Портрет Николая Ивановича Новикова". Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич Dmitry Levitsky
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет / Альбом Левицкий Дмитрий Григорьевич Dmitry Levitsky
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Портрет Николая Ивановича Новикова"

 

 

До 1792 г. Холст, масло 61 x 50 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

(1744-1818)

Новиков Николай Иванович - знаменитый общественный деятель. Родился 26 апреля 1744 г. в селе Авдотьине (Бронницкого уезда, Московской губернии), в семье достаточного помещика; обучался в Москве в университетской гимназии, но в 1760 г. "за леность и нехождение в класс" исключен был из "французского класса". В начале 1762 г. поступил на службу в Измайловский полк и, как часовой у Измайловских казарм в день воцарения Екатерины II, был произведен в унтер-офицеры.

Уже во время службы своей в полку Новиков обнаруживал "вкус к словесным наукам" и склонность к книжному делу; издал две переводные французские повести и сонет (1769). В 1767 г. Новиков был в числе молодых людей, которым в комиссии депутатов для сочинения проекта нового уложения поручено было ведение протоколов.

Участие в работах комиссии ознакомило его со многими важными вопросами русской жизни и с условиями русской деятельности и сделало его лично известным Екатерине. В 1768 г. Новиков вышел в отставку и вскоре стал издавать еженедельный сатирических журнал "Трутень" (1769 - 70).

"Трутень" вооружался против злоупотреблений помещичьей властью, против неправосудия и взяточничества, выступал с обличениями против очень влиятельных (например, придворных) сфер. По вопросу о содержании сатиры "Трутень" вступил в полемику со "Всякой Всячиной", органом самой императрицы. В 1772 г. Новиков выступил с новым сатирическим журналом - "Живописцем", лучшим периодическим изданием XVIII века. "Живописец" проводил те же идеи, что и "Трутень".

Друзья еще в 1775 г. зазывали его в масонство, но Новиков долго колебался, не желая связывать себя клятвой, предмет которой ему был неизвестен. Масоны очень дорожили вступлением Новикова; вопреки своим правилам, они сообщили ему содержание первых трех "степеней" до вступления его в ложу. Новиков не был удовлетворен елагинской системой, в которую он вступил, и только позже он нашел "истинное" масонство в системе Рейхеля , в которой "было все обращено на нравственность и самопознание".

Уже в ноябре 1777 г. Новиковым открыто было училище при церкви Владимирской Божьей Матери, на 30 и 40 человек, с пансионерами и приходящими учениками, платными и даровыми, впоследствии названное Екатерининским. В следующем году было открыто второе училище (Александровское, при церкви Благовещения на Васильевском острове). В 1779 г. Херасков - куратор Московского университета и масон, предложил Новикову взять в аренду университетскую типографию и издание "Московских Ведомостей". 

Новиков переехал в Москву. Быстро приведя в порядок и значительно расширив университетскую типографию, Новиков менее чем в три года напечатал в ней больше книг, чем вышло из нее перед тем в 24 года.

Своей издательской деятельностью он хотел создать обильный и доступный запас полезного и занимательного чтения для обширного круга читателей. На 448 названий книг, изданных Новиковым, насчитывается 290 книг светского содержания, а также значительное число книг духовного содержания, не касающихся масонства.

С целью удешевления книг Новиков вступил в отношения со всеми существовавшими тогда книжными лавками, отпускал книгопродавцам на льготных условиях товар в кредит, иногда десятками тысяч экземпляров, устраивал книжную торговлю не только в провинциальных городах, но и в деревнях.

Наряду с книгоиздательскими предприятиями Новикова шла и педагогическо-благотворительная деятельность его кружка. В голодный 1787 г., когда Новиков в широких размерах оказывал помощь голодающим. Средства к этому доставил гвардейский офицер Григорий Максимович Походяшин , сын уральского горнозаводчика, который отдал в распоряжение Новикова все свое громадное состояние.

Деятельность Новикова была в полном расцвете, когда над ним собиралась уже гроза. Напечатанная Новиковым "ругательная" история иезуитов, которым покровительствовала императрица, была запрещена. В 1790 г. в Москву назначен был главнокомандующим князь Прозоровский, человек невежественный, жестокий. Он посылал на Новикова доносы, вызвавшие командировку в Москву графа Безбородко, для производства негласного дознания. Безбородко не нашел никаких поводов к преследованию Новикова. Не находя доказательств против Новикова, Прозоровский просил о присылке знаменитого следователя того времени, Шешковского, и представлял о неудобствах передачи дела Новикова обыкновенному суду. 

Еще до окончания следствия императрица указом от 10 мая 1792 г. повелела тайно перевезти Новикова в Шлиссельбургскую крепость, где новые его допросы вел Шешковский. 1 августа 1792 г. императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. 

Император Павел I в первый же день своего царствования освободил Новикова. Новиков был взят в крепость еще в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда "дряхл, стар, согбен". Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти (31 июля 1818 г.) прожил почти безвыездно в Авдотьине, заботясь о нуждах своих крестьян и об их просвещении

Источник: http://www.nearyou.ru/levitsk/0levitsk.html

___________________

 

Ко второй половине 1790-х годов относится портрет Н.И. Новикова, одного из деятельных вождей русского Просвещения, о котором А.С. Пушкин сказал, что он «подвинул на полвека образованность нашего народа».

Выходец из небогатой дворянской семьи, Николай Иванович Новиков (1744, село Тихвинское-Авдотьино под Москвой — 1818, там же) обучился грамоте у деревенского дьячка и сурово воспитывался отцом, мечтавшим о военной карьере для сына. В 1755—1760 годах Новиков учился в гимназии при только что открытом в Москве университете. С 1762 года он служил солдатом в Измайловском полку. Новиков участвовал в качестве секретаря в Уложенной комиссии по составлению нового проекта обустройства России. В 1769 году, разочаровавшись в реформаторской политике Екатерины II, он вышел в отставку и стал издавать в Санкт-Петербурге сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек» и другие. На страницах своих изданий Новиков полемизировал с Екатериной II, подвергал осмеянию преклонение перед иностранщиной, бичевал пороки современного общества, критиковал злоупотребления крепостничества.

В 1775 году Новиков вступил в масонскую ложу «Астрея», что связано с усилением у него мистических настроений. В журналах «Утренний свет», «Покоящийся трудолюбец» и «Магазин натуральной истории, физики и химии» большое место заняло обсуждение масонских, философских и эстетических проблем.

В 1779 году куратор Московского университета масон М.М. Херасков предложил Новикову взять в аренду университетскую типографию и начать руководить изданием «Московских Ведомостей». Новиков принял предложение и переехал в Москву. Здесь начался наиболее плодотворный период его деятельности. В Москве он вошел в кружок деятельных масонов (И.В. Лопухин, С.И. Гамалей, И.Е. Шварц, И.В. Тургенев, княгиня В.А. Трубецкая, несколько профессоров университета). В этой среде теоретическая мысль Новикова окончательно приобрела масонский окрас. Он развернул кипучую просветительную работу: издал свыше 900 книг по разным отраслям знаний, открыл несколько библиотек и школ в Москве, а также книжные магазины в шестнадцати городах Империи.

После восстания Е.И. Пугачева и французской революции политическая атмосфера в стране сильно изменилась. Издательские и общественные начинания Новикова, сумевшего собрать вокруг себя многих единомышленников, вызвали резко отрицательное отношение Екатерины II, которая считала просветителя «умным и опасным человеком». Однако главное крылось, быть может, в другом — в связях (через масонские круги) Новикова с наследником престола Павлом Петровичем. В 1792 году Новиков был арестован и без суда, по высочайшему повелению, приговорен к пятнадцати годам заключения в Шлиссельбургской крепости.

В 1796 году император Павел I в первый же день своего царствования освободил из тюрьмы близкого ему человека, масона-просветителя. Но вышел Новиков на свободу разоренным и больным. Он уже не смог вернуться к общественной деятельности, хотя еще много лет прожил в своем крохотном родовом имении Авдотьине, откуда почти не выезжал. Умер Н.И. Новиков 31 июля 1818 года.

Портрет относится к тому времени, когда Новиков был освобожден из тюрьмы. Просветитель изображен в момент беседы, когда его мысль воплощается в слово, обращенное к слушателю. Лицо выписано мягко сплавленными мазками. Композиция необычна для Левицкого: портретируемый изображен на фоне стенного проема, за которым открывается пейзажный вид. (Обычно в сгустившихся тучах видят намек на трагическую судьбу просветителя.) Срез фигуры не погрудный, а поясной, так как художнику было важно изобразить движение руки, подчеркивающее общий замысел полотна.

Портрет происходит из петербургского собрания Ф.И. Прянишникова. Многие ученые считают, что оригинал утрачен и сохранились только его копии. Составители полного третьяковского каталога ограничились по этому поводу обтекаемой фразой, что «проведенные исследования портрета позволяют считать его подлинной работой Д.Г. Левицкого» (Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Красная площадь, 1998. С. 160.). Однако Н.М. Гершензон-Чегодаева, крупнейший исследователь творчества Левицкого и автор фундаментальной, до сих пор непревзойденной монографии о художнике, отстаивала противоположную точку зрения: «Одной и самых сложных загадок творчества Д. Г. Левицкого является <…> известный портрет Новикова поздних лет, сохранившийся в нескольких повторениях, — пишет исследователь. — Установление имени автора портрета крайне затрудняется тем, что ни один из имеющихся в наличии его экземпляров не может быть признан первоначальным оригиналом, созданным в ХVIII веке, и, в частности, не может быть сочтен подлинной работой Д.Г. Левицкого. Некоторые из них явно выглядят копиями, в достаточной мере слабыми по качеству (характерным примером может служить портрет, находящийся в экспозиции Исторического музея в Москве). Другие, и в первую очередь тот экземпляр, который висит в зале Д.Г. Левицкого в Третьяковской галерее, представляют собой художественные произведения высокого достоинства, но своим живописным строем не отвечают стилю работ Д.Г. Левицкого.

Тот факт, что все известные в настоящее время экземпляры портрета Н.И. Новикова, очевидно, являются повторениями какого-то несохранившегося оригинала, по существу, делает невозможным окончательное решение вопроса об его авторе. Приходится прийти к печальному выводу, что исчерпывающий ответ на этот вопрос никогда не будет найден (если только не всплывут архивные указания, прямо называющие имя художника).

Но все же следует разобраться в тех материалах и сведениях, которые связаны с историей возникновения и судьбой этого популярного изображения, фиксирующего черты одного из самых замечательных русских людей ХVIII века и ставшего главным источником об его облике.

Странным образом не существует ни одного внушающего доверия старого указания на то, что портрет Н.И. Новикова был создан Д.Г. Левицким. Очевидно, эта версия укоренилась с легкой руки Ф.И. Прянишникова, в собрании которого находился экземпляр портрета, впоследствии попавший в Румянцевский музей, а в настоящее время принадлежащий Третьяковской галерее» (Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. – М., 1964. С. 311—312.).

Взвесив все «за» и «против», исследовательница пришла к выводу, что «рассмотрение живописных особенностей портрета Н.И. Новикова из Третьяковской галереи убеждает в том, что эта работа не была написана Д.Г. Левицким» (Там же. С.315.). Вместе с тем «все эти соображения заставляют высказать предположение, что в качестве наиболее вероятного автора несохранившегося оригинала портрета Н.И. Новикова следует признать Д.Г. Левицкого» (Там же. С. 317.).

Портретист был близко знаком с Новиковым и, очевидно, разделял его взгляды. По сохранившимся письмам Новикова можно предполагать, что их связывала долгая дружба. Художник и публицист могли познакомиться в Петербурге в 1779 году, еще до переезда Новикова в Москву. Оба жили недалеко друг от друга на Васильевском острове. Гостеприимный дом Левицких был открыт для профессоров академии, и не исключено, что Новиков также бывал в нем и повлиял на масонские взгляды живописца. В 1797 году «по предпоручению Новикова» Александр Лабзин принял Левицкого в масонскую ложу.

Левицкому принадлежит несколько портретов масонов. Заказывать портреты друг друга было принято в масонском братстве. В 1790-е годы художник написал некоторых видных членов движения: А.Ф. Лабзина, Григория Долгорукого, а также Ф.П. Ключарева, у которого Новиков нашел приют в первое время после выхода на свободу. К этому периоду и относился портрет масона-просветителя работы Левицкого, который, вероятнее всего, до нас не дошел.

Пелевин Ю.А.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг 4 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования