24 мая 2013
"Портрет архитектора Александра Филлиповича Кокоринова". Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич Dmitry Levitsky
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет / Альбом Левицкий Дмитрий Григорьевич Dmitry Levitsky
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Портрет архитектора Александра Филлиповича Кокоринова"

 

1769 г. Холст, масло 134 x 102

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Зал 10

 

Кокоринов Александр Филиппович (1726-1772) - талантливый архитектор 1772). Принят, в 1742 году, на службу в московское дворцовое ведомство "архитектурии учеником"; в 1754 году произведен в унтер-архитекторы и поступил в помощники к графу Растрелли . К этой поре относится сближение Кокоринова с И.И. Шуваловым , для которого он выстроил роскошный дом в Петрограде (нынешнее министерство юстиции). Шувалов, по учреждении Академии Художеств, сделал Кокоринова своим ближайшим сотрудником по ее устройству и управлению. В 1760 году Кокоринов назначен инспектором, затем директором академии, с почти неограниченной властью. 

Кокоринов - архитектор, строитель и первый директор Академии художеств в лучшие, для ХVIII века, «шуваловские» лета; чистейший вкус и поистине артистический дар сочетались у него с широтою взглядов и классической образованностью.

Но был этот человек в своем роде белой вороною, еретиком, кладя без остатка все силы на довольно странное по тем временам предприятие: отказ от «галлицизмов», пестование именно русской живописи и именно русских талантов,— Левицкий среди тех, кто вырастал под его крылом.

Портрет был представлен на академическую выставку и среди знаменитостей (Гроот, Лосенко) безоговорочно взял первое место, как лучшая картина в смысле совершенства формы и как «высокая» — в смысле своей духовной наполненности.

На портрете — человек с мужественным и спокойным лицом, вельможа «во славе», облаченный в специально сшитый для церемонии вступления в должность костюм (на атласный камзол с золотым шитьем и белый гродетуровый кафтан с собольей опушкой ушло целиком годовое жалованье). Он уверенно расположился в роскошно обставленном кабинете и горделивым жестом указывает на план здания спроектированной им Академии. В парике и при шпаге, с непринужденной легкостью опираясь на спинку массивного кресла, Кокоринов смотрит ласково и мечтательно, простодушно и устало, чуть усмехаясь. 

Сколько оттенков мысли, чувств в твоем умном и светлом образе, Кокоринов. Знаешь ли ты, что, через неполных два года, промозглой мартовской ночью повесишься на чердаке, на сырых, еще пахнущих смолою стропилах своего детища, не выдержав раздоров и дрязг на службе, затравленный невзлюбившим тебя всесильным Бецким, и жена твоя чуть не будет просить подаяния?

Но портрет далек от предвиденья и психологического вглядывания. 

Он — о том, что происходит с героем сейчас. А сейчас это образцовый государственный муж, само воплощение наказа Г.Р. Державина: 

Вельможу должны составлять 

Ум здравый, сердце просвещенно;

Собой пример он должен дать, 

Что звание его священно. 

Что он орудье власти есть, 

Подпора царственного зданья; 

Вся мысль его, слова, деянья 

Должны быть — польза, слава, честь. 

Все совершенство будущего Левицкого в инерции от силы этого портрета, оно напитано его мелодикой, его характеристическими и живописными достижениями.

По иатериалам А.Басманов, "Огонёк"- 1985 г.

Источник: http://www.nearyou.ru/levitsk/0levitsk.html

_____________________

 

Известность пришла к Д.Г. Левицкому после академической выставки 1770 года, где было представлено шесть его работ. Внимание ценителей искусства привлек портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, доставивший его создателю звание академика. Это, пожалуй, лучшая работа художника в жанре парадного портрета.

Александр Филиппович Кокоринов был строителем здания Академии художеств (по проекту Ж.-Б. Валлена Деламота) и ее ректором. Выдающийся зодчий, энергичный руководитель нового для России художественного заведения, Кокоринов являл собою пример богато одаренной натуры, разносторонне образованного человека, отличавшегося широтой и гуманистической направленностью взглядов. Он был женат на дочери богатейшего заводчика Г.А. Демидова.

Блестящее живописное мастерство Левицкого в полную силу сказалось уже в этом портрете с его красочной гармонией и виртуозной даже для изысканного восемнадцатого века передачей фактуры предметов: различных тканей, меха, кружев, позументов, металлических аксессуаров. Тончайшими сиреневыми оттенками переливается шитый золотом камзол Кокоринова, мягко ложатся складки белого атласного кафтана, отороченного пушистым соболем, просвечиваются тончайшие драгоценные кружева жабо и манжет. Как уверяли современники, стоимость этого костюма достигала размеров годового оклада жалования его владельца. Он был специально заказан ко дню торжественного празднования, устроенного 25 июня 1765 года по случаю закладки нового здания Академии художеств. Современники и потомки не были единодушны в оценке личности зодчего, в истолковании его взаимоотношений с Ж.-Б. Деламотом.

Стоя у роскошного бюро черного дерева с бронзовыми накладками, архитектор снисходительно-любезно обращается к зрителю. Его лицо на портрете Левицкого кажется чуть самодовольным, улыбка привычно вежлива и слегка иронична. Живописная характеристика образа, его внешне импозантная и нарядная форма отчетливо говорят об отстраненном отношении художника к своей модели, может быть, вопреки воле мастера.

Левицкому, очевидно, нехватило в этом случае творческой проницательности разглядеть за лощенной и светской внешностью преуспевающего сановника его противоречивый и трагический внутренний мир. А.Ф. Кокоринов, что традиционно для парадных портретов, указывает правой рукой на предмет своей деятельности — план здания Академии художеств. Но в этом живописно-заученном жесте была скрытая мистическая предопределенность — через два года зодчий повесится на чердаке спланированного им здания. Самоубийство — всегда итог какого-то неблагополучия в человеческом существовании. Внутри Кокоринова — творческой личности, интеллигента — были скрытый надрыв, неудовлетворенность и какая-то червоточина. Они и подтолкнули его к роковому шагу. А на портрете, написанном в виртуозной живописной технике, виден лишь внешний лоск самодовольного чиновника и богача.

Пелевин Ю.А.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг 4 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования