24 мая 2013
"Портрет вице-канцлера княза Александра Михайловича Голицына". Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич Dmitry Levitsky
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет / Альбом Левицкий Дмитрий Григорьевич Dmitry Levitsky
Разместил: Донченко Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Портрет вице-канцлера княза Александра Михайловича Голицына"
1772 г. Холст, масло 126,6 x 102,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва
На оборотной стороне сделана характерная надпись, уясняющая цель и суть создания этого репрезентативного изображения князя Голицына: «Портретъ вице канцлера, действительнаго тайнаго советника действительнаго каммеръ-гера и разныхъ орденовъ кавалера князя Александра Михайловича Голицына, что ныне оберъ-каммеръ-геръ, действительный тайный советник, сенаторъ орденовъ Святаго Апостла Андрея первозваннаго с-таго Александръ невскаго и польскаго белого орла кавалеръ». Парадный портрет второй половины XVIII века и должен был визуальными средствами раскрывать именно эти государственные и социальные качества модели.
Александр Михайлович Голицын (1723—1807) — сын генерал-адмирала М.М. Голицына от брака с Т.К. Нарышкиной. С 1742 года служил в русском посольстве в Голландии. С 1755 года — посол в Лондоне. Он круто пошел в гору после содействия дворцовому перевороту в пользу Екатерины II. Добился многих чинов и наград. Вице-канцлер, действительный тайный советник (1764), обер-камергер (1775).
В 1778 году Голицын вышел в отставку и жил в Москве, был почетным опекуном Московского Воспитательного дома. По завещанию двоюродного брата, Д.М. Голицына, он построил знаменитую Голицынскую больницу, которая в московском быту носит это имя до сих пор.
А.М. Голицын был знатоком и коллекционером живописи. Он собрал галерею произведений искусства, которая, правда, не дошла до наших дней: она была распродана в 1818 году на аукционе.
Левицкий сумел передать в своем классическом по построению парадном портрете официозно торжественный образ князя, полный благородства и сановного достоинства, о чем свидетельствуют орден св. Александра Невского, а также лента и звезда ордена св. Андрея Первозванного. Высокое положение при дворе подчеркнуто мраморным бюстом Екатерины II, стоящим в нише. Массивный письменный стол с рукописями и чернильным прибором должны говорить о содержательности и значительности его интеллекта. Поза и жест стереотипны и трафаретны. Развернутый поворот корпуса, легкий наклон головы, направление взгляда, рука, протянутая над столом и «указующая» на достойную деятельность высокопоставленного вельможи — все это должно было производить на зрителей торжественное впечатление и создавать ощущение престижа.
Высокопоставленный заказчик, надо полагать, остался доволен работой Левицкого, так как через год князь гравировал свой портрет в сложной технике акватинты в Вене у Ж. Жакоба.
Пелевин Ю. А.
« Предыдущее фотоСледующее фото »