24 мая 2013
"Портрет А.Я. Левицкой, жены художника". Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич Dmitry Levitsky
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет / Альбом Левицкий Дмитрий Григорьевич Dmitry Levitsky
Разместил: Донченко Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Портрет А.Я. Левицкой, жены художника"
1780 г. Холст, масло 82,5 x 69,5 (овал)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зал 10
В портрете своей жены художник, следуя объективности в передаче физического облика, сумел в то же время выделить и присущие ей душевные качества: доброту и мудрость. Настасья Яковлевна Левицкая (1746? — не ранее 1824) — жена художника. Сведений о ее жизни сохранилось чрезвычайно мало. Н.Я. Левицкая была на одиннадцать лет моложе мужа. Согласно метрическим книгам, у нее было трое детей: сыновья Григорий и Алексей, умершие в младенчестве, и дочь Агафья.
Долгое время портрет считался изображением Екатерины II, затем — портретом неизвестной. Определить личность модели удалось благодаря исследованию миниатюрной варьированной копии, хранящейся в Челябинской картинной галерее, на обороте которой имелась надпись "Настасья Яковлевна Левицкая". Однако написан он не самим художником, а кем-то другим, возможно, его учеником.
Благодаря челябинской копии удалось правильно определить личность женщины, изображенной на другом портрете, хранящемся в Русском музее и написанном Левицким в 1780-х годах.
Портрет, атрибутированный подобным способом, более ста лет назад принадлежал некому отставному петербургскому чиновнику — титулярному советнику П.Ф. Темпинскому — и считался изображением Екатерины II.
При покупке портрета для Эрмитажа эксперты, в числе которых были видные художники И.Н. Крамской и Л.П. Боголюбов, подтвердили, что изображена государыня императрица.
Позднее, когда портрет был передан Русскому музею, от этого определения все-таки отказались, хотя в чертах лица действительно улавливается общее с обликом Екатерины II.
Наличие сходства позволяет предположить, что Настасья Яковлевна могла служить моделью для художника при исполнении им заказных портретов императрицы.
Нельзя не отметить при этом и в самом портрете жены налет торжественной официальности, отделяющий его от портретов камерного жанра»
« Предыдущее фотоСледующее фото »