25 мая 2013
"Портрет Д. Дидро". Автор: Левицкий Дмитрий Григорьевич Dmitry Levitsky
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет / Альбом Левицкий Дмитрий Григорьевич Dmitry Levitsky
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Портрет Д. Дидро"


1773-74 г. Холст, масло

Музей искусства и истории, Женева

 

К тем же годам, когда Д. Г. Левицкий в апогее своего творческого подъема работал над изображениями смолянок, относятся первые из дошедших до нас опыты мастера в жанре камерного портрета. Наиболее ранним из них является портрет Дени Дидро, написанный в 1773—1774 годах во время приезда знаменитого французского философа в Россию по приглашению Екатерины II. Портрет, очевидно, писался в доме князя С. Н. Нарышкина в Петербурге, где почетный гость жил в течение всего своего визита в северную столицу. Князь Нарышкин, надо полагать, и познакомил Левицкого с Дидро. В настоящее время портрет находится в музее города Женевы в Швейцарии. Левицкий не льстил прославленному энциклопедисту, точно подмечая недостатки его внешности. Дидро изображен по-домашнему — в халате и без парика. Лицо взято крупным планом и приближено к зрителю. Пастозными мазками вылеплен высокий лоб мыслителя, его живые глаза, крупный нос и выступающий вперед подбородок. Кажется, что портретируемый сосредоточен на какой-то напряженной мысли и отрешен от окружающего. Мы не знаем, какие беседы во время сеансов вели художник и его модель. Неизвестно, владел ли Левицкий французским языком настолько, чтобы понять своего иностранного собеседника. Читал ли русский мастер сочинения Дидро в оригинале или в русском переводе? Так или иначе, очевидно, что портрет отразил восхищение художника перед великим философом-просветителем XVIII столетия. Сам Дидро скептически относился к своим изображениям и подчас едко их высмеивал. Теоретик искусства, он понимал всю сложность создания портрета, адекватного изображения личности. «В течение дня, — писал Дидро, — я имел сто разных физиономий. У меня лицо, которое обманывает художника». То обстоятельство, однако, что Дидро при жизни хранил портрет у себя и завещал его своей семье, свидетельствует об одобрении им работы Левицкого. С этой оценкой нельзя не считаться, так как Дидро являлся выдающимся знатоком и теоретиком искусства, одним из основоположников новой эстетики. Сам факт знакомства Левицкого с французским просветителем интересен тем, что еще раз указывает на тот круг людей, в котором вращался художник и который был ему интересен.

Дидро (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр, - 31.7.1784, Париж), французский писатель, философ-просветитель. Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра искусств.

Раннee философскoе сочинениe -"Философские мысли", 1746, сожжёнo по решению французского парламента. Одна из первых опубликованных им философских работ «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749) стоила ему тюремного заключения. Писателя обвиняли в том, что он проповедует материализм и атеизм. 

Но невзгоды начались еще раньше, с конфликта в семье, в итоге чего Дидро вынужден был уйти из дому: его отец, ремесленник, известный в городе мастер по изготовлению ножей, не мог простить сыну, который изменял такой прекрасной профессии и стремился к наукам, да еще таким пустым и ненужным, как философия.

По выходе из тюрьмы Дидро стал редактором и организатором "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел" (1751-80). Вместе с другими просветителями он сумел сделать Энциклопедию не только системой научного знания той эпохи, но и могучим оружием в борьбе с феодальными порядк ами и религиозной идеологией. Несмотря на преследования реакции, Дидро довёл издание Энциклопедии до конца.

В 1773-74 Дидро по приглашению Екатерины II приехал в Россию. Он пытался оказать влияние на политику Екатерины II, склонить её к освобождению крестьян и проведению либеральных реформ.

Дидро пробыл в Петербурге полгода — с октября 1773 по март 1774 года. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук и почетным членом Академии художеств. Екатерина II еще в 1765 году купила личную библиотеку Дидро, при этом назначила его библиотекарем и выплатила жалованье за 50 лет вперед. Она даже предлагала ему перенести в Петербург издание «Энциклопедии».

Но советы и планы Дидро императрица, конечно, отвергла. Она писала после отъезда философа, что, следуя его советам, ей пришлось бы все перевернуть в своем государстве.

Источник: http://www.nearyou.ru/levitsk/0levitsk.html

 

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг 5 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования