19 июля 2013
"Пасхальная заутреня в Малороссии". Автор: Пимоненко Николай Корнилович Pymonenko Nicholas
Изобразительное искусство / Живопись / Реализм / Альбом Пимоненко Николай Корнилович Pymonenko Nicholas
Разместил: Донченко Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Пасхальная заутреня в Малороссии"
1891 г. Холст, масло 133 х 193 см
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
«Пасхальная заутреня» - настоящее «хоровое» полотно, которыми славились художники-реалисты. Расположение фигур кажется совершенно естественным, лишь при внимательном анализе можно подметить успешно примененные навыки недавнего ученика Академии, крепко «сшивающего» композицию упруго изогнутыми, но стремящимися к центру полотна линиями тропинок, белых рушников с пасхальной снедью, зеленой травы между фигурами.
Пимоненко стремится показать всё разнообразие занятий прихожан маленькой деревянной церкви ночью Светлого праздника . В центре – двое крестьянских ребятишек уже затевают обмен или игру «крашонками», задорно поддразнивая стоящую рядом с ними девочку, обиженно прижавшую свое пасхальное яичко к груди. Вполголоса рассуждают о чем-то женщины, стерегущие выставленные на траву блюда с куличами, на коленях одной из них прикорнула спящая девочка. Свой праздник – у молодежи: сосредоточенно и чуть нарочито улыбаются празднично одетые крепкие краснощекие девахи, около которых неотлучно вьётся воздыхатель.
Эта часть полотна оттеняет другую, где нескончаемая череда крестного хода втягивается в двери храма. На фоне обобщенно написанных фигур второго плана выделяется девушка в белой свитке. Можно уверенно утверждать, что не имеющий точной датировки этюд «Молодица» Киевского государственного музея изобразительного искусства сделан именно для этого образа. Правда, «Молодица», одетая в повседневный костюм, прозаичнее; поставленная определенным образом фигура откровенно позирует. Зато на картине - настоящая украинская красавица в праздничной одежде, фигура которой к тому же преображена отблеском свечи. Свет вообще играет в этой картине едва ли не ведущую роль. Свечи у куличей, свечи в руках людей, озаренная изнутри множеством невидимых нам свечей церковь и, наконец, наступающий рассвет. Красота природы (а есть ещё и зеленая трава, и белые цветущие вишни) заставляет забыть обо всех мелочах, задавая картине ее удивительно гармоничное звучание.
Известно, что художник за жизнь не раз снова возвращался к теме «Пасхальной заутрени». Однако известная по воспроизведениям в книгах версия начала ХХ века значительно уступает прообразу. Больше бытовых деталей – почти нет очарования «святой ночи».
« Предыдущее фотоСледующее фото »