10 апреля 2011
Приложения к книге Гусевой Н.Р. "РУССКИЕ СКВОЗЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ / Арктическая теория". Автор: Гусева Наталья Романовна
Литература / Публицистика / История славянских племен / Альбом История славянских племен
Разместил: Ивасив Александр
К книге Гусевой Н.Р.
"РУССКИЕ СКВОЗЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ / Арктическая теория"
=====================================================================
Приложение I
Дурга Прасад Шасгри
СВЯЗЬ МЕЖДУ РУССКИМ ЯЗЫКОМ И САНСКРИТОМ*
---------------------------------------------------------------------
и
Приложение II
КРАТКАЯ СВОДКА СОВПАДАЮЩИХ И СХОДНЫХ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И САНСКРИТА
и
Приложение III
АРКТИЧЕСКАЯ РОДИНА В ВЕДАХ
---------------------------------------------------------------------
Новый ключ к интерпретации многих ведических текстов и легенд
---------------------------------------------------------------------
К книге Гусевой Н.Р.
"РУССКИЕ СКВОЗЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ / Арктическая теория"
=====================================================================
Приложение I
Дурга Прасад Шасгри
СВЯЗЬ МЕЖДУ РУССКИМ ЯЗЫКОМ И САНСКРИТОМ*
---------------------------------------------------------------------
и
Приложение II
КРАТКАЯ СВОДКА СОВПАДАЮЩИХ И СХОДНЫХ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И САНСКРИТА
и
Приложение III
АРКТИЧЕСКАЯ РОДИНА В ВЕДАХ
---------------------------------------------------------------------
Новый ключ к интерпретации многих ведических текстов и легенд
---------------------------------------------------------------------
Приложение I
Дурга Прасад Шасгри
СВЯЗЬ МЕЖДУ РУССКИМ ЯЗЫКОМ И САНСКРИТОМ*
---------------------------------------------------------------------
Материалы конференции Общества индийской и советской культуры
(округ Мирут 22-23 февраля 1964 года, г. Газиабад, Уттар Прадеш).
---------------------------------
* Перевод Ф.Разорёнова.
Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего
похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний: "русский и
санскрит". И не потому, что некоторые слова в обоих этих языках
похожи, как и в случае со многими языками, принадлежащими к одной
семье. Например, общие слова могут быть найдены в латыни, немецком,
санскрите, персидском и русском языках, относящихся к
индоевропейской группе языков. Удивляет то, что в двух наших языках
схожи структуры слова, стиль и синтаксис. Добавим ещё большую
схожесть правил грамматики -- это вызывает глубокое любопытство у
всех, кто знаком с языкознанием, кто желает больше знать о тесных
связях, установившихся ещё в далёком прошлом между народами СССР и
Индии.
Всеобщее слово
Возьмём для примера самое известное русское слово нашего века
"спутник". Оно состоит из трёх частей : a) "s" -- приставка, б)
"put" -- корень и в) "nik" -- суффикс. Русское слово "put" едино для
многих других языков индоевропейской семьи: path в английском и
"path" в санскрите. Вот и всё. Сходство же русского и санскрита идёт
дальше, просматривается на всех уровнях. Санскритское слово "pathik"
означает "тот, кто идёт по пути, путешественник". Русский язык может
образовывать такие слова, как "путик" и "путник". Самое интересное
в истории слова "sputnik" на русском. Смысловое значение этих слов
в обоих языках совпадает : "тот, кто следует по пути вместе с
кем-либо". Мне остаётся только поздравить советских людей, которые
выбрали такое международное и всеобщее слово.
Когда я был в Москве, в гостинице мне дали ключи от комнаты
234 и сказали 'dwesti tridtsat chetire'. В недоумении я не мог
понять, стою ли я перед милой девушкой в Москве или нахожусь в
Бенаресе или Удджайне в наш классический период где-то 2000 лет
назад. На санкрите 234 будет 'dwishata tridasha chatwari'. Возможно
ли где-нибудь большее сходство? вряд ли найдется ещё два различных
языка, сохранивших древнее наследие -- столь близкое произношение --
до наших дней.
Мне довелось посетить деревню Качалово, около 25 км от
Москвы, и быть приглашенным на обед в русскую крестьянскую семью.
Пожилая женщина представила мне молодую чету, сказав по-русски: "0n
тоу seen i ona moya snokha".
Как бы я хотел, чтобы Панини*, великий индийский грамматист,
живший около 2600 лет назад, мог бы быть здесь со мной и слышать
язык своего времени, столь чудесно сохраненный со всеми мельчайшими
тонкостями! Русское слово "seen" и "soonu" в санскрите. Также
"madiy" -- это "son" в санскрите может быть сравнено с "тоу"
русского языка и "ту" английского. Но только в русском и санкрите
'тоу" и "madly" должны измениться в "тоуа" и "madiya", так как речь
идет о слове "snokha", относящемся к женскому роду. Русское слово
"snokha" -- это санскритское "Snukha", которое может быть
произнесено так же, как и в русском. Отношения между сыном и женой
сына также описываются похожими словами двух языков.
---------------------------------
* См.: Agrawala V.S. India as known to Panini.
Совершенно верно
Вот другое русское выражение: "То vash dom, etot nash dom".
На санскрите: "Tat vas dham, etat nas dham". "Tot" или "tat" -- это
указательное местоимение единственного числа в обоих языках и
указывает на объект со стороны. Санскритское "dham" -- это русское
"dom", возможно, в силу того, что в русском отсутствует
придыхательное "h".
Молодые языки индоевропейской группы, такие, как английский,
французский, немецкий и даже хинди, напрямую восходящий к санскриту,
должны применять глагол "is", без чего приведённое выше предложение
не может существовать ни в одном из этих языков. Только русский и
санскрит обходятся без глагола-связки "is", оставаясь при этом
совершенно верными и грамматически и идеоматически. Само слово "is"
похоже на "est" в русском и "asti" санскрита. И даже более того,
русское "estestvo" и санскритское "astitva" означают в обоих языках
"существование". Таким образом становится ясно, что схожи не только
синтаксис и порядок слов, сама выразительность и дух сохранены в
этих языках в неизменном начальном виде.
В заключение статьи приведу простое и очень полезное правило
грамматики Панини, чтобы показать, насколько оно применимо в русском
словообразовании. Панини показывает, как шесть местоимений
преобразуются в наречия времени простым прибавлением "-da". В
современном русском осталось только три из шести приведённых Панини
санскритских примеров, но они следуют этому правилу 2600-летней
давности. Вот они:
санскрит
местоимения значение
kirn какой, который
tat тот
sarva все
наречия русский
kada kogda
tada togda
sada vsegda
Буква "g" в русском слове обычно обозначает соединение в одно
целое частей, существовавших до того отдельно. В европейских и
индийских языках нет таких средств сохранения древних языковых
систем, как в русском. Пришло время усилить изучение двух крупнейших
ветвей индоевропейской семьи и открыть некоторые тёмные главы
древней истории на благо всех народов.
Приложение II
КРАТКАЯ СВОДКА СОВПАДАЮЩИХ И СХОДНЫХ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И САНСКРИТА
---------------------------------------------------------------------
Составитель Н.Р. Гусева
Русский язык Санскрит Санскрит
Транскрипция Транскрипция
русскими буквами* латиницей
ад(ъ) ад (есть, глотать) ad
артель арати (корень arati, rita
"рьта" -- "порядок")
баловство, балатва (детство) balatva
ребячество
белый, светлый балакша balaksha
блестеть бхлас bhlas
бог (милостивец) бхага bhaga
богиня, дева дэви, дэвика devl, devika
бодрый бхадра bhadra
боязнь бхая, бхияс bhaya, bhiyas
бояться бхи, бхьяс bhl, bhyas
брань, битва рана rana
---------------------------------
* В сводке приведены слова, сходные как по смысловым
нагрузкам, так и по звучанию.
Буква "j" в Индии произносится трояко -- как "дж", "ж" и "з".
Звучание "е" приближается к "э", как мы здесь и обозначаем. Русской
буквой "х" здесь обозначается звук "h"; в изолированном положении он
произносится как украинский "г", так же и в придыхательных звонких
согласных, а в придыхательных глухих -- как "х". В положении первого
знака слова он соответствует русскому "з". Звуки "л" и "р" взаимно
заменяемы.
брат бхратрь, бхратра bhratri, bhratra
братство бхратрьтва bhratritva
брать бхрь bhri
брезжить бхрэдж bhrej
бровь бхрува bhrnva
будить, будх budh
пробуждаться
булькать, нырять, бул bul
тонуть
буран бхурана bkurana
бус (туман) буса busa
быть бху bhu
бывание бхавания, бхавья bhavaniys
bhavya
вага (вес, тяжесть) ваха (несение груза) vaha
вал вал val
валик вали vali
вапа (краска, вапус (красота) vapus
украшение)
варить вар (вода) var
варок (загон для вара (ограда) vara
скота)
вас вас vas
ведать, веденье вид, вед, веда, ведана vid, ved, veda,
(знание) vedana
ведун ведин vedin
вдова видхава vidhava
весна васанта vasanta
весь (селение) виш* vis
весь вишва visva
ветер (веющий) вата(р), ваю vata, vayu
вешательная петля вешка veshka
вещание (речь) вачана vacana
---------------------------------
* В русском и санскрите "с" и "ш" могут взаимно заменяться.
В латинском транскрибировании два санскритских звука "ш" могут быть
переданы двумя начертаниями: "s" и "sh".
вещать вач vac
веять ва va
вертеть врьт, варгана vrit, vartana
вода удан, вар, пива udan, var, piva
водить, руководить вад vad
возить (на возу) вах vah
волк врька vrika
волна, волнение валана valana
волос вала vala
вопрос (спрашивать) прашна, праччх prasna, pracch
ворот, поворот вартана vartana
всадник садин sadin
всегда сада sada
выпадать авапад avapad
выставить, удалить виштха vistha
вязать петлёй вешт vesht
вякать (говорить) вак vak
гадать гад (говорить gad
по желанию)
галить, тошнить гал (изливать) gal
(В.Даль)
гать (путь) гати (хождение) gati гласить, звучать хлас hlas гнать, бить гхна ghna говор гави gave гора гир, гири gir, giri горение, пламя гхрьни ghrini гореть гхрь ghri горло гала gala грабить, хватать, грабх grabh загребать
грива, загривок грива griva
гроза, гром гарджа garja
---------------------------------
* Слова "говядина" в санскрите нет, но возможный путь сложения
этого русского слова следует усматривать в двух словах санскрита:
"гавья" -- "взятый от коровы" и "адана" -- "поедание (ядение)".
грудь хрьд hrid
грызть, пожирать грае gras
грызение, челюсти грасана grasana
гукать, звать гху ghu, hu
гуля гула gula
гусь ханса hansa
давать, дать да, дай da, day
даванье давай davan
давить, понуждать дабх dabh
дань, дар дана dana
дающий дада, дади dada, dadi
два, две, двое два, дви, двая dva, dvi, dvaya
дверь двар dvar
деверь дэврь devyi
дева дэви devi
дёготь дагдха (выплавлен- dagdha
ный жаром)
день дина dina
дерево, бревно дару daru
держать дхрь dhri
десять дашан dasan
диво (небо, сиянье) дива diva
дивный дивья divya
доля (часть) дала dala
дом дам dam
драть, рвать дрь dri
драть, удирать дра dra
дровяной, дравья dravya
деревянный
другой друха druha
дудить (сосать) дух duh
дурной, плохой дур dur
дуть (идти, ду du
стремиться)
дуть (раздувать) дху dhu
дым дхума dhuma
дыра дара dara
дырка дрька drika
еда (яденье) ада, адана ada, adana
есть, поедать ад ad
семь (1 л.ед.ч.) асми asmi
жало джал (острие) jal
жена джани jani
живой джива jiya
жизнь (живот) дживатва jivatva
жить джив jiv
(из)житый, старый джита jita
заря джарья jarya
(восхваляемая)
звать хва, хвэ hva, hve
злить, зелье хел hel
зов, званье хвана hvana
земля хема hema
зима хима hima
зимний, снежный химья himya
знать джна jna
знание джнана jnana
знатный (знаемый) джната jnata
знаток джанака janaka
зорить, разорять хрь hri
идти и i
иго, ярмо юга yuga
ил ила (почва) ila
истреблять, убивать труп trup
итак итас itas
кадка кандука kanduka
(вместимость)
казать (сказать) катх kath
как, какой, кто ка ka
канючить кан kan
каруна каруна karuna
(птица печали) (горестный)
касаться, щупать чхуп chup
кашлять кас kas
клин, кол кила kila
когда када kada
коза мэка, букка meka, bukka
кол, шест кхила khila
копанка, пруд кулака kupaka
корявый кхарва kharva
коса (волосы) кеша kesa
который катара katara
кошель коша kosa
крепить клрип klrip
кратный крату kratu
крестьянин крьшака krishaka
крик крька (горло) krika
кровь кравис kravis
кровавый кравья kravya
крошить крьш kris
кручёный крунча krunca
(о)круглый крукта krukta
(со)крушаться круш krus
крючить, сгибать крунч krunc
крыть, кроить крь kri (делать)
куда ку, кутас ku, kutas
кулак кулака kulaka
(пять вместе)
кулик кулика kulika
курлыкать кур kur, kurankura
(журавль) (куранкура)
курчавый курча (завиток) kurca
куток кута kuta
куча куча (выпуклость) kuca
ладить, играть лад lad
ласкать, обнимать лас las
лёгкий лагху laghu
лепить, налепить лип lip
лепка лепа lepa
лечь, лежать ли li
лизать лих lih
липкий липтака liptaka
лишь (немного) лиш, леша lis, lesa
лов, собирание лава lava
лопотать, лепетать лап lap
любить лубх lubh
лупить (повредить) луп lup
луч, блеск руч ruc
льнуть ли li
лялить, нежить лал lal
мастак мастака (голова) mastaka
матерь, мать, мама матрь, мата, ма matri, mata, ma
мга магна (гаснущий) magna
мёд мадху madhu
менять мэ me
мереть, умирать мрь mri
мерить ми mi
меркнуть, мрачнеть мрьч mric
мёртвый мрьта mrita
месяц мас mas
мех, руно меша mesha
мешалка мекшана mekshana
мешать, перемешивать микш miksh
мешать, смешивать мишр misr
мешок (кожаный) машака masaka
млеть млаи mlai
мнение манас manas
мнить, полагать ман man
мокнуть мок mok
морда, мурдхан, мурти murdhan, murti
облик (голова)
мочить муч muc
мышка мушка mushka
мошенничать, муш mush
воровать
мясо маc mas
мять, мельчить матх math
нагой нагна nagna
небо набха nabha
небеса набхаса nabhasa
нет нэд ned
ни ни ni
низка бус нишка nishka
низина нихина nihina
низкий нича nica
никнуть, гибнуть никун (завершать) nikun
нить нитья nitya
нишкнуть, замолчать никшип nikship
новый нава nava
новина (луны) навина navina
нас, наш нас nas
ноготь нагха nakha
нос наса nasa
ночь накта nakta
ну ну nu
оба убха ubha
огонь агни agni
овечка авика avika
око акша aksha
ость астхи asthi
от уд, ут ud, ut
отдать удда udda
отделить уддал uddal
откашляться уткас utkas
открыть уткрь utkri
открытый, вскрытый уткрьта utkrita
отчалить, отойти утчал utcal
падать пад pad
пал (горение) палита palita
папа папу (защитник) рари
пара (другой) пара para
пасти паш pas
пекота, жар пака paka
пена пхена phena
первый пурва (изначальный) purva
пёс пса (голодный, psa
жрущий)
печь пач рас
печение пачана расаnа
писать пиш pis
пить, питать пи, па pi, pa
питый пита pita
плаванье плавана plavana
плескать плуш plush
плыть, плавать плу plu
плывущий (плот) плута pluta
полный пурна purna
праматерь праматрь pramatri
приятный, милый прия priya
пробудить(ся) прабудх prabudh
прогнуть праджну prajnu
прознать праджна prajna
простираться прастрь, стрь prastri, stri
простор прастара prastara
протопить, прогреть пратап pratap
протянуть пратан pratan
прыскать прьш prish
против прати prati
прохлаждаться прахлад prahlad
прянуть прани pram
путь патха patha
путник патхика pathika
пухнуть, прирастать пуш push
радоваться храд hrad
развеивать, вихрить вихрь vihri
рана врана vrana
раненый вранин vranin
расти pox roh
рев рава rava
реветь рав rav
род, родить родас (земля) rodas
роса, сок раса rasa
рост рохат rohat
рубить ру ru
рудый (красный, родхра rodhra
рыжий)
рушить руш rush
рыдать руд rud
рыскать рь ri
с, со са sa
садить, сидеть сад sad
сам, самый сама sama
свара (крик, шум) свара svara
сверкать свар svar
свет, белизна швит svit
светлый, белый швета sveta
свой сва sva
свойство сватва svatva
свояк свака svaka
свёкор, свекровь свакр (усвоить, svakri
обрести)
сердце хрьдая hridaya
семя, зерно хирана hirana
сила духа шила sila
сказитель кахала kahala
скучивать, смешивать куч kuc
сливать, извергать сридж srij
славление шравания sravaniya
слухи (слава) шрава srava
слушать, слышать шру sru
смертный марта marta
смерть мрьтью, марана mrityu, marana
смеяться сми smi
снег снехья (скользкий) snehya
сноха снуша snusha
собор, собрание сабха sabha
совещание (общее самвачана samvacana
мнение)
солёный, горький сола sola
сочить, изливать сич, сик sic, sik
соха спхья (палка- sphya
копалка)
спать свап (яз. хинди- svap
"сона")
спрыснуть спрьш spris
спящий супта supta
стан, стоянка стхана sthana
(до)стигнуть, взойти стигх stigh
столб стамбха stambh, stabh
стоять стха stha
суть, истина сатьям satyam
сушить шуш sush
сушка шушка sushka
сын суну, суна sunu, suna
та, эта та ta
тата, тятя тата tata
такой така taka
таскать, (у)таскивать тас tas
те, тебе тэ te
тот тад, тат tad, tat
тот самый татсама tatsama
творить твар tvar
теплить, утеплять тап tap
теплота тапа tapa
тереть трут trut
течь, двигаться тик tik
тогда тада tada
томить, изнурять там tam
тонкий танука tanuka
торить (дорогу) тхарв tharv
трава трьна trina
трепетать трьп trip
три, третий три, трита tri, trita
трижды трис tris
трое траяс trayas
тройка трика trika
трястись, дрожать трас tras
тугой тунга tunga
тузить, бить тудж tuj
турить, гнать тур tur
ты тва tva
тьма тама tama
тянуть тан tan
удирать, удрать дра dru
умирать мрьт mrit
учитывать, считать чит cit
уток ткани ута uta
ходить ход hod
холодить, освежать хлад hlad
холодок, свежесть хладака hladaka
чавкать чам (жевать) cam
чавкающий (чушка) чушчуша cuscusha
чалить (при.., от..) чал cal
чара, чарующий чару саги
чашка чашака cashaka
четверо чатвара catvara
четыре чатур catur
чинить, учинять чи ci
чудак, глупец чуда cuda
чуток, чуть-чуть чут (мелкота) cut
шалаш, укрытие шала sala
шибко шибхам sibham
шикнуть кши (успокоить) kshi
шило шира (острие) sira
шить, (с)шивавать сив siv
шурин швашурья svasurya
эва эва eva
эка, экий эка eka
это, этот этад, этат etad, etat
явь, явление ява (явление луны) yava
ягня, ягнёнок яджна (жертва) yajna
яма (конец) яма yama
яденье, поеданье адана adana
ярый джара (любовник) jara
THE ARCTIC HOME IN THE VEDAS
---------------------------------------------------------------------
Being also a new key to the interpretation of
many Vedic Texts and Legends
BY
LOKANYA
ВAL GANGADHAR TILAK, B.A., LL. B,
THE Proporietor of the "Kesari", &
the "Mahratta"
NEWSPAPRES, THE AUTHOR OF THE "Orion" OR
Researches into the Antiquity of the Vedas,
THE "Gita Rahasya" (a Book on Hindu Philosophy)
etc, etc.
Publishers
Messers, TILAK BROS.
Gaikwar Wada,
Poona City.
Price Rs. 8
1956
Приложение III
АРКТИЧЕСКАЯ РОДИНА В ВЕДАХ
---------------------------------------------------------------------
Новый ключ к интерпретации многих ведических текстов и легенд
ЛОКАМАНЬЯ БАЛ ГАНГАДХАР ТИЛАК
Владелец газет "Кесари" и "Махратта",
автор книг "Орион", или исследования древности Вед,
"Гита Рахасья" (книги по индийской философии)
и т.д.
Издатели
БРАТЬЯ ТИЛАК
Гайквар Вада
г. ПУНА
1956
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Доисторические времена
Глава II. Ледниковый период
Глава III. Арктические области
Глава IV. Ночь богов
Глава V. Ведические зори
Глава VI. Долгий день и долгая ночь
Глава VII. Месяцы и сезоны
Глава VIII. Путь коров
Глава IX. Ведические мифы о пленных водах
Глава X. Ведические мифы об утренних божествах
Глава XI. Свидетельства в Авесте
Глава XII. Сравнительная мифология
Глава XIII. Значение наших результатов по исследованию
истории изначальной культуры и религии арьев
Бал Гангадхар Тилак
Арктическая родина в Ведах
---------------------------------------------------------------------
(Перевод с английского Н. Гусевой)*
Предисловие
Уже было установлено, что начало цивилизации арьев следует
отодвинуть вглубь на несколько тысяч лет, и если начало
последневековья датируют теперь VIII тысячелетием до н.э., то и не
следует удивляться тому, что дата изначальной жизни арьв должна быть
отнесена вглубь на 4,5 тысячи лет от даты, определяющей древнейший
ведический период.
---------------------------------
* В силу значительных трудностей, связанных с переводом книге
Тилака, и с полным ее изданием на русском языке, предлагаем читателю
перевод отрывков из большей части глав. Эти отрывки были избраны по
принципу выборки из глав тех утверждений автора, которые содержат
непосредственные доказательства главной его мысли и соответствуют
задаче, означененной в заглавии этой книги.
В данном переводе опущены части текста, посвященные
подробному анализу терминов на ведическом санскрите, а также
дискуссии автора с другими учеными и разъяснениям и уточнениям
переводов и комментариев, связанных с публикациями Ригведы в Индии
и в странах Запада.
Книга Тилака содержит 13 глав и завершается общим индексом
терминов, списком цитированных автором гимнов Вед и строф из
памятников ведической литературы, а также из Авесты.
Следует отметить, что употребляемое Тилаком в тексте
определение "арийская раса" соответствует уровню современной ему
науки, но не принято в наше время в научных исследованиях.
Некоторые ученые уже объявили о своем убеждении, что
изначальную область сложения человечества нужно усматривать в
арктическом регионе, а доктор Уоррен, ректор Бостонского
университета, определил в известной степени мой труд, издав свою
научную и призывающую к размышлениям книгу "Найденный рай, или
колыбель человечества на Северном Полюсе"... Я делаю лишь один шаг
дальше и показываю, что его теория в той мере в какой она касается
выявления родины изначальных арьев, полностью подтверждается
традициями Вед и Авесты, и -- что еще более важно -- последние
выводы археологов не только согласуются с описанным в Авесте
разрушением арийского рая, но дают нам возможность отнести его
существование ко времени перед последним периодом оледенения.
Глава I Доисторические времена*
17
... Арьи не были автохтонами ни в Европе, ни в Центральной
Азии -- их исходный регион лежал где-то вблизи Северного полюса в
эпоху палеолита. И они мигрировали оттуда в Азию и Европу не под
влиянием "неодолимого импульса", а потому что наступили
неблагоприятные изменения в климате этого региона.
---------------------------------
* Здесь и ниже отточьями разделяются отрывки текста, а
цифрами обозначены номера страниц.
18
В Авесте сохраняются указания, полностью подтверждающие этот
взгляд. Но этому не придавали значение те ученые, которые
разрабатывали свои теории в те годы, когда в науке считалось, что
человек зародился в послеледниковую эпоху. Они не увидели, что
традиции Авесты полностью поддерживаются и данными Вед... Многие
исследователи уже стали считать Северный полюс тем местом, где
возникла жизнь растений, животных (и человека). Я считаю, что в
древнейших книгах арийской расы в Ведах и Авесте содержится
достаточно утверждений, чтобы доказать, что древняя родина арьев
лежала где-то вокруг Северного полюса...
III. Арктический регион
Мы уже знаем, что в период плейстоцена на всей поверхности
земного шара происходило заметное поднятие почв и погружение их в
воды морей. Это происходило к изменениям климата... что в наиболее
значительной степени относиться к областям вокруг Северного полюса.
Мы можем сделать вывод, что вода и суша распределялись здесь в
период межледниковья иначе, чем в наше время. Д-р Уоррен в своем
"Найденном рае" цитирует труды ряда авторитетных ученых, чтобы
показать, что в сравнительно недавний геологический период широкая
область арктической земли, частью которой являлись Новая Земля и
Шпицберген, была под водой.
38
Одним из его выводов, основанных на указаниях этих ученых,
является то, что в числе современных островов Полярного океана оба
этих объекта представляют собой вершины гор, оставшиеся над
поверхностью вод после того, как море покрыло ту часть земли, к
которой они оба относились... Глубина Арктического океана к северу
от Сибири невелика, и если в плейстоцене происходили большие
геологические изменения, то похоже, что этот участок земли, ныне
лежащий под водой, мог раньше возвышаться над ней... Это служит
достаточным указанием на существование вокруг Северного полюса
континента перед последним оледенением... Долгое лето в 229 теплых
дней и короткая зима в 136 дней создавали климат, который д-р
Хершель назвал "приближением к весне". Если человек жил здесь в
межледниковый период, он должен был считать эти условия очень
благоприятными, даже несмотря на то, что солнце исчезало с неба на
некое количество дней...
39
Обращаясь к традициям, мифам и верованиям Вед, мы имеем
возможность увидеть, что они возникли много тысяч лет тому назад и
были без изменений переданы нам, а поэтому вполне возможно, что в
этих древних книгах мы можем найти следы изначальной приполярной
родины арьев, и то, что они жили в самые давние времена в пределах
Полярного круга...
40
Было принято говорить о приполярных областях, как о землях,
где время света и тьмы тянется по 6 месяцев... Но мы должны видеть
различие между полюсом и приполярьем.,...которое лежит от полюса до
Полярного круга. Длительность дня и ночи, как и сезонов, в разных
точках арктического региона не может быть и не бывает такой же, как
и точке полюса.
41
Точка полюса смещается в силу прецессиальных колебаний земной
оси, но это указывает лишь на изменения, фиксируемые не на земной,
а на небесной точке полюса. Полярная звезда была 7 тысяч лет назад
другой, чем сейчас...
42
Северный полюс и арктические области обладают особыми
астрономическими характеристиками, и если в Ведах могут быть открыты
указания на это, значит, предки ведических риши* должны были знать
эти характеристики, живя в этих областях, что было возможно только
в период межледневековья...
---------------------------------
* Риши -- пророки, мудрецы, считающиеся авторами гимнов Вед.
54
Характеристики точки полюса
1. Солнце встает всегда на юге.
2. Звезды не восходят и не заходят, но вращаются в
горизонтальной плоскости, завершая каждый свой круг за 24 часа.
Северная небесная полусфера видима на протяжении всего года, когда
как южная всегда невидима.
3. Год состоит только из одного долгого дня и одной ночи по
6 месяцев.
4. Бывает лишь одно утро и один вечер, тогда как солнце
восходит и заходит один раз, но утренний и вечерний рассвет длиться
непрерывно по два месяца, т.е. по 60 периодов в 24 часа каждый...
Характеристика приполярных областей
1. Солнце всегда видно к югу от точки зенита наблюдателя.
2. Значительное число звезд циркумполярны, т.е. они всегда
над горизонтом и всегда видимы.
55
Другие звезды восходят и заходят, как в среднеклиматической
зоне, и вращаются по более наклонным кругам.
3. Год состоит из трех частей: а) долгая непрерывная ночь во
время зимнего солнцестояния длится долее 24 часов, но меньше чем 6
месяцев. Это зависит от локализации; б) во время летнего
солнцестояния длится долгий день; в) чередование дней и ночей
происходит за сутки и не превышает 24 часа, как бы ни были дни и
ночи разновременны по своей длительности. Это заканчивается
непрерывной ночью, чем и завершается год.
4. Рассвет после такой ночи длится ряд дней, но его время и
яркость меньше, чем в точке полюса (степень зависит от точки
наблюдения)... В дни восходов и заходов солнце то появляется, то
скрывается, будучи видимо над горизонтом в течение некоторой части
суток.
Нами здесь описаны главные пункты различных характеристик
полюса и циркумполярной зоны, которых нет больше нигде на земном
шаре...
56
Мы можем считать эти указания нашими верными проводниками в
исследовании данных, приводимых в Ведах. В ведических описаниях и
традициях вскрываются те или иные из приведенных характеристик и мы
можем определить полярность или циркумполярность места зарождения
традиции. И если даже поэт-риши не был свидетелем явлений, то знал
их по условиям передачи точных описаний от поколения к поколению. К
счастью, в ведической литературе имеется много таких отрывков и
отсылок. Они могут быть для нашей цели разделены на две часть: одна
состоит из непосредственных описаний и указаний на долгие ночи,
рассветы и закаты, а другая -- из мифов и легенд, соответствующих
первой или косвенно ее поддерживающих.
Глава IV
Ночь богов
57
С самого начала мы встречаемая в ведической литературе с
четко организованной системой жертвоприношения, регулируемой
лунно-солнечным календарем. Она указывает на то, что ведические
барды того времени достигли глубоких знаний по практической
астрономии. Своеобразными хронометрами в те дни служили ежедневные,
двухнедельные, ежемесячные, поквартальные, полугодовые и годовые
сроки обязательного принесения жертв.
58
В "Тайттирийя Самхите" и в Брахманах* четко упоминается
лунный месяц из 30 дней и год из 12 месяцев с дополнительным, время
от времени прибавляемым месяцем для уравнивания лунного года с
солнечным. Эклиптика, или пояс зодиака, делился на 27-28 единиц,
именуемых накшатра и служивших как бы дорожными знаками, отмеряющими
ежегодные продвижения солнца и ежемесячные обращения луны вокруг
земли... Систематически наблюдались также звезды, восходящие и
заходящие по солнцу...
---------------------------------
* Указаны памятники, близко трактующие тексты Вед. Главная из
них -- Ригведа.
59
Ошибочно считается, что все традиции, мифы и божества,
упоминаемые в Ригведе, соотносятся с каким-то одним периодом...
Ригведа -- это та книга, в которой старые данные о разных периодах
настолько смешаны, что требуется долго и терпеливо работать, чтобы
разделить и классифицировать ее содержание в хронологическом
порядке... Например, в 60-61 Ригведе (X, 89, 2,4)* бог Индра
"поддерживает небо и землю, как колесо повозки поддерживаются
осью"... и вращает "отдаленную сферу, как колеса повозки"... Если мы
объединим эти два указания но то, что небо поддерживается на шесте
(оси) и движется, как колесо, то четко увидим, что описываемое
движение соотноситься только с той небесной полусферой, которую
можно наблюдать лишь на Северном полюсе. В Ригведе (1,24,10)'
созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее, ... что
говорит о положении видимом только в циркумполярной области...
---------------------------------
* Приведенные в скобках цифры обозначают книгу памятника,
гимн и строфу в нем.
62
Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев,
крайне широко распространено в древнеиндийской литературе... Гора
Меру признается нашими астрономами земным Северным полюсом... "На
Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения и на
протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли"...
63
Это подтверждается и таким авторитетным источником, как
"Законы Ману" (1,67): "У богов и день и ночь -- (человеческий) год,
опять разделенный надвое: день -- период движения солнца к северу,
ночь -- период движения к югу"*...
---------------------------------
* См.: Законы Ману (перевод С.Д. Эльмановича), М., I960.
Гл.1, разд.67.
65
В "Тайтирийя Брахмане" мы тоже встречаем четкое определение:
"Год -- это всего лишь день богов" (III, 9, 22.1).
66
В Авесте (Вендидад, фаргард II), в священной книге парсов, мы
видим аналогичное утверждение, отметающее все сомнения касательно
его полярного характера: "Что они считают днем, то есть год".
67
И здесь же Ахура Мазда говорит: "...Там звезды, месяц, солнце
можно лишь один раз в год видеть восходящими и заходящими, и год
кажется только одним днем"...
74
Глава V
Ведические зори
Богиня зари Ушас, очень заметное в Ведах и любимое божество,
восславляется в Ригведе в 20 гимнах и упоминается в ней более 300
раз... В этих гимнах мы находим возможность доказать весомую суть
нашей теории, выявив по возможности то, что наиболее древние
описания зари явно носят характер, указывающий на Арктику...
76
Жрец, именуемый хотри, должен был прочитать тысячу стихов до
того как начнется жертвоприношение, именуемое "гавам аяна". . .
Стихи столь длинны, что жрецу приписывается подкреплять свои силы
вкушением масла... так как закончить это чтение он должен был до
появления солнца... Указывается, что нельзя начинать чтение до
первого проблеска света на горизонте... А это значит, что между этим
проблеском и появлением солнца должно было пройти в те дни
достаточно много времени, чтобы успеть прочитать долгий хвалебный
гимн.
77
В "Тайттирийя Самхите" (II, I, 10, 3) указывается, что если
чтение гимна, начатое в положенное время, заканчивается раньше
восхода солнца, то следует принести в жертву животное... Из этого
следует, что миг появления солнца над горизонтом мог иногда не
совпасть с разочтенным временем*...
---------------------------------
* Это зависит от места пребывания данной группы людей.
78
В Ригведе кони зари иногда именуются столь медленными, что
люди устают ждать, видя как онамедлит на горизонте*...
---------------------------------
* Читатель может найти в русском переводе (Ригведа. Мандалы
I-IV, М.,1989) слова гимна 49 из мандалы I о том, что заря Ушас
загорается "со всех концов неба", а в гимне 113 -- "она идет вслед
за толпой минувших (зорь)", и что она "самая первая из многих ... из
этих прежних сестер в течение многих дней она идет ближайшая вслед
за прежней" -- это явное свидетельство длительного разгорания зари.
81
Говорится также, что она в давние дни была "наиболее
длительной"...
86
Мы можем говорить о многих зорях, кружащихся по горизонту,
каждая по 24 часа и убедиться, что столь многие из них уже прошли и
многие придут. Мы можем также сказать, что столь много длящихся весь
день зорь уже прошло, а восход солнца все еще ожидается.. И видим
молитву к богу Варуне: "Столь много зорь еще не разгорелось
полностью, дай мне пожить до их завершения"...
88-89
О зорях говорится, что они подобны собирающимся в войско
воинам или коровам, сходящимся в стадо, и что они не спорят одна с
другой, хотя и живут вместе... Это никак не может относиться к
365-ти ежедневным зорям в году...Таким образом, мы должны прийти к
выводу, что в Ригведе явно говориться о единстве многих зорь, ход
которых не прерывается ежедневным появлением солнца...
91
Пять сестер-зорь, говорится в "Тайттирийя - Самхите", имеют
по пять сестер, не считая самих себя, и тогда выходит, что их общее
число равно 30-ти. И описывается как эти 30 сестер ходят по кругу...
А в последнем стихе этого описания есть завершающее указание, что
хотя зори в разные дни выглядят по-разному, они все же являются
единой зарей...
91-92
В "Тайттирийя-Брахмане" сказано, что зори имеют пять форм,
вечных и неделимых, и каждая из них не оканчивается. Эти пять форм
соответствуют делению тридцати дней на пять групп по шесть -- так
указывается на необходимость приносить жертвы (в это время) по
шестидневным периодам...
94
Шесть частей стиха этой Самхиты четко указывают на 30 сестер,
что само по себе уже говорит о тридцатидневной заре древности. И в
Ригведе, в 6-й книге говориться о 30 шагах зари...
95
В Ригведе же в гимне Ушас (I, 123) тоже ясно описано как зори
"сегодня и завтра долго ходят по кругу в обители бога Баруны по
расстояниям в 30 йоджан предписанным путем"*...
---------------------------------
* Опубликованные переводы на английский и русский этих строк
из Ригведы расходятся с переводом в книге Тилака.
96
Словом "йоджана" определяется (у нас) и "дневной путь "тапа",
который переходят лошади без нагрузки" -- так оно употреблено в
Ригведе (V, 54, 5). Принимая такое значение, можно понять "зори
проходят кругами 30 йоджан" как указание на то, что они совершают 30
ежедневных кругов, как это бывает на Северном полюсе... И в других
гимнах (III, 61, 3) есть дальнейшее подтверждение: "Направляясь к
той же цели, новорожденная (заря) крутится как колесо"...
97
Колесо может крутиться в вертикальной плоскости, как у
колесницы, или в горизонтальной, как у гончаpa... Но нигде зори не
пересекают небо с востока на запад, как солнце, над головой
человека, т.е. в вертикальной плоскости. Единственное круженье,
подобное колесу, возможно вдоль горизонта, что говорит об области
вблизи полюса... Если мы соотнесем с полярной зарей выражения
"достигая назначенной точки день за днем" (1, 123, 9) и "стремясь
снова и снова к той же цели" (III, 61, 3), то увидим, что это не
относится к зорям вне Полярного круга...
99-100
По строкам памятников ясно видно, что зорь было много, а не
воспевалась лишь одна, и что они гармонично сочетаются, оставляя
непрерывную и нераздельную группу... Но надо помнить, что ведические
зори описываются не как 45-60-дневные, а как 30-дневные... т.е. речь
идет не о самой точке полюса, а о землях где-то южнее...
102
В "Тайттирийн Самхите", поясняющей мантры Ригведы, четко
говорится, что описания в ней зорь -- когда боги видели 30 зорь --
является древней традицией...
Глава VI
Долгий день и долгая ночь
113
Поскольку в ведической литературе выразительно повествуется
о долгой 30-дневной заре или о группе в 30 зорь, то ясно, что этому
должна была предшествовать долгая ночь, и при таком условии, в году
должен быть и долгий день...
114
Многие строфы Ригведы говорят о долгой и страшной тьме,
которая скрывает врагов бога Индры, и которых он должен уничтожить,
борясь с демонами-дасами...
115-116
Ведические барды часто молили богов избавить их от мрака,
как, например, в Ригведе (II, 27, 14; VII, 67, 2 и др.)... И не
только люди, но и боги жили тоже в условиях долгого мрака -- так
говорится о боге Агни (X, 124, I; II, 2, 2).
117
В Ригведе и в Атхарваведе мы видим гимн, в котором молящиеся
просят "Да достигнем мы благополучно другого края ночи" и "того
края, который даже не виден"...
118
Почему так? Потому ли, что это была ночь зимних суток или
долгая арктическая ночь? К счастью, "Тайттирийя Самхита" сохранила
для нас самый древний традиционный ответ, и мы можем не зависеть от
рассуждений современных комментаторов. Там сказано: "О Читравасу,
дай мне достичь твоего окончания", и дальше: "Читравасу -- это ночь
древних времен, когда жрецы-брахманы боялись, что за ночью не
наступит заря" (I, 5, 5,4; I, 5, 7,7).
119
Ведь ночи зимнего сезона в тропической или
среднеклиматической зоне длятся в наши дни столько же времени,
сколько они длились здесь и тысячи лет назад, и никто из нас, даже
самые не знающие (Веды) люди не испытывают волнения в ожидании зари,
которая завершит ночь...
120
Значит, это были не просто зимние ночи, которых боялись
ведические барды в древности. Это было нечто другое, нечто длящееся
долго, когда хотя и понимали, что это не на век, все же эта
продленность тьмы утомляла и заставляла с тоской ждать рассвета...
126
Мы видим, что в Ригведе дни и ночи описываются как две
различные по своему типу пары -- "ушас-накта"и "ахани"... Обычные
дни и ночи следуют друг за другом, вплотную сменяя друг друга, и эту
пару не описывают раздельно... Но и долгая ночь и долгий день, даже
будучи разными по длительности, не вплотную следуют все время друг
за другом... Долгая ночь бывает в то время, когда происходит зимнее
солнцестояние, а долгий день -- при летнем солнцестоянии, и эти
положения солнца различаются на 180°, находясь на противоположных
точках эклиптики. В период создания (книг) Араньяк это было известно
по традиции как "ахани". Так, в "Тайттирийя Араньяке" (1, 2, 3) при
описании персонифицированного года впервые сказано, что у года одна
голова и два различных рта...
127
"Правая и левая сторона бога-года -- это дни света и
мрака"... И дальше говорится, что эта темная и светлая формы у
"ахани" составляют противоположные стороны бога-года... будучи
размещены на диаметрально противоположных его сторонах... Этим
подтверждается объяснение сути "ахани". В Ригведе (V, 54, 5)
говорится, что у ветров-Марутов сила и величие простираются так, как
у солнца, на долгие йоджаны...
128
В Ригведе (X, 138, 3) говорится, что солнце распрягло своих
коней на середине неба, т.е. как бы остановилось на отдых. Это ясно,
но комментаторы находят, что трудно объяснить такое поведение солнца
посреди неба...
130
В Ригведе (VII, 87, 5) о боге Варуне сказано, что "он создал
себе золотое качание солнца, как качели". Это говорит о кружении
солнца на небесах, видимое непрерывно. И это там же повторяется (88,
3). Здесь отражен тот факт, что только в арктических областях солнце
подобно качелям, когда оно не сразу скрывается за горизонтом каждые
24 часа...
Глава VII
Месяцы и годы
137
Встречаются ли в Ведах такие же следы условий Арктики
касательно сезонов, месяцев и лет?... Характеристики арктического
года столь непохожи на зону умеренного климата, что наши предки
ведического периода, жившие там и продвигавшиеся к югу в силу
наступающего оледенения, встретились с необходимостью воспринять
календарь, связанный с географическими и астрономическими условиями
новых для них мест, что не могло не повлиять на них... Но нам
следует видеть, что консервативные жрецы стремились сохранить как
можно больше черт старого календаря, или по крайней мере -- древних
традиций в той или иной форме, и особенно в том, что связано с
правилами жертвоприношений...
138
Обязанностью этих жрецов было... следить, чтобы годовые
ритуалы отправлялись в должные даты... В ведической литературе
указывается, что годовые церемонии "саттры" должны проводиться в
течение 12 месяцев. Но это было невозможно в пределах Арктики, где
солнце надолго скрывается за горизонтом и воцаряется долгая ночь.
Поэтому древнейшие саттры, если их совершали в пределах полярного
региона, должны были проводиться за срок не менее 12 месяцев... К
тому же надо помнить, что в
139
разных поясах Приполярья периоды света и мрака в году
разнятся... Примерно, на полюсе солнце светит 7 месяцев, но чем
дальше от него, оно светит и по 8, 9 и 10 месяцев... Эти месяцы были
периодами активного проведения саттр в отличие от долгой ночи,
которая за этим следовала... Сошлемся прежде всего на легенду об
Адити или о семи Адитьях (Солнцах), которая явно связана с
природными феноменами... Так, в Ригведе (IX, 114, 3) упоминаются
вместе семь Адитьев и семь жрецов...
143
В "Шатапатха Брахмане" (VI, 1,2,8); XI, 6,3,8) говорится о 12
Адитьях... как и во всей послеведической литературе... О семи
сыновьях Адиьи говорится, что солнце имеет семь лучей, или семь
коней (Ригведа, 1, 164), и так во многих гимнах...
146
И если бог солнца в таких образах запечатлен в памяти, то это
не может быть забыто народом в силу необходимости менять места
своего пребывания, хотя носители Вед позднее и жили в областях, где
знали уже 12 Адитьев... Следует упомянуть здесь тот факт, что число
солнечных коней в Ригведе бывает не только 7 (1, 50, 8), но и 10
(IX, 63, 9), и если считать, что первое число определяет количество
месяцев, то второе -- тоже..
148
В Ригведе описывается две категории жрецов-Ангирасов*
называемые "навагва" и "дашагва" (X, 62,5 и 6)...
150
Исследуя значение тех указаний на их роль, которые содержатся
в литературе, спросим -- почему их служебные функции завершались в
10 месяцев, а не продолжались весь год, т.е. 12 месяцев?...
Описанные в Ведах подвиги бога Индры, роль Ангирасов, а также
навагвов и дашагвов, четко связаны с фактом ежегодного высвобождения
солнца и "коров" утра из темного плена, куда их заключила Вала. Этот
взгляд поддерживается словами "Индра разыскал солнце, сокрытое во
мраке"... Мы видим также,
151
что Индра убил Валу в этом мраке в конце года, а навагвы и
дашагвы поддерживали его пением гимнов... которые должны были
завершиться до начала его битвы... то есть в 10 месяцев света... а
после 2 месяцев мрака они снова начинали петь...
153
Считается, что навагвы служили в течение 9 месяцев света
("нава" -- "девять"), а дашагвы -- 10 ("даша" -- "десять").
154
Есть указания, что их служба могла длиться и 7 месяцев
(Ригведа X, 47,6)... и их называют "проводящими обряды в сроки
различной длительности", т.е. они пели гимны в те месяцы, когда было
светло, от 7 до 10 месяцев...
169
Указывается на 10-месячный год, содержавший пять сезонов по
2 месяца... но полагают, что их считалось шесть, а пять относились
лишь к тому времени, из которого исключались 2 месяца мрака...
Глава III
Путь коров
174
Легенда о дашагвах, совершавших церемонии в течение 10
месяцев, не является единственным воспоминанием о древнем годе,
которое сохранилось в литературе о жертвоприношениях...
177
Я попытаюсь выявить в ведической литературе точные указания
на длительность ежегодных саттр -- жертвоприносительных церемоний.
Эти указания не легендарны по своему характеру, они точны и
реалистичны. Известно, что жертвоприношения -- это древнейший
институт. Обнаруживаемые у народов азиатской и европейской ветвей
арийской расы... детали проведения этих церемоний сохранялись в
строгом соответствии с обычаем и традициями... и жрецы, не умея
иногда их объяснить, ссылались на то, что "такова практика,
известная с незапамятных времен". В число подобных ежегодных саттр
входит и "путь коров"... -- одно из древнейших ведических
жертвоприношений...
178
Под этими коровами понимаются Адитьи, т.е. божества солнечных
месяцев... В "Айтарейя Брахмане" говорится, что: "Коровы, желая
обрести копыта и рога, проводили некогда церемонию жертвоприношения.
На десятый месяц церемонии, в конце пяти сезонов, они обрели рога и
копыта... воскликнув, что церемония принесла желаемое. А те, кто все
же продолжал церемонию, утратили рога из-за своего недоверия. Таковы
безрогие коровы. Но продолжив свои действия и в шестом сезоне, они
в конце 12 месяцев все же обрели желаемое. Поэтому коровы так
красивы, и все их любят".
179
Из этого явствует, что эта годовая саттра завершалась некогда
в 10 месяцев. Почему так? Почему саттра, ныне длящаяся весь год,
т.е. 12 месяцев, некогда завершалась за 10?... Обратившись к более
древней "Тайттирийя Брахмане", к самому авторитетному тексту по
жертвоприношениям, увидим, что эту саттру можно завершить и в 10 и
в 12 месяцев, по выбору жертвоприносителя, а о 10 месяцев сказано,
что так было принято в незапамятные времена...
180
В этой Самхите говорится, что те коровы терпеливо продолжали
саттру еще два месяца, у которых рога не выросли за 10 месяцев...
181
Добавочный к этой Самхите текст разъясняет, что знающий это
преуспеет вне зависимости от того, длится ли его саттра 10 или 12
месяцев...
182
Из всего этого следует, что и эта и другие саттры стали
длиться по 10 и 12 месяцев, когда ведические арьи пришли в те места,
где прежние формы саттр стали невыполнимыми, но приняли
альтернативную форму...
183
И в Авесте и у других арийских рас* выявляются аналогичные
подсчеты длительности года. Достаточно лишь указать здесь, что
древнеримский год состоял из 10 месяцев и был затем заменен сроком
в 12 месяцев...
---------------------------------
* Напомним, что Тилак пользовался термином "раса" для
обозначения народа или племени.
184
И эту традицию нельзя просто игнорировать, так как
сохраняется ведь название "десятый" для последнего месяца календаря:
"децембер" -- "10-й"... Полярная теория бросает свет на эти древние
традиции, на реликты того периода... когда предки обеих этих рас
жили вместе в циркумполярной области. Эти два "лишних" месяца были
временем долгой ночи... Переселившиеся на юг люди просто их
добавляли к прежнему году...
187
Хотя есть достаточно свидетельств того, что год мог состоять
из 10 месяцев, нельзя утверждать, что это была его единственная
длительность. Легенда об Адити указывает на существование 7-месячной
длительности солнечного света в году, а наличие 30 непрерывных зорь
поддерживает такое заключение...
188
Какого бы взгляда мы ни придерживались, наличие
7-8-9-10-11-месячного года на древней арийской родине является
фактом в пределах Арктического круга... Соответственно этому и ночи
были разной длительности...
189
Ведическая литература сохранила для нас важный реликт, кроме
уже упомянутых, касающийся древнего календаря и, главное, долгой
ночи... Следует вникнуть, по мере возможности, в историю принесения
в жертву напитка сомы*, чтобы выявить исходное значение связанных с
ним ритуалов... которые восходят к древнейшим временам...
---------------------------------
* Суть напитка сомы не вполне ясна до сих пор. Некоторые
полагают, что он содержал сок эфедры, но это нельзя соотнести с
массовым испитием его членами племени (что описано в Ведах) --
эфедрин в больших дозах очень опасен. В гимнах упоминается в связи
с сомой и молоко, и кипячение напитка, что наводит на мысль о
возможной возгонке напитка из перебродившего молока -- такой способ
приготовления опьяняющего напитка известен у многих кочевых
скотоводов.
190
Главные их черты отражены в Ригведе, и целая мандала в 114
гимнов посвящена восславлению сомы. Их анализ поможет, хотя бы до
известной степени, выявить суть древнейшей системы жертвоприношений
арьев...
191
Очень важны годовые саттры и чтобы в них вникнуть, нужно
понять смысл выражения "шатаха" (оно состоит из слов "шат + ахан" --
"шесть + день") и обозначает в литературе шестидневную церемонию.
Это слово применяется для измерения месяца, как мы сейчас применяем
слово "неделя", т.е. месяц состоял из пяти "шатаха". Ритуалы годовой
саттры распределялись по этих шатахам...
197
В начале и в конце каждой годовой саттры проводилась
церемония Атиратри -- принесения в жертву богам напитка сомы -- это
делалось трижды в ночь. В "Айтарейя Брахмане" (IV, 5) так поясняется
происхождение обычая: асуры обитали во мраке ночи, а боги -- в свете
дня. Боги хотели изгнать асуров из-под укрытия мрака. Но лишь Индра
мог это сделать. Войдя во мрак и поддерживаемый пением гимнов, он
изгнал асуров из первой части ночи при первом возлиянии сомы; при
втором асуры были изгнаны из второй части ночи, а при третьем -- из
третьей... Древность ритуалов Атиратри подтверждается и литературы
парсов...
198
Жертвоприносители древности естественно, не погружались в сон
на всю долгую ночь после завершения 10-месячных церемоний. И не
сидели сложа руки, пока Индра сражался ради них с силами мрака. В
течение 10 месяцев они приносили жертвы с целью помочь Индре в
борьбе с Валой...
199
...В ведической литературе описывается ряд жертвоприношений,
которые продолжаются, если мы включим сюда и Атиратру, от одной до
ста ночей... т.е. до 2400 часов. Но их длительность зависела от
местоположения... и где ночь длилась десять суток (240 часов)
церемония называлась "дашаратра", а где 100 суток, то "шатаратра" --
сому возливали от 10 до 100 ночей. 100 ночей -- это был максимальный
срок. В легенде об Адити говорится о семи месяцах солнца, включая
сюда и зори и сумерки по 30 дней,
200
и тогда остается три месяца на долгую ночь... Для времени
зорь в литературе есть описания других церемоний, которые должны
быть нами исключены из еженощных, как и церемонии, связанные с
сумерками...
205
В Ригведе битва Индры с Вритрой часто упоминается как "битва
за воды", или "устремление к коровам" или "устремление к дню", а об
Индре говорится, что он освободил "водных коров" и привел их к
солнечной заре, убив Вритру (I, 51, 4; II, 19, 3)...
Глава IX
Ведические мифы о пленных водах
219
Новые объяснения ведических текстов стали возможны лишь за
последние 30-40 лет, тогда как комментаторы, жившие в прежние давние
времена, такие, как Яска или Саяна, не могли еще ничего знать о
циркумполярных или полярных областях, где могли жить древние арьи...
220
Так, Яска указывает на три или четыре школы разъяснений
текстов, и каждая из них по-разному объясняет образы и типы
ведических богов. Некоторые склоняют своих последователей к мысли,
что многие боги были некогда историческими лицами, обожествленными
за свои сверхъестественные подвиги и дела. Другие теологи делят
богов на "Карма девата" -- тех: кто достиг небесного ранга своими
высокими усилиями, и "Аджана девата", т.е. рожденных от божеств.
Этимологи, последователи школы Нирукты, считают, что ведические боги
были обожествленными явлениями природы, такими, как появление зари
или молнии, рассекающей грозовые тучи*...
---------------------------------
* Далее в тексте Тилак называет эти гипотезы "теорией зари"
и "теорией грозы".
227
Помимо существующих теоретических разъяснений феноменов зари,
гроз и наступления весны, была предложена д-ром Айянгаром из
Бангалора гипотеза разъяснения мифов, исходя из их соотнесения со
звездами Орион и Альдебаран. Это в отличие от других предположений
может быть названо астральной теорией... Но надо сказать, что,
несмотря на все эти теории, многие описания и очень содержательные
легенды ведических текстов остаются необъяснимыми... Ряд из их числа
может быть удовлетворительно разъяснен только в свете арктической
теории*...
---------------------------------
* Далее на девяти страницах поясняется суть дискуссий с
приверженцами разных школ.
236
Известно, что четыре основных момента были успешными
достижениями (Индры в борьбе с Вритрой): освобождение вод,
освобождение коров, восстановление зари и появление солнца. "Теория
гроз" объясняет два первых момента, а "теория зари" -- два
последних. Из этих двух теорий древние последователи школы Нирукта
придерживались той, которая связана лишь с освобождением вод и была
ближе к восприятию Индры лишь как бога-громовника... Этот же взгляд
приняли и ученые Запада, он и сейчас доминирует в науке. Но он
настолько неадекватен Ведам, что при зарождении теории, которая
сможет объяснить большую часть (если не все) из четырех указанных
моментов легенд, все без колебаний откажутся от -теории грозы" в
пользу новой. По моему мнению, ошибочно полагать, что битва между
Индрой и Вритрой изначально отражала конфликт между
богом-громовником и дождевыми тучами. На деле это была борьба между
силами света и мрака, следы чего обнаруживаются и в "Айтарейя
Брахмане" -- там лишь Индра, один из всех богов, описывается как
взявший на себя долг изгнания асуров из мрака ночи. О том, что Индра
-- бог света, говорится и во многих строках Ригведы: он нашел свет
(III, 34, 4; VIII, 15, 5; X, 43, 4) во мраке (I, 100, 8; IV, 16,4),
создал зарю и солнце (II, 17, 4; II, 21, 4; III, 31,15), озарил мрак
зарей и солнцем (I, 62, 5). Это он заставил солнце светить (VIII, 3,
6)
237
и взойти на небо (I, 7, 3), т.е. продолжил путь солнцу (X,
III, 3), нашел солнце в том мраке, который его скрывал (II, 19, 5;
III, 39,5)... При таких условиях необходимо понять и объяснять и
природу и суть тех вод, которые описаны в Ведах... Слово "апа"
обозначает воды вообще, и они встречаются в Ригведе много раз,
обозначая небесные или эфирные воды: они следуют по пути богов и
являются вблизи солнца, а оно -- вместе с ними (I, 23, 17-18), а в
(VII, 49, 2) мы читаем, что есть воды небесные и текущие по земным
руслам, то есть четко указывается на разницу между ними...
238
Образ, суть и движение небесных вод были неправильно
понимаемы, и именно поэтому ученые были не в состоянии связать факт
освобождения вод с появлением зари в легенде о Вритре. Кажется, что
под ним понимали только дождевые воды, но это ошибка... В "Шатапатха
Брахмане- (XI, 1, 6, 1), в "Айтарейя Упанишаде (I.I) и в Законах
Ману" (I, 9) -- всюду говорится, что мир был создан из паров воды...
Ведические барды считали, что все пространство над собой и вокруг
заполнено этими небесными парами, о которых сказано, что они
сверстники мира...
244
В Ригведе говорится о двух океанах -- о светлом (V, 45, 10)
и об исполнении мрака (II, 23, 18)... их также именуют и двумя
мирами -- ближним и дальним. Дальний противопоставляется небу (VIII,
8, 14), и говорится, что солнце (Савитри) там было погружено в сон.
О солнце сказано, что оно появляется из этого дальнего мира и до
своего восхода приходит сквозь мрак...
249
Нельзя понять истинный смысл легенды о Вритре без осмысления
сути и важности тех представлений о движении воздушных вод, которые
были свойственны предкам индоарийцев... Именно эти воды
способствовали движению небесных тел... И если воды прекратят
движение, то последствия будут тяжелы -- солнце, луна и звезды не
смогут взойти, и мир погрузится во тьму. Теперь мы можем понять суть
преступных действий Вритры, остановившего ток этих вод. В своем
скрытом убежище на дне нижнего мира он задержал воды, прекратив их
течение в верхний мир,
250
и победа Индры означала их освобождение из когтей Вритры и
придание им возможности снова двигаться вверх. Победе Индры
приписывается четырехфазный характер: освобожденные воды принесли с
собой зарю, солнце, луну и коров-дни и утренние лучи... Вритра,
протянувший свое тело через горы, перекрыл все проходы для вод и
солнца, а убивший его Индра открыл их... Эти горы понимались как
преграда между верхней и нижней половинами небесного свода, между
светлым и темным океанами -- здесь Индра встретил Шамбару, и здесь
была та скала Валы, в которую этот демон заключил коров, и которую
взорвали Ангирасы (IV, 3, II; I, 71, 2)...
255
Во многих гимнах Ригведы говорится о том, что зори и солнце
появились одновременно с током освобожденных вод... и эта
одновременность четырех (вышеупомянутых) результатов точнее всего
поясняет суть побед Индры над Вритрой. Космический смысл циркуляции
вод описывается в индоиранской мифологии. Д-р Уоррен в своей книге
"Найденный рай..." пишет, что в произведениях Гомера говорится о том
же -- поэт описывает возврат солнца из океана или же погружение в
него и последующий из него же восход. И все реки, моря, источники и
колодцы описываются как порождение глубокого океана, окружающего
землю. И Гелиос-солнце плывет по воде на золотой лодке...
257
Надо подчеркнуть, что и в Ригведе утренние созвездия --
Ашвины спасают людей при помощи лодок (I, 116, 3; I, 182, 6). О них
говорится, что они имеют и колесницу, и лодку, и их колесница может
двигаться и по небу и по воде (I, 30, 18; I, 46, 7)...
Принимая утверждение о космической циркуляции вод и
одновременно с ними освобождения вод и зорь, спросим -- как с этим
согласуется арктическая теория и суть легенды о Вритре?...
259
Поразмыслив, можно увидеть, что все моменты этой легенды
нельзя сочетать лишь с ежедневным появлением и уходом солнца. В
Ригведе (X, 62, 2) сказано, что Ангирасы, помогавшие Индре в битве
за коров, победили Валу в конце года, т.е. битва была ежегодной, а
не ежедневной. И затем там же (VIII, 32, 26) указано, что Индра убил
водного демона Арбуду льдом, а не своей громовой ваджрой, как это
ему свойственно, а это значит, что конфликт разгорался зимой, в
сезон льда и снега, что подтверждается и в Авесте, где солнце и воды
прекращают зимой свой ход. В Ригведе крепости Вритры называют
"осенними", а значит борьба началась осенью и шла всю зиму. Мы видим
также, что жертвы приносились сто ночей (о ста ночах битвы речь идет
и в Авесте). Все эти указания могут быть правильно поняты только по
арктической теории...
260
Некоторые переводят строку из гимна Ригведы (II, 12, 11) как
"сороковая осень", в которую Индра нашел Шамбару, т.е. битва,
значит, происходила лишь один раз в сорок лет, но это противоречит
указанию, что Вала был убит в конце года (X, 62, 2)...
261
В указанном гимне применен местный падеж числительного
"сороковая" (в женском роде), как мы и теперь говорим "в такой-то
день (недели, месяца, сезона)". Следует переводить это в гимне как
"в сороковой день осени".
262
... Это число тут обозначает 7 месяцев и 10 дней, т.е. 220-й
день после весеннего Нового Года в марте (как его отмечали в
древности). Значит, битва Индры с Шамбарой -- конфликт между светом
и мраком -- началась на 10-й день 8-го месяца года (т.е. 10 октября
по римскому календарю)... Эти строфы дают точную дату начала борьбы
Индры с Вритрой. И если правильно это понимать, то исключаются
всякие бесполезные подсчеты при переводах текста. Мы видим в гимнах,
что Адити представила богам семерых своих сыновней Адитьев -- богов
солнца, но отбросила восьмого Мартанда как недоразвитого, т.е.
говорится, по сути дела, что он умер вскоре после рождения -- а это
значит, что в начале восьмого месяца солнце ушло за горизонт. Это и
был 10-й день 8-го месяца года*. Таким образом, легенда об Адитьи и
дата начала борьбы Индры с Шамбарой взаимно соответственны, а
принятые в науке переводы указанной строфы гимна (II, 12, 11) лишены
смысла...
---------------------------------
* Тилак не говорит здесь о дате начала весны в этом
исчислении, а указывает просто март. Если принять за начало отсчета
конец марта, то 8-м месяцем будет ноябрь -- месяц сокращения
длительности вечного дня с семи часов до одного часа на широте
Мурманска.
Глава X
Ведические мифы об утренних божествах
277
В предыдущих главах уже пояснена неадекватность "теории
грозы" содержанию легенды об Индре и Вритре и показано как при
помощи арктической теории могут быть объяснены многие непонятные
моменты, связанные с представлениями о циркуляции мировых вод в
верхнем и нижнем мирах. Остановимся теперь на легендах, обычно
разъясняемых в связи с периодом весны, и поясним как это
недостаточно, подобно "теории грозы", для удовлетворительного
понимания ряда черт этих легенд, а именно тех, что говорят о
подвигах Ашвинов -- врачей богов. Подвиги этих божественных
близнецов описаны в ряде гимнов Ригведы... Исследователи считают их
то утренними звездами, предваряющими появление зари и солнца, то
полагают, что эти близнецы представлены двумя звездами в созвездии
Джамини, и их подвиги соотносят с восстановлением утраченных за зиму
сил солнца...
278
В памятниках о правилах жертвоприношений их четко связывают
с зарей... Возжигание жертвенного костра, заря и восход солнца
описываются в Ригведе как совпадающие с появлением Ашвинов (I, 157,
1; VII, 72, 4), или говорится, что они появляются вместе с
разгорающейся зарей, когда "тьма еще таится меж красных коров" (X,
61, 4)... Мы не можем игнорировать факт, что они являются утренними
божествами, приводящими вместе с собою зарю или свет утра...
279
Им же приписываются эпитеты Индры, такие, как убийца Вритры
(VIII, 8, 22), и о них выразительно говорится, что им заметно
свойственны качества и Индры и Марутов (богов ветров), бывших
помощников Индры в борьбе с Вритрой... О них говорится, что океан --
это их мать, что их колесница появляется из океана (IV, 43, 5), что
она -кружит вокруг солнца в далекой области" (I, 112, 13), что они
подвигают вперед "медовые воды" океана и насытили небесную реку
потоками, подвигнув к победе "колесницу без коней" (I, 112, 12)...
Из многих подобных строк видно, что к Ашвинам обращались так, как к
Ангирасам, и что они двинулись, чтобы освободить молочные токи, и
что они живут в небесном океане (VIII, 26, 17). Отсюда приходим к
выводу, что они были помощниками Индры в его битве за воды и за
свет, т.е. в битве света с мраком, выступая при этом и как врачи
богов и помогая ему, а после победы возглавили ход утренних божеств.
Эту суть трудно объяснить и "теорией весны" и ежедневной битвой тьмы
280
и света, так как особый гимн Ашвинам ("Ашвин-шастра") должен
быть весь прочитан на протяжении зари... Они должны были омолодить,
излечить и спасти ослепших, охромевших и пострадавших (в битве) --
так говорится о них во многих гимнах...
282
Я не смогу согласиться с тем, что все это можно объяснить
"теорией весны", протекающей в южных широтах...
283
Солнце, конечно, "слабеет" за зиму, но все же его "слепота"
особенно означает глубокий мрак... а не ежесуточную ночь, с которой
подвиги Ашвинов просто не сочетаются... не соотносятся с долгим
исчезновением солнца в арктической ночи. "Теория весны" не может
объяснить факт длительных страданий разных "пациентов" Ашвинов... да
и Ашвины сами пребывают, как описывается, три дня и три ночи в
дальнем краю...
284
Важно учесть и места, где страдали те, кого спасали Ашвины...
-- Это и воды, лишенные света лучей солнца (I, 182, 6), что подобно
описанию темных вод океана (II, 23, 18) -- это все относится к
нижнему миру..., который солнцем в Ригведе пересекается на лодке,
подобно Гелиосу греков. Это не может быть простым описанием зимы, и
только с помощью арктической теории можно объяснить каким образом
"пациенты" Ашвинов были ими спасаемы от
285
потопления в темном бездомном океане ... Есть ряд описаний их
дел, где ясно видны реалии того мира ("вверх ногами")... и я думаю,
что д-р Уоррен правильно понял это как древнюю мысль о подземном
мире антиподов... темном и полном вод, почему и говорится, что
Ашвины перевернули там колодец вверх дном, чтобы пустить воду оттуда
кверху, к небу, где она станет дождем (I, 116, 9)...
289
Очень важна для нас легенда о том, как мудрец Атри
Саптавадхри был вызволен Ашвинами... из мрака (VI, 50, 10)... и к
нему же относится весь текст другого гимна (V, 78), где он зовет
Ашвинов на помощь, так как он после 10 месяцев провалился в яму и
попал в деревянный ящик...
292
Солнце сравнивается с пребывание плода в утробе матери 10
месяцев, и мы видели выше, что дашагвы именно в такой срок приносили
жертвы. Затем солнце было утрачено, родилось там и очутилось в
заброшенном краю, где пребывало, как в ящике, 2 месяца. Это -- образ
Атри, который взывает к Ашвинам... о спасении его из провала...
294-296
Во многих гимнах говорится об этих 10 месяцах и о том, что
найденный через два месяца после потери младенец вновь был принесен
матери -- зарей или Ашвинами... И во всех этих гимнах речь не может
идти о средних широтах, хотя и в
297
"теории весны" тоже имеется в виду солнце. Но арктическая
теория говорит не только об ослаблении солнца зимой, но показывает,
что природной основой многих подобных гимнов Ригведы является долгая
полярная ночь, и такие объяснения необходимы для верного
понимания...
Колесо солнца
298
Во многих гимнах Индра описывается как друг и помощник
солнца. Но вдруг говорится, что он отнял у него одно из 10 колес его
колесницы (I, 175, 4; IV, 30, 4; X, 43,5)... Колесница Сурьи
(Солнца) описывается и как одноколесная (I, 164, 2)..., и если это
колесо похитить, то солнце прекратит свое движение. Вместе с тем,
похоже, что само солнце именуется в этих случаях колесом (I, 175,
4), т.е. само солнце было похищено ... Что делал Индра с этим
колесом? Он использовал солнечные лучи как оружие для убийства или
сжигания демонов (VIII, 12, 9). Похищение солнца и убийство демонов
-- это единовременные действия. Борьба Индры с демонами нацелена на
восхождение света...
299
В Ригведе четко указано, что солнце пребывало во мраке (III,
39, 5; I, 117, 5)... а значит Индра мог там использовать его диск в
битве с демонами за возгорание утреннего света...
302
Это совершилось в конце 10 месяцев (или в конце римского
года), в миг завершения жертвоприношения дашагвов, о которых
сказано, что они вместе с Индрой нашли солнце, пребывающее во
мраке...
303
Такое объяснение гимнов выявляет истинную картину годового
движения солнца глубокой древности на родине арьев...
Три шага Вишну
В этом разделе я намерен проанализировать вкратце еще те
ведические легенды, которые указывают на арктические условия,
отраженные в календаре и в описаниях климата. Один из них относится
к трем длинным шагам Вишну, четко указанным в Ригведе (I, 22, 17-18;
I., 154, 2). По старой трактовке они означали шаги по земле, по
воздуху и по небу (объясняют и по-другому)...
304
В Ригведе (I, 155, 6) говорится, что Вишну приводит в
движение подобно колесу своих 90 коней, носящих четыре имени. Это
явно относится к З60 дням, разделенным на 4 группы,
305
т.е. на сезон по 90 дней. Это говорит о том, что основой всех
дел Вишну надо считать годовой ход солнца... В Ригведе Вишну и Индра
-- друзья, они вместе победили Шамбару и воскресили солнце, зарю и
Агни-огонь (VII 9, 3-5)... Значит, один из его шагов следует
поместить туда, где шла битва, т.е. в нижний мир... Вот почему его
третий шаг не виден смертным и птицам (I, 155, 5)".. Два других шага
солнце делало над горизонтом, они были видны... Уже говорилось, что
борьба Индры с Шамбарой начиналась на 40-й день осени, или на 8-й
месяц после весны, а это значит, что в течение 8 месяцев солнце было
видимо...
306
Легенда, изложенная в Пуранах (преданиях), говорит о том, что
Вишну спал 4 месяца в году... Это иногда объясняют как отражение
долгого сезона дождей, но ведь они видимы людьми. Это можно понять
только как долгий мрак арктической ночи (вблизи полюса)... В Ригведе
(VII 100, 6) говорится, что у Вишну есть "плохое имя -- Шипивишта",
что объясняли по-разному, иногда полагая, что это забытое и
искаженное старое слово.
307
Но оно было забыто и встречается в более поздних памятниках
в значениях: "человек с выпавшими волосами- и "тот, кто поражен
неизлечимой кожной болезнью", -- словом, оно имеет смысл
осуждения...
309
Позднее в Пуранах Вишну представал спящим в плохой период, но
это тоже как бы обозначает его болезнь, т.к. говорится о Вишну
потемневшем, или больном, чтобы своим третьим шагом подавить асуров
и в своем темном обличье помочь Индре в борьбе за воды и свет... Это
подтверждается и сравнением с другими ведическими божествами,
которые тоже, как и Вишну, обходят всю вселенную. Один из них --
Савитар (солнце), и о нем сказано, что из его трех небес два близки,
а третье -- это мир бога Ямы (царя мертвых), т.е. нижний мир (I, 35,
6). Другой бог, пересекающий вселенную, это Агни (VI, 7, 7)... Его
свет троичен (III, 26, 7), у него три головы (I, 146,1), три силы,
прибежища и языка (III, 20, 2; VIII, 39, 8)... Одно из этих прибежищ
может быть четко определено как третий шаг Вишну -- говорится, что
его знает только Вишну (X, 1, 3)... Агни часто выступает как солнце,
и то, что он
310
скрывается под водами и появляется из них как "дитя вод" --
это просто варианты описания солнца, ушедшего под горизонт, а затем
после долгой арктической ночи появившегося из "нижнего океана".
Вишну -- это солнце под другим именем... Есть и еще божества,
пересекающие вселенную -- это Ашвины, их в Ригведе зовут "ходящими
вокруг" (I, 46, 14; I, 117, 6). У них три прибежища (VIII, 8, 23),
и их колесница, ходящая над обоими мирами, имеет три колеса, причем
одно из них скрыто в пещере, в тайном месте, как третий шаг Вишну,
невидимый для смертных (VIII, 8, 23; I, 30, 18; X, 85, 14). Это
совпадение трех прибежищ у трех разных пересекающих вселенную богов
не случайно, и общий результат всего процитированного приводит к
четкому выводу -- третье, скрытое, место следует видеть в "нижнем
мире", в "мире питри- (душ предков) и бога Ямы, в водах и мраке.
Третий водный (Трита Аптья)
Уже говорилось, что год, разделенный на три части по 4 месяца
-- это три шага Вишну: первые были видимы, а третий скрыт, т.е. на
древней родине арьев солнце было над горизонтом только около 8
месяцев. Эти три части мы могли бы увидеть в облике трех легендарных
братьев, два из которых бросили третьего в яму мрака. Это точная
история Ригведы о Трита Аптья,..,
311
а также легенда о трех братьях Эката, Двита и Трита -- Первый,
Второй и Третий. Два первых бросили третьего в колодец... Но в
Ригведе нет брата Эката, а Двита и Трита есть (V, 18,2; VIII, 47,
13-16), причем в последнем гимне он именуется и Аптья, т.е.
"водный", или "рожденный водами". Этот Аптья упоминается не раз в
связи с Марутами и Индрой, убивающим демона, или силу мрака, т.е. с
Вритру. Кроме того, Трита, поощряемый Индрой, убивает "трехголового"
и освобождает коров (X, 8, 8)... Есть гимны, где Трита падает в
колодец (I, 105) или яму (X, 8, 7), умоляет богов о помощи, и его
освобождает Брихаспати (I, 105 17)* Трита в этом гимне говорит о
своем родстве с семью лучами (I, 105, 9), т.е. о своей световой
природе... а его тайное местонахождение аналогично третьему шагу
Вишну. Такая же история есть и в Авесте,
---------------------------------
* Брахаспати -- имя обожествленного в Ригведе жреца, "владыки
молитв".
312
где Траэтаона, носящий патрономическое имя Атхвья (на
санскрите Аптья) описывается как убийца враждебного змея Ази Дахака,
имеющего три пасти и шесть глаз*. И особенно примечательно то, что
этот Траэтаона идет на битву со змеем в сопровождении двух братьев,
которые замышляют убить его по дороге...
---------------------------------
* Об этом змее, как и о других материалах Авесты, см.:
Авеста, Санкт Петербург, 1997.
Глава III
Значение наших результатов
по исследованию истории изначальной
культуры и религии арьев
386
Закончены наши исследования проблем родины и предков
ведических арьев... Свидетельства, приведенные в предыдущих главах,
состоят в основном из отрывков, взятых из Вед и Авесты и безошибочно
доказывающих, что поэты -- авторы Ригведы были знакомы с
климатическими условиями, свойственными только арктическим областям,
и что упомянутые божества... являют свое арктическое
происхождение...
388
Мы видим, что в литературе ведических арьев о
жертвоприношениях и в их мифах есть многое, приводящее к тем же
выводам, и это соотносится с древними традициями и легендами Авесты,
равно как и с мифами народов, относящихся к европейским ветвям
арийской расы...
399
Эти мифы тоже указывают на Северный полюс, как на исходную
землю и других народов, кроме арьев, и нельзя утверждать, что только
арьи произошли с севера. Напротив, есть основания считать, что пять
рас людей (паньча джанах), часто упоминаемые в Ригведе, могли быть
теми, кто жил рядом с арьями на общей родине -- ведь не следует
400
нам думать, что в процессе своего расселения арьи встретили всего
только пять других рас...
412-413
На вопрос -- где и когда раса арьев отделилась от других рас,
и как и где развилась речь арьев, мы ответить не можем...
Существование людей сейчас уже прослеживается к третичному
периоду... но антропология не дает нам данных о том, когда, где и
как человеческие расы разделились по цвету и языку. Более того, уже
доказано, что на самом раннем этапе, которым датируются найденные
останки человека, раса людей уже была разделена на несколько
несходных типов... Конечно, арьи и их культура не могли сложиться
внезапно в конце последнего межледникового периода, и их начало
следует отодвинуть в более глубокие эпохи. Но, не обладая точными
знаниями об этом, нельзя приходить к каким-либо выводам лишь путем
отвлеченных умозаключений.
* * *
Наталья Романовна Гусева -- доктор исторических наук, лауреат
международной премии имени Дж. Неру, автор более 150 печатных трудов
по культуре и религиям Индии.
Издательство готовит к публикации новую книгу автора
"Индуизм: Боги и демоны". Эта книга -- не плод случайного интереса
к Индии. И автор, и художник С.И. Потабенко посвятили свою жизнь
изучению этой страны -- ее истории, культуры, языков, искусства. И
религий, самой распространенной из которых является индуизм. За годы
пребывания и работы в Индии эти профессионалы индуизма проявляли
глубокий интерес к ярким и красочным мифам индуизма и к их отражению
в поэзии, живописи, скульптуре. Обобщив в своих рассказах не только
данные из научных источников, но и многое из увиденного и
услышанного в этой стране, они стремились познакомить читателя с
содержанием главных мифологических сюжетов, известных каждому
приверженцу индуизма. Иллюстрации, выполненные профессиональным
художником-индологом, не являются копиями -- это продукт творческого
реалистического освоения ведущих сюжетных мотивов.