28 августа 2013
"Парад перед Введенским собором". Автор: Садовников Василий Семенович Sadovnikov Basil
Изобразительное искусство / Живопись / Городской пейзаж / Альбом Садовников Василий Семенович Sadovnikov Basil
Разместил: Донченко Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Парад перед Введенским собором"
Не ранее 1842 г.
Как ни стремись в нашем городе к русскости, все равно в классицизм упрешься. Семеновский квартал - одно из лучших тому свидетельств. По бокам его окаймляют ряды несколько скучноватых классицистских казарм Семеновского и Егерского полков, они задают фрунт Звенигородской и Рузовской улицам. Со стороны Введенского канала к кварталу по диагонали примыкает корпус бывшего женского отделения Обуховской больницы (1836-1839, архитектор Петр Плавов). Это достойнейшее здание, с большим метром, превосходно прорисованными трехчастными окнами и карнизами, отточенным порталом входа, со строгим, чуть жестковатым венчанием. Внутри - абсолютный шедевр: лестница под угловой башней, высокая ротонда с расставленными на ярусах по кругу дорическими колоннами и пологим пандусом для подъема больных. На редкость функционально, светоносно и исключительно благородно. Здесь возникает ощущение храма - дворцового зала. Зайдите как-нибудь, увидев угловую дверь открытой, не пожалеете.
В свое время был и классицистски строгий вокзал, второй (1849-1852), сменивший первоначальный деревянный, его строили по проекту Тона. И именно Константину Тону принадлежит несколько странная заслуга тотальной русификации этого квартала. До 1930-х годов над этим районом доминировали неорусские церкви. С одного края, на Загородном проспекте, полковой храм семеновцев - церковь Введения во храм Пресвятыя Богородицы, а на берегу Обводного канала - егерский, церковь Святого Мирония. Оба были примечательными примерами русско-византийского стиля. Как известно, поворотной точкой (1830 год) в развитии русской храмовой архитектуры стала церковь Святой Екатерины в Коломне, стоявшая на месте теперь уже бывшего кинотеатра "Москва". И поворот этот совершил сам Николай I, не удовлетворившийся представленными проектами и произнесший знаменитую фразу: "Что это все хотят строить в римском стиле? У нас в Москве есть много прекрасных зданий совершенно в русском вкусе". Тут-то Константин Тон и представил с подачи Оленина проект в духе русского XVII века, а после все и поехало. Церковь Введения была построена в 1836-1842 годах, а Мирониевская - в1851-1855-м. Сегодня довольно сложно представить себе тот русифицированный Петербург, то количество неорусских церквей, которые к 1930-м годам заполонили город. И привела к их исчезновению не только советская власть, но и мирискусническая мифология классического Петербурга. В центре остался лишь Спас-накрови, поздний и превосходящий даже Фаберже в искусной изобретательности.
« Предыдущее фотоСледующее фото »