27 августа 2013
Садовников Василий Семенович Sadovnikov Basil. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 167 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Городской пейзаж
Разместил: Донченко Александр

 

 

 

 

 

Садовников Василий Семенович 

 

Sadovnikov Basil

 

(1800 - 1879)

 

 

 

Имя В. С. Садовникова занимает одно из центральных мест в ряду художников, посвятивших свои работы изображению Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

 

Он прожил долгую жизнь. И если ранние его акварели и литографии запечатлели русскую столицу времен А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, то на поздних предстает Петербург Ф. М. Достоевского, Н. Г. Помяловского.

 

Самая знаменитая работа художника, "Панорама Невского проспекта" (1830-е), известная в истории искусства как "Панорама Садовникова", первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) - П. Иванов в 1835 г.

 

Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал "самый похожий портрет... красавца Невского проспекта". В этой зрелой работе Садовникова проявились главные особенности его творчества. Точность, можно сказать, документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова - живой город, населенный множеством людей разных сословий. Поэтому правы те, кто считает художника в равной степени видописцем и жанристом.

 

Жизнь столичного города художник наблюдал с детства. Крепостной княгини Н. П. Голицыной, послужившей Пушкину прообразом старой графини в "Пиковой даме", Садовников в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме. Вольную он получил лишь в начале 1830-х гг., после смерти княгини. 

 

В то время тридцативосьмилетний Садовников был уже известным художником. Способности к рисованию у Садовникова проявились рано. По-видимому, определенное влияние оказал на него старший брат Петр, будущий академик архитектуры, мальчиком отданный в обучение к А. Н. Воронихину, известному архитектору и академику перспективной живописи.

 

Огромное значение для Садовникова имело его участие в 1823-27 гг. в раскрашивании литографированных видов Петербурга и окрестностей, издаваемых ОПХ. Благодаря этому обществу, оказывавшему поддержку многим талантливым крепостным, Садовников познакомился с художниками и литографами, которые в дальнейшем сыграли немаловажную роль в его судьбе. Так, К. П. Беггров в 1830-х гг. литографировал многие оригиналы Садовникова, живописец М. Н. Воробьев, руководивший совместно с А. Г. Венециановым работами по раскрашиванию литографий в ОПХ, в 1837 г. возглавлял в АХ перспективный класс для вольноприходящих, - именно в это время Садовников готовил свою программную работу на звание художника.

 

Садовников был неплохим жанристом и мастером изображения интерьеров. Кроме того, он много путешествовал по России: бывал в Москве, Ревеле, Вильно, Гельсингфорсе, Новгороде и Тамбове. Последний известный ныне лист Садовникова, изображающий интерьер крестьянской избы, датирован 1873 г. и имеет надпись: "Тамбов".

 

Наследие Садовникова насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: "День был ясный, солнечный". На протяжении десятилетий творческая манера Садовникова менялась. В 1840-х гг. им написаны самые удачные акварели. Для них характерны ювелирная проработка деталей и тонкое, гармоничное цветовое решение. К концу 1850-х гг. Садовников уже работал иначе: рисунок его стал свободнее, смелее, цвет - активнее. Отдельные листы отличаются излишне открытым цветом, почти пестротой.

 

Вместе с тем мастерство художника заметно выросло. Некоторый упадок наблюдается лишь в 1860-х гг., но Садовников тем не менее продолжал активно работать. Так, в 1862 г. он выполнил панораму Петербурга с Пулковских высот для конкурсного альбома акварелей к 100-летнему юбилею АХ. Скончался художник в почтенном возрасте и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.

__________________________

 

Садовников Василий Семенович

 

 

Молодые годы

 

Садовников В.С. родился в Санкт-Петербурге в 1800 году в семье крепостных княгини Н.П.Голициной. Проживал Василий в числе домашней челяди в петербургском княжеском доме. У Василия был старший брат Петр, которого отдали еще мальчиком на обучение к известному архитектору, академику перспективной живописи А.Н.Воронихину. Невольно брат – будущий академик архитектуры,- оказывал определенное влияние на Василия, поэтому у последнего с ранних лет проявлялись большие способности к рисованию: наблюдая жизнь столицы, он все молодые годы пытался при помощи рисунков воспроизводить наиболее интересные детали города.

 

В 1823-1827 годах Общество художников-передвижников издавало литографированные виды Санкт-Петербурга и его окрестностей. Многим талантливым крепостным оказывало поддержку это Общество, предлагая оплачиваемые работы по раскрашиванию видов Петербурга. В.Садовников также участвовал в раскрашивании литографий, что имело для него впоследствии огромное значение. Так, во время выполнения В.Садовниковым программной работы на звание художника Академии художеств в 1837 году перспективный класс для вольноприходящих в Академии возглавлял М.Н.Воробьев, работавший в тридцатые годы в Обществе передвижников и руководивший работами по раскрашиванию литографий. Именно тогда Садовников смог показать М.Н.Воробьеву свое мастерство начинающего художника и завязать с ним близкое знакомство.

 

Почти до конца 1830-х годов В.Садовников оставался крепостным, хотя и был уже известным художником. И только после смерти княгини Н.П.Голициной тридцативосьмилетний В.С.Садовников получил вольную.

 

 

Зрелые годы

 

Садовников В.С. был хорошим жанровым художником. Но больше всего он прославился как  мастер изображения интерьеров. В зрелые годы он много путешествовал по России: побывал в Вильно, Ревеле и Гельсингфорсе, в Новгороде и Москве, в Тамбове. Последний  изображенный интерьер крестьянской избы имел надпись «Тамбов» и был выполнен в 1873 году.

 

В галерее выполненных работ В.С.Садовникова насчитывается несколько сотен подготовительных рисунков и законченных композиций. Среди них есть также натурные  зарисовки с оригинальными пометками художника.

 

Творческая манера исполнения произведений у Василия Семеновича Садовникова менялась на протяжении всей жизни. Так, самые удачные акварели, которые были выполнены с ювелирной проработкой мельчайших деталей и с гармоничным цветовым решением, им были написаны в 1840-х годах. А к концу пятидесятых годов В.С.Садовников работал уже иначе: на отдельных листах рисунок стал излишне открытым, почти пестрым, манера исполнения цветовой гаммы намного смелее и активнее. Лишь в 1860-х годах наблюдается некоторый упадок творческого потенциала художника.

 

В целом мастерство жанрового художника в зрелые годы  заметно возросло, и В.С.Садовников, несмотря на преклонные годы, продолжал работать с прежней активностью. В 1862 году к столетнему юбилею Петербургской Академии художеств он выполнил «Панораму Петербурга с Пулковских высот» для конкурса альбомов акварелей.  

 

 Василий Семенович Садовников прожил долгую и интересную жизнь. Скончался художник в 1879 году в пожилом возрасте. Он был похоронен на Митрофаньевском кладбище в Петербурге.                       

 

 

Самые известные картины Садовникова Василия Семеновича

 

Художников, посвятивших свое творчество изображению Петербурга, немного. Одним из них является Садовников Василий Семенович. Во время своей долгой жизни тема Петербурга была его самой любимой: в ранних своих произведениях он показывал столицу времен Гоголя Н.В. и Пушкина А.С., а в более поздних литографиях и акварелях он представляет нам русскую столицу времен Достоевского Ф.М.

 

Сохранились до наших дней известные работы В.С.Садовникова: «Вид набережной и Мраморного дворца», «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе», «Фельдмаршальский зал», «Отправление дилижанса с Исаакиевской площади» (1841).

 

Самая известная картина Садовникова Василия Семеновича – «Панорама Невского проспекта» (1830-е). В историю искусства она вошла как «Панорама Садовникова». Знаменитая картина 16-метровой длины сначала была исполнена в акварели, затем ее перевели на литографский камень и выпустили издательством А.М.Прево. Правую теневую сторону Невского проспекта литографировал Иванов И.А. в 1830 году, а левую солнечную сторону проспекта литографировал Иванов П. уже в 1835 году.

 

Современники восхищались точностью передачи изображения главной улицы Петербурга. Более похожего портрета Невского проспекта до В.С.Садовникова никто не создавал. Но, несмотря на «документальность» изображения, в городском пейзаже видны нотки поэтических настроений живого города с населением различных сословий. Эта творческая работа считается в равной степени и видовой, и жанровой.

 

Самый последний лист Садовникова В.С. «Тамбов», на котором изображен интерьер крестьянской избы XVIII века, датирован 1873 годом.

 

«Вид набережной и Мраморного дворца», «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе», «Фельдмаршальский зал»

 

 

Принадлежность картин Садовникова Василия Семеновича к художественным стилям

 

В русском искусстве XIX века отмечена принадлежность картин Садовникова Василия Семеновича к художественным стилям как жанровой живописи, так и видовой в равной степени. Но все-таки большую известность он получил как мастер точного изображения интерьеров и архитектуры Санкт-Петербурга.

 

 

 Музеи и галереи – места выставок картин Садовникова Василия Семеновича

 

Многие картины Садовникова Василия Семеновича в настоящее время хранятся в Картинной галерее Эрмитажа, несколько произведений выставлено в Музее Академии художеств и в других музеях страны. В Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина представлена экспозиция «Русский рисунок и акварель XVIII- первой половины XIX века», которая знакомит с богатством и художественными особенностями графического искусства замечательного художника В.С.Садовникова и его современников.

 

Источник: http://www.art-kartina.ru/jiv-sadovnikov.html

 

 

 

 

« вернуться

Рейтинг 10 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 167 из этого альбома
"Арка Главного штаба"
"Отправление дилижанса с Исаакиевской площади"
"Панорама Невского проспекта"
"Вид Мариинского дворца"
"Вид набережной и Мраморного дворца"
"Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе"
"Фельдмаршальский зал"
"Вид Невы и Петропавловской крепости"
"Александрийская колонна и Зимний дворец"
"Виды залов Зимнего дворца"
"Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге"
"Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге"
"Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула"
"Вахт-парад Кавалергардского полка перед Зимним дворцом"
"Вид Казанского собора"
"Парад на Невском проспекте (возле дворца Белосельских-Белозерских)"
"Панорама Невского проспекта" 1
"Панорама Невского проспекта" 2
"Панорама Невского проспекта" 3
"Каменноостровский мост"
"Вид Аничкова дворца с Фонтанки"
"Парадный фасад Екатерининского дворца"
"Зимний дворец в праздничный вечер"
"Вид Аничкова дворца"
"Аничков мост" 1
"Кафедральный собор Св. Станислава в Вильне"
"25.06.1859 г."
"Кавалергарды при Николае"
"Двор Аничкова дворца"
"Ивановская площадь Кремля"
"Благовещенский мост" 1
"Помпейская галерея"
"Зал монет и камей (Новый Эрмитаж)"
"Ворота "Любезным моим сослуживцам"
"Вид на Исаакиевский мост"
"Новый Эрмитаж и Миллионная улица"
"Балаганы на Адмиралтейской площади"
"Зимний дворц ночью"
"Пассаж"
"Приезд высоконареченной невесты"
"Парад лейб-гвардии Конного полка"
"Интерьер Бернардинского костела"
"Рыцарский зал в Вяркяйском дворце"
"Панорама города с улицы Субачяус"
"Восточное крыло Вяркяйского дворца"
"Школа для крестьянских детей в Вяркяй"
"Въезд в Вяркяйский дворец"
"Интерьер костела Тринитариев"
"Званый вечер в доме Юсуповых"
"Гагаринская набережная"
"Кабинет"
"Собор в Зимнем Дворце"
"Николаевский вокзал"
"Императорский Зимний дворец"
"Парад Кавалергардского полка"
"Домашний театр в Юсуповском дворце"
"Библитоека в особняке З.И. де Шово-Нарышкиной"
"Малахитовая гостиная особняка графини З.И. де Шово-Нарышкиной"
"Парадная лестница в особняке графини З.И. де Шово-Нарышкиной"
"Бальный зал в особняке графини З.И. де Шово-Нарышкиной"
"Николаевский дворец" 1
"Военный парад в Московском Кремле"
"Парад Семеновского полка перед Введенским собором"
"Парад перед Введенским собором"
?
"Зрительный зал и сцена Большого театра"
"Мариинский дворец на Исаакиевской площади в Петербурге"
?
"Иллюминация у дома князя Николая Борисовича на Мойке, 3 мая 1856 года"
"Гостинная дома Юсуповых"
"Дом князя Голицина"
"Собор Пресвятой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка"
"Прогулка Императора Николая Павловича"
"25 июня 1859 г."
"Строительство Исаакиевского собора"
"Великий Князь Михаил Павлович в Академии художеств"
"Невский проспект у Аничкового дворца"
"Аничков дворец в Петербурге"
"Николаевский дворец" 2
"Мариинский дворец и площадь зимой"
"Дворцовая площадь"
"Михайловская улица"
"Лестница в доме графини Шаво-Нарышкиной"
"У реки мойки"
"Дом вольного экономического общества"
"Александринский театр"
?
"Сад Аникового дворца"
"Невский проспект"
"Аничков дворец" 1
"Аничков мост и кони барона Клодта"
"Невский от реки Фонтани"
"Дума на Невском"
"Публичная библиотека"
"Аничков дворец со стороны Невского проспекта"
"Аничков дворец" 2
"Петербугрский вид"
"Дворец на Каменном острове"
"Дворец кн. З.И. Юсуповой (гр.де Шаво)" 3
"Дворец кн.З.И.Юсуповой (гр.де Шаво)" 2
"Дворец кн. З.И. Юсуповой (гр.де Шаво)" 1
"Интерьер" 1
"Интерьер" 2
"Памятник Ивану Андрееву Крылову в Летнем саду"
"Спектакль в Михайловском театре"
"Михайловский дворец"
"Вид Елагина дворца со стороны Средней Невки"
"Большой театр"
"Большой (старый) дворец Царского села"
"Московский Кремль"
"Поднятие царь-колокола в Кремле, 1836 г."
"Народные гуляния в Московском Кремле"
"Wilno Katedral st. Stephan"
"Парад на Соборной площади"
"Зал Михайловского театра в Петербурге"
"Монплезир со стороны сада"
"Вид Благовещенского моста с Васильевского острова"
"Нева у здания Биржи"
"Бега на неве"
"Памятник Кутузову у Казанского собора"
"Вид Дворцовой площади со стороны Миллионной улицы"
"Ворота в Александро-Невскую лавру"
"Картинная (Античная) галерея в Юсуповском дворце"
"Дворец на Елагином острове"
"Дача князя Алексея Федоровича Орлова, в Стрельне"
"Вид площади между Исаакиевским собором и Адмиралтейством"
"Дворец князей Бельсельских-Белозерских на Невском проспекте"
"Придворный Конюшенный музей"
"Стрелка Елагина острова"
"Большой (Константиновский) дворец в Стрельне"
?
"Конногвардейский бульвар и Благовещенский собор"
"Соборная площадь Московского Кремля"
"Открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади"
"Кабинет Николая I в Зимнем дворце"
"Красная площадь"
?
"Вид на Александровскую колонну через арку Зимнего дворца"
"Открытие памятника"
"На набережной Невы"
"Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка"
"Благовещенский мост" 2
"Дом Таля на Мойке"
"Дом Талызина на Воздвиженке"
"Вид на Кремль с угла Воздвиженки"
"Большой Тронный зал"
"Парад при открытии памятника Николаю I на Исаакиевской площади"
"Адмиралтейская площадь и Исаакиевский собор"
"Двенадцатиколонный зал"
"Театральная площадь в день открытия Большого театра 20 августа 1856 г."
"Аничков мост" 2
?
"Вид Большого дворца в Стрельне"
"В Шуваловском парке" 1
"В Шуваловском парке" 2
"8 сентября 1859 года"
"Дом госпожи Тарасовой на Фонтанке"
"Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейской площади"
"Мариинский театр в Санкт-Петербурге"
"Вид Дворцовой площади с Миллионной улицы"
"Торжественный въезд принцессы Александры Саксен-Альтенбургской в Санкт-Петербург"
"Спальня в особняке графини З.И. де Шово-Нарышкиной"
"Великолепная Иорданская лестница"
"Аничков дом с садом на Невском проспекте" Часть II
"Военная галерея Зимнего дворца"
"Набережная реки Фонтанки у Пантелеймоновского моста"
"Вид Академии художеств с двумя сфинксами, украшающими новый спуск набережной Невы"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования