27 августа 2013
Садовников Василий Семенович Sadovnikov Basil. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 167 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Городской пейзаж
Разместил: Донченко Александр
Садовников Василий Семенович
Sadovnikov Basil
(1800 - 1879)
Имя В. С. Садовникова занимает одно из центральных мест в ряду художников, посвятивших свои работы изображению Санкт-Петербурга.
Он прожил долгую жизнь. И если ранние его акварели и литографии запечатлели русскую столицу времен А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, то на поздних предстает Петербург Ф. М. Достоевского, Н. Г. Помяловского.
Самая знаменитая работа художника, "Панорама Невского проспекта" (1830-е), известная в истории искусства как "Панорама Садовникова", первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) - П. Иванов в 1835 г.
Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал "самый похожий портрет... красавца Невского проспекта". В этой зрелой работе Садовникова проявились главные особенности его творчества. Точность, можно сказать, документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова - живой город, населенный множеством людей разных сословий. Поэтому правы те, кто считает художника в равной степени видописцем и жанристом.
Жизнь столичного города художник наблюдал с детства. Крепостной княгини Н. П. Голицыной, послужившей Пушкину прообразом старой графини в "Пиковой даме", Садовников в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме. Вольную он получил лишь в начале 1830-х гг., после смерти княгини.
В то время тридцативосьмилетний Садовников был уже известным художником. Способности к рисованию у Садовникова проявились рано. По-видимому, определенное влияние оказал на него старший брат Петр, будущий академик архитектуры, мальчиком отданный в обучение к А. Н. Воронихину, известному архитектору и академику перспективной живописи.
Огромное значение для Садовникова имело его участие в 1823-27 гг. в раскрашивании литографированных видов Петербурга и окрестностей, издаваемых ОПХ. Благодаря этому обществу, оказывавшему поддержку многим талантливым крепостным, Садовников познакомился с художниками и литографами, которые в дальнейшем сыграли немаловажную роль в его судьбе. Так, К. П. Беггров в 1830-х гг. литографировал многие оригиналы Садовникова, живописец М. Н. Воробьев, руководивший совместно с А. Г. Венециановым работами по раскрашиванию литографий в ОПХ, в 1837 г. возглавлял в АХ перспективный класс для вольноприходящих, - именно в это время Садовников готовил свою программную работу на звание художника.
Садовников был неплохим жанристом и мастером изображения интерьеров. Кроме того, он много путешествовал по России: бывал в Москве, Ревеле, Вильно, Гельсингфорсе, Новгороде и Тамбове. Последний известный ныне лист Садовникова, изображающий интерьер крестьянской избы, датирован 1873 г. и имеет надпись: "Тамбов".
Наследие Садовникова насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: "День был ясный, солнечный". На протяжении десятилетий творческая манера Садовникова менялась. В 1840-х гг. им написаны самые удачные акварели. Для них характерны ювелирная проработка деталей и тонкое, гармоничное цветовое решение. К концу 1850-х гг. Садовников уже работал иначе: рисунок его стал свободнее, смелее, цвет - активнее. Отдельные листы отличаются излишне открытым цветом, почти пестротой.
Вместе с тем мастерство художника заметно выросло. Некоторый упадок наблюдается лишь в 1860-х гг., но Садовников тем не менее продолжал активно работать. Так, в 1862 г. он выполнил панораму Петербурга с Пулковских высот для конкурсного альбома акварелей к 100-летнему юбилею АХ. Скончался художник в почтенном возрасте и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.
__________________________
Садовников Василий Семенович
Молодые годы
Садовников В.С. родился в Санкт-Петербурге в 1800 году в семье крепостных княгини Н.П.Голициной. Проживал Василий в числе домашней челяди в петербургском княжеском доме. У Василия был старший брат Петр, которого отдали еще мальчиком на обучение к известному архитектору, академику перспективной живописи А.Н.Воронихину. Невольно брат – будущий академик архитектуры,- оказывал определенное влияние на Василия, поэтому у последнего с ранних лет проявлялись большие способности к рисованию: наблюдая жизнь столицы, он все молодые годы пытался при помощи рисунков воспроизводить наиболее интересные детали города.
В 1823-1827 годах Общество художников-передвижников издавало литографированные виды Санкт-Петербурга и его окрестностей. Многим талантливым крепостным оказывало поддержку это Общество, предлагая оплачиваемые работы по раскрашиванию видов Петербурга. В.Садовников также участвовал в раскрашивании литографий, что имело для него впоследствии огромное значение. Так, во время выполнения В.Садовниковым программной работы на звание художника Академии художеств в 1837 году перспективный класс для вольноприходящих в Академии возглавлял М.Н.Воробьев, работавший в тридцатые годы в Обществе передвижников и руководивший работами по раскрашиванию литографий. Именно тогда Садовников смог показать М.Н.Воробьеву свое мастерство начинающего художника и завязать с ним близкое знакомство.
Почти до конца 1830-х годов В.Садовников оставался крепостным, хотя и был уже известным художником. И только после смерти княгини Н.П.Голициной тридцативосьмилетний В.С.Садовников получил вольную.
Зрелые годы
Садовников В.С. был хорошим жанровым художником. Но больше всего он прославился как мастер изображения интерьеров. В зрелые годы он много путешествовал по России: побывал в Вильно, Ревеле и Гельсингфорсе, в Новгороде и Москве, в Тамбове. Последний изображенный интерьер крестьянской избы имел надпись «Тамбов» и был выполнен в 1873 году.
В галерее выполненных работ В.С.Садовникова насчитывается несколько сотен подготовительных рисунков и законченных композиций. Среди них есть также натурные зарисовки с оригинальными пометками художника.
Творческая манера исполнения произведений у Василия Семеновича Садовникова менялась на протяжении всей жизни. Так, самые удачные акварели, которые были выполнены с ювелирной проработкой мельчайших деталей и с гармоничным цветовым решением, им были написаны в 1840-х годах. А к концу пятидесятых годов В.С.Садовников работал уже иначе: на отдельных листах рисунок стал излишне открытым, почти пестрым, манера исполнения цветовой гаммы намного смелее и активнее. Лишь в 1860-х годах наблюдается некоторый упадок творческого потенциала художника.
В целом мастерство жанрового художника в зрелые годы заметно возросло, и В.С.Садовников, несмотря на преклонные годы, продолжал работать с прежней активностью. В 1862 году к столетнему юбилею Петербургской Академии художеств он выполнил «Панораму Петербурга с Пулковских высот» для конкурса альбомов акварелей.
Василий Семенович Садовников прожил долгую и интересную жизнь. Скончался художник в 1879 году в пожилом возрасте. Он был похоронен на Митрофаньевском кладбище в Петербурге.
Самые известные картины Садовникова Василия Семеновича
Художников, посвятивших свое творчество изображению Петербурга, немного. Одним из них является Садовников Василий Семенович. Во время своей долгой жизни тема Петербурга была его самой любимой: в ранних своих произведениях он показывал столицу времен Гоголя Н.В. и Пушкина А.С., а в более поздних литографиях и акварелях он представляет нам русскую столицу времен Достоевского Ф.М.
Сохранились до наших дней известные работы В.С.Садовникова: «Вид набережной и Мраморного дворца», «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе», «Фельдмаршальский зал», «Отправление дилижанса с Исаакиевской площади» (1841).
Самая известная картина Садовникова Василия Семеновича – «Панорама Невского проспекта» (1830-е). В историю искусства она вошла как «Панорама Садовникова». Знаменитая картина 16-метровой длины сначала была исполнена в акварели, затем ее перевели на литографский камень и выпустили издательством А.М.Прево. Правую теневую сторону Невского проспекта литографировал Иванов И.А. в 1830 году, а левую солнечную сторону проспекта литографировал Иванов П. уже в 1835 году.
Современники восхищались точностью передачи изображения главной улицы Петербурга. Более похожего портрета Невского проспекта до В.С.Садовникова никто не создавал. Но, несмотря на «документальность» изображения, в городском пейзаже видны нотки поэтических настроений живого города с населением различных сословий. Эта творческая работа считается в равной степени и видовой, и жанровой.
Самый последний лист Садовникова В.С. «Тамбов», на котором изображен интерьер крестьянской избы XVIII века, датирован 1873 годом.
«Вид набережной и Мраморного дворца», «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе», «Фельдмаршальский зал»
Принадлежность картин Садовникова Василия Семеновича к художественным стилям
В русском искусстве XIX века отмечена принадлежность картин Садовникова Василия Семеновича к художественным стилям как жанровой живописи, так и видовой в равной степени. Но все-таки большую известность он получил как мастер точного изображения интерьеров и архитектуры Санкт-Петербурга.
Музеи и галереи – места выставок картин Садовникова Василия Семеновича
Многие картины Садовникова Василия Семеновича в настоящее время хранятся в Картинной галерее Эрмитажа, несколько произведений выставлено в Музее Академии художеств и в других музеях страны. В Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина представлена экспозиция «Русский рисунок и акварель XVIII- первой половины XIX века», которая знакомит с богатством и художественными особенностями графического искусства замечательного художника В.С.Садовникова и его современников.
Источник: http://www.art-kartina.ru/jiv-sadovnikov.html