31 августа 2013
"Великолепная Иорданская лестница". Автор: Садовников Василий Семенович Sadovnikov Basil
Изобразительное искусство / Живопись / Городской пейзаж / Альбом Садовников Василий Семенович Sadovnikov Basil
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

 "Великолепная Иорданская лестница"

 

 

Крупнейшим дворцовым сооружением Петербурга стал четвертый, ныне существующий Зимний дворец Его строительство началось в 1754 году по проекту Ф.Б..Растрелли и завершилось в 1762 году.Пока он возводился, царский двор располагался во временном деревянном дворце, построенном Растрелли в 1755 году на углу Невского проспекта и набережной Мойки, между Морской улицей и Кирпичным переулком. Годы строительства Зимнего дворца совпали с такими знаменательными событиями, как расширение Академии наук, открытие в Петербурге первого русского профессионального театра и Академии художеств.Дворец строится "для единой славы всероссийской", подчеркивал Растрелли.

Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Своим гигантским объемом и большей, чем у соседних зданий, высотой он доминирует над окружающим пространством.Каждый фасад проектировал по-разному: северный фасад, обращенный на Неву, не имеет заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как двухъярусная колоннада. Южный-главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь,центр его выделен широким ризалитом,с тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса главный вход во дворец.

Из помещений дворца, сохранили барочный облик великолепная Иорданская лестница и Большая церковь (Придворный собор).

Парадная Иорданская лестница расположена в северо-восточном углу здания. Ее отличает необыкновенное разнообразие декора - колонны, зеркала, статуи, затейливая золоченая лепнина, огромный плафон, созданный итальянскими живописцами. (Рядом с лестницей находится Иорданский подъезд,через него в праздник Крещния Господня члены императорской фамилии и высшее духовенство выходили к Неве для совершения обряда великого водосвятия, для чего во льду реки делалась прорубь. Церемония называлась "ходом на Иордан").

Разделенная на два торжественных марша, лестница ведеот к главной, Северной анфиладе, состоявшей из пяти больших залов, за которыми находился огромный Тронный зал, а в юго-западной части - дворцовый Театр.

Большую церковь в юго-восточном углу здания. соединяла с парадной лестницей другая цепь парадных залов - Большая анфилада. Первоначально церковь освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично - во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). Стены ее оживляет лепной, изящного рисунка растительный орнамент. Трехъярусный иконостас украшают иконы и живописные панно с изображениями библейских сцен, исполненные И. И. Бельским с братьями и И.Я. Вишняковым. Евангелистов на сводах потолка позднее написал Ф. А. Бруни. Сейчас о былом назначении церковного зала, разоренного в 1920-х годах, не напоминает ничто, кроме большого живописного плафона работы Ф. Фонтебассо, изображающего Воскресение Христово. И только золоченый купол церкви по-прежнему поднимается над крышей дворца, восхищая глаз своим барочным изяществом.

Кроме парадных залов на втором этаже находились жилые покои императорской фамилии. Первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения. На верхнем этаже были расположены квартиры придворных.

В 1762 году, вскоре после восшествия на престол Екатерины II, Растрелли подал в отставку, творческая манера зодчего не отвечала вкусам новой императрицы.отделку интерьеров продолжили архитекторы Ю.М.Фельтен, Ж.Б.Валлен-Деламот и А.Ринальди. В 1780-1790-х годах работы в дворцовых интерьерах продолжали И.Е.Старов и Дж.Кваренги.На месте Тронного зала и театра устроена новая Невская анфилада, Аванзал, Большой и Концертный залы.

По проекту Дж.Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный, зал,украшенный цветным мрамором и золоченой бронзой,где возвышении стоит трон, исполненный мастером П.Ажи. Для создания зала, к центру восточного фасада дворца пристроили специальный корпус.

В 1826 году по проекту К.И.Росси перед Георгиевским залом появилась Военная галерея, где разместились 330 портретов генералов - участников Отечественной войны 1812 года. Большая часть портретов была написана английским художником Д.Доу.

В начале 1830-х годов ряд парадных залов в восточном корпусе оформил О.Монферран(Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый) Он же построил нарядную лестницу подъезда императрицы, украсив горельефами, статуями и колоннами.

Поэт В. А. Жуковский так оценивал значение Зимнего дворца для России:

"Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имел подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминал о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России... Зимний дворец был для нас представителем всего отечественного, русского, нашего.

 Источник: http://fotki.yandex.ru/users/wise-cat/view/1652998/?page=3

 

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования