01 февраля 2014
"Троица Ветхозаветная". Автор: Ушаков Симон Федорович Simon Ushakov
Изобразительное искусство / Иконопись / Иконы / Альбом Ушаков Симон Федорович Simon Ushakov
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

 "Троица Ветхозаветная"

 

 

1671 г.

Государственный Русский музей

 

Икона находилась в Гатчинском дворце, откуда в 1925 году была передана в Русский музей.

Греческая надпись свидетельствует о дате создания и об имени иконника: «Государев Зограф Пимин зовомый Симон Ушаков». Здесь же упомянуто имя «надзирателя и соучастника [заказчика?]» — греческого купца Николая Николеты, происходившего из города Янины в Македонии, но переселившегося в Москву.

С. Ушаков вполне строго соблюдает иконописную схему композиции «Троицы». Он даже во многом следует композиционному решению знаменитой «Троицы» первой четверти XIV века, находящейся в Троице-Сергиевом монастыре и принадлежащей, как полагают, кисти Андрея Рублева. На обеих иконах изображены три Ангела за трапезой, без предстояния Авраама и Сары. Ангел, сидящий в центре, не наделен крестчатым нимбом, то есть Иисус Христос, второе лицо Святой Троицы, не выделен. Рисунок складок ангельских одежд на той и другой иконе совпадает. Хотя у С. Ушакова угловатые, прямые складки хитонов густо пробелены золотом.

Спокойный серовато-оливковый колорит, неяркий золотистый тон, утвари, архитектурного фона, нимбов и надписей создают впечатление идиллического отдохновения.

Между тем С. Ушаков «осовременил» древнюю иконографию. Лики ангелов выписаны «как живые лица», их фигуры тяжеловесные и приземленные. Стол гостеприимного хозяина богато сервирован посудой XVII столетия. Дуб Мамврийский стал реальным деревом, в тени которого отдыхают путники, но при этом он лишился своего символического значения. «Палатка» Авраама превратилась в европейский дворец. Он скопирован с гравюры, воспроизводящей картину Паоло Веронезе «Пир у Симона Фарисея». Факт лишний раз подтверждающий, что русский изограф вводил в отечественную иконопись новшества, заимствованные из западноевропейской живописи.

Все эти «живоподобные» нововведения сводились к тому, что символическое, «горнее» подменялось в иконе реалистическим, «дольним». Смешение иконописи с живописью приводило к рассказу о земных событиях, в которых уже нельзя было увидеть прообраз царствия Божьего. В итоге, смысл и содержание иконы умалялись.

Пелевин Ю.А.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования