01 февраля 2014
"Архангел Михаил, попирающий дьявола". Автор: Ушаков Симон Федорович Simon Ushakov
Изобразительное искусство / Иконопись / Иконы / Альбом Ушаков Симон Федорович Simon Ushakov
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

 "Архангел Михаил, попирающий дьявола"

 

 

1676 г. 23 x 20.5

Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

О публикуемой иконе искусствовед Т.А. Ананьева писала: «К середине 70-х годов статичность и уравновешенность, свойственные произведениям Ушакова, начинают уступать стремлению передать движение. Фигура архангела в иконе «Архангел Михаил, попирающий диавола» (1676) заметно наклонена вперед, широко распростерты тяжелые мощные крылья. Высоко подняв правую руку с мечом, в левой он держит «сферу», атрибут архангелов Михаила и Гавриила. Выражение лица спокойно, но сурово. Как бы подчеркивая динамичность этого мужественного образа, в отдалении, в светлой дымке, на холмах — смутные очертания неподвижных фигур святых. Внизу слева художником изображена небольшая фигурка «простого смертного» в одежде обыкновенного посадского, с благоговейно сложенными и прижатыми к груди руками.

Этим сопоставлением художник, несомненно, подчеркивает величие грозного архангела, под ногами которого в «поземе» угадывается круглящаяся поверхность земного шара. Изображение повергнутой «нечисти» почти сливается с землей.

Произведение невелико, но по силе образа удивительно монументально. В нем отразились раздумья мастера о реальных событиях, связанных с борьбой против недругов. О чем оно говорит? О бренности бытия? О зависимости людей от грозных сил? Оно содержит прославление подвига, уверенность в торжестве победы. Знаменательно введение в икону образа обычного человека (одно время даже считали, что это автопортрет Ушакова). В скромной фигурке посадского можно искать какое-то иносказание, однако с особой силой здесь сказываются черты времени: внимание к личности, уже заявившей о себе.

Икона «Архангел Михаил, попирающий диавола» написана в характерной для Ушакова цветовой гамме, с разделкой золотом яркого цвета одежды. Обращает внимание интерес художника к передаче объема, что особенно заметно в фигуре архангела» (Ананьева Т.А. Симон Ушаков. – Л.: Изд-во «Аврора», 1971. С. 8-10.)

Об изображенных на иконе лицах весьма ценны замечания И.Я. Порфирьева, прекрасного знатока древнерусской литературы и культуры:

«Грешному, злому началу, представленному здесь в образе сатаны и дьяволов, распростертых на поверхности земного шара, противопоставлен иной мир, светлый, небесный, олицетворенный здесь в образах четырех евангелистов, основателей христианского учения, византийского императора Константина — первого императора, признавшего христианство официальной религией, и Феодора Стратилата. Изображение последнего, без сомнения, было вызвано тем, что этот святой был соименный царю Феодору Алексеевичу, вступившему на престол как раз в год написания иконы (1676). Художник, изображая византийского императора рядом с Феодором Стратилатом, под которым подразумевается русский царь, проводит в иносказательной форме идею о наследовании власти византийских императоров московскими царями.

Политический смысл вкладывал художник и в другие детали композиции. Таким образом, по-видимому, Симона Ушакова интересовал архангел Михаил не только своей ролью победителя сатаны, но и как покровитель в военных делах, так как в год вступления на престол царя Феодора Алексеевича назревала война с турками.

Фигура молодого человека в одежде простолюдина вряд ли изображает донатора [здесь заказчика] или самого художника. Вероятнее всего, что образ человека навеян апокрифической литературой, пользовавшейся в эту эпоху в народе большой популярностью. В «Палее» Соловецкого монастыря (конца XVI — начала XVII в.) записана легенда о сотворении и падении ангелов. В этой легенде к основной сюжетной канве, взятой из Ветхого Завета, добавлен рассказ о том, что человек создан вместо низверженного с неба архангела Сатанаила, превращенного в сатану: „с падшего же место чина 10-го умысли сотворити человека" (Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. – СПб., 1877. С. 21, 31). По-видимому, в этом сказании и следует искать разрешения вопроса об изображении человека на данной иконе.

Пелевин Ю.А.

 Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг 10 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования