22 февраля 2014
"Девочка в русском костюме". Автор: Худяков Василий Григорьевич Vasily Khudyakov
Изобразительное искусство / Живопись / Академизм / Альбом Худяков Василий Григорьевич
Разместил: Донченко Александр


Следующее фото »

 "Девочка в русском костюме"

 

 

1844 г.

 

Еще одно произведение Худякова, выполненное в 1844 году, - "Девочка в русском костюме". Такое название эта работа получила в инвентарных документах музея. В каталоге собрания В.Н. Поливанова картина имеет название "Портрет девочки с цветами". Именно с таким названием известны работы, выполнявшиеся в натурном классе Московского училища. Ранний московский жанр, к которому относятся и работы Худякова, отмечен чертами сентиментальности, свойственной ряду произведений Тропинина. Как писал Д.В. Сарабьянов, "Тропинин продиктовал московской линии привязанность к натуре, интерес к "типажу"... и тяготение к простонародности, столь существенной для всего русского жанра XIX века".


Полуфигурное изображение девочки на фоне условного пейзажа заставляет вспомнить не только образы Тропинина, но и Венецианова. Однако в худяковской "Девочке" нет той естественной простоты, с которой располагаются среди сельской природы герои Венецианова. В облике модели Худякова скорее угадываются черты "барышни- крестьянки". Кудрявые рыжеватые волосы "не по-народному" вольно обрамляют нежное миловидное лицо с голубыми печальными глазами. Голова слегка наклонена к плечу. Возникает меланхолически-сентиментальный мотив одиночества на лоне природы. На коленях девочки рассыпаны цветы синего вьюнка и розового шиповника. Сложной разработкой оттенков они контрастируют с сарафаном, цвет которого - локальное пятно густого, насыщенного красного. И снова по контрасту с локальным цветом - живая, пастозная красочная кладка в изображении золотого позумента, украшающего сарафан. Завершает эту достаточно сложную живописную партитуру портрета удивительное по богатству оттенков изображение белой блузки, переданное с острым ощущением материальности предметного мира. Полупрозрачность легкой светлой ткани достигается артистичной живописью: теплые тона и холодные голубоватые вкупе с мазками белил создают ощущение нежной чистоты образа.


Любопытно отметить некую двойственность портрета девочки. С одной стороны, в трактовке форм лица и рук методом постепенного движения от красно-коричневого к светлым тонам проявились приемы, напоминающие живопись И.Я. Вишнякова - отголоски архаичной манеры письма провинциального художника, возможно, бравшего уроки у симбирских иконописцев. С другой стороны, художник, пройдя европейскую школу, знаком со способами моделировки объемов цветом.


Не случайно Худяков поместил свою модель на пейзажном фоне. Эта традиция, заложенная еще в конце XVIII века В.Л. Боровиковским, нашла продолжение в творчестве Венецианова и русских жанристов 1840-1850-х годов. Однако у Худякова пейзаж весьма и весьма условен. Художник ограничивается изображением каких-то вьющихся (или изгибающихся) растений, стеблей травы, напоминающей камыш. Слева, за фигурой девочки, просматривается наклоненный ствол дерева: прием, который впоследствии художник неоднократно будет использовать в своих портретах для создания некоей, вполне условной, романтической атмосферы. В целом в "Девочке", несмотря на всю ее безыскусность и искренность, угадывается едва заметный оттенок академизма в его салонном варианте. Тридцать лет спустя малоизвестный художник 1870-х годов Иван Богатов написал копию работы Худякова (Чувашский государственный художественный музей), подчеркнув и выявив черты салонности в соответствии с запросами времени.


Луиза Баюра

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

Следующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования