10 марта 2014
"Новый Рим. Замок Святого Ангела". Автор: Щедрин Сильвестр Феодосиевич Sylvester Shchedrin
Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж / Альбом Щедрин Сильвестр Феодосиевич Sylvester Shchedrin
Разместил: Донченко Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Новый Рим. Замок Святого Ангела"
1825 г. Холст, масло 63,9 х 89,8
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Щедрин выбрал вид на набережную Тибра недалеко от дома, где жил. На одном берегу реки высится круглая башня замка Святого Ангела, на другом – прямо из воды выступают дома бедного квартала Трастевере. Вдали открывается вид на собор Святого Петра и Ватиканский дворец. Рим было принято писать как город-музей, полный классических древностей. Название картины – «Новый Рим» – характерно для художника-романтика, наблюдающего, как течет повседневная жизнь городской бедноты, естественная и живописная.По словам одного из современников, «…художник должен был повторить этот вид восемь раз... Всякий раз он изменял воздух и тон картины».
В картине художник последовательно «разрежает» изображение, пытаясь «выстроить» воздушную перспективу и углубить пространство. Открывается величественная даль, подернутая «туманцем». Последнее слово заимствовано из лексикона Кипренского, однажды посоветовавшего нашему герою писать «с некоторым туманцем в отдаленностях».
Щедрин виртуозно выстраивает воздушную перспективу, сильно высветляя небо по мере приближения к горизонту и, тем самым, оживляя и углубляя его. Живости и «реальности» небу добавляют наплывающие справа облака. Щедрин резко смещает собор св. Петра вправо, одновременно сильно отодвигая его от зрителя. В результате высвобождается огромное пространство, которое автор выписывает с поразительным реализмом — уже не как пресловутую белую простыню, натянутую сзади, а как живой, прозрачный, клубящийся воздух, пронизанный светом. Особенно хорошо удалось ему передать влажность римского воздуха. Постепенное ослабление светосилы красок, контрастов света и тени, четкости контуров от переднего плана к дальнему создает на полотне воздушную перспективу, которая доносит до зрителя реальное ощущение пространственной глубины без помощи планов и предметных вех и дает картине новое единство, связующее атмосферой все предметы.
В этом шедевре Щедрина уже нет никаких легендарных развалин — в нем дышит простая жизнь простых итальянцев, современников художника. На этом фоне даже древний замок святого Ангела смотрится вполне современно. А история его, между тем, насчитывает многие столетия. Заложенный в первой половине II века императором Адрианом в качестве императорской гробницы, он некоторое время использовался по прямому назначению. В то время на ее месте красовалась статуя императора, управляющего квадригой.
Впоследствии бывший мавзолей сменил несколько «профессий», побывав и крепостью, и папской резиденцией, и тюрьмой... Свое название замок получил в честь архангела Михаила, который в 590 году, согласно легенде, появился на вершине крепости и, вложив меч в ножны, предсказал измученному городу окончание страшной эпидемии чумы. Древний замок св. Ангела, с венчающей его фигурой попал в название картины, но не он определяет ее содержание. Помещенный справа, он своим массивным цилиндром, «положенным» на квадратное основание, призван лишь уравновесить композицию.
Река Тибр, поначалу выглядевший совершенно статично, постепенно начинает волноваться мелкой рябью, оживая на глазах. Приходят в движение и жанровые группки, раскиданные на берегу. Обостряются тени на воде, сама вода становится прозрачной.
Избавляясь от декоративно-озерной бездвижности, свойственной реке в ранних вариантах этой картины, Щедрин удачно оживляет ее. Причем не только добавлением ряби, но и косвенным образом. Например, показывая полоску пены от набегающих на правый берег волн. Про такую воду можно сказать, что она - играющая вода. Живая жизнь дышит в картине. Современное ее звучание усиливают живописные жанровые группы. Люди, находящиеся на берегу и в лодках, заняты повседневными делами — кто-то, облокотившись на колено, удит рыбу, кто-то яростно, по-итальянски, жестикулирует, кто-то устраивает сходни, кто-то мирно беседует.
В этом шедевре Щедрина уже нет никаких легендарных развалин и руин, никакой ауры великого, но мертвого прошлого, никаких отсылок к давно окостеневшему идеалу — в нем дышит простая жизнь простых итальянцев, современников художника. Все точно и фактологично — слева над Тибром поднимаются жилые дома римского квартала Трастевере, где во времена Щедрина обитал не слишком «достаточный» трудовой народ.
«Новый Рим» — это и новая ступень в творчестве самого Щедрина: здесь он освободился от «музейного налета», от отношения к «вечному городу» как собранию археологических древностей под открытым небом.
«Новый Рим» прославил имя Щедрина… Заказы на неё посыпались со всех сторон. Вот когда Сильвестр перевёл дыхание: кажется, он может теперь вызвать на состязание Аполлона.
На главную страницу раздела Изобразительное искусство
« Предыдущее фотоСледующее фото »