10 марта 2014
"Набережная Мерджеллина в Неаполе". Автор: Щедрин Сильвестр Феодосиевич Sylvester Shchedrin
Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж / Альбом Щедрин Сильвестр Феодосиевич Sylvester Shchedrin
Разместил: Донченко Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Набережная Мерджеллина в Неаполе"
1827 г.
Сильвестр на всю жизнь привязался к Неаполю. Куда бы ни приходилось уезжать — в Рим, в Швейцарию — его постоянно влекло в Неаполь. В каждом штрихе неаполитанской природы было для Сильвестра волшебство и притяжение. Конечно, не для него одного. Вслед за Сильвестром немало приехало сюда художников из всей Европы. Здесь, куда бы ни отправился,— без красок и кисти хоть не выходи. И слева, и справа, и впереди открываются ослепляющие пространства синевы моря и неба.
Неделями, месяцами просиживал Сильвестр с мольбертом на берегу возле обвитых зеленью тенистых террас, любуясь пронизанной солнцем листвой и радуясь, что может теперь, не вырисовывая каждого листочка, написать эту зелень — живой, отзывающейся на дыхание моря лёгким шелестом. Но только ли природа влекла его?
Отчего он полюбил самые людные места в Неаполе, вроде набережной Мерджеллина? Отчего в картинах его стало тесно от народа? Он стал ловить себя на том, что, позабыв о работе, любуется бедняками в разноцветной одежде. Ему мила их беспечность.
Уличные мальчишки — братья Микеле и Пьетро дружили с ним. Нравилось им мелькать перед его глазами, позировать. Сильвестр охотно рисовал ребятишек на берегу моря, среди рыбаков, грузчиков, торговцев. Родители братьев только на ночь уходили с набережной. Остальное время проводили на людях. Тут работали: пока отец помогал разгружать с барок и лодок рыбу, фрукты, зелень, мать готовила еду. Тут же они ели.
Приходил уличный певец Чезаре, пел красивые песни. Потом садился обедать вместе с Микеле и Пьетро... Когда наступал полдень— самая жара — все прятались в тень. В это время всё отдыхало и спало — море, барки со свёрнутыми парусами, рыбаки, грузчики. Сильвестр был счастлив среди этих людей. Казалось, что больше ничего не нужно в таком естественном слиянии жизни природы и людей. Одного только хотелось: достойно написать эту гармоничную жизнь в своих картинах.
К нему давно привыкли, встречали добрым словом, разглядывали его работы, восхищённо цокали языками. Он подсмотрел множество подробностей быта на берегу, понял и принял близко заботы и радости, которыми жили неаполитанцы... И то, что прежде — в Петербургских ещё и ранних итальянских его картинах — включалось для оживления пейзажа: несколько фигур, чем оборванней, тем лучше, тем живописнее! — теперь стало целью Сильвестра. Жизнь на берегу составляла продолжение жизни природы.
Всему хватило места в его картине «Набережная Мерджеллина в Неаполе»: вечному небу — оно занимает половину пространства картины; вечному морю — оно в картине бескрайне; вечной жизни человека на земле. Всему хватило места и всем: и Микеле с Пьетро, и певцу Чезаре, надвинувшему на глаза шляпу, и самому Сильвестру, который вместил и в картину, и в своё сердце открывшийся перед ним мир...
На главную страницу раздела Изобразительное искусство
« Предыдущее фотоСледующее фото »