10 марта 2014
"Малая гавань в Сорренто". Автор: Щедрин Сильвестр Феодосиевич Sylvester Shchedrin
Изобразительное искусство / Живопись / Пейзаж / Альбом Щедрин Сильвестр Феодосиевич Sylvester Shchedrin
Разместил: Донченко Александр
« Предыдущее фотоСледующее фото »
"Малая гавань в Сорренто"
1828 г. Холст, масло 46,2 x 70,6
Кажется, что тут особенного: написать берег и краешек моря — гавань, бухту. На переднем плане лодки, справа высокий берег с домами наверху (говорят, в одном из них жил великий итальянский поэт Торквато Тассо), вдали, в море, парус. Многие писали это до Сильвестра. Но только он сумел теперь найти счастливую соразмерность подробностей и общего: деталей на переднем плане — чаще это рыбаки и лодочники в цветных ярких одеждах — и далей — неба, силуэтов скал. Всё это гармонично сливалось в одно целое.
Мастерство в передаче изменчивости атмосферы, разнообразия оттенков особенно заметно в щедринских морских пейзажах. Он решился на смелый для того времени эксперимент: в пейзаже «Берег Сорренто с видом на остров Капри» (1826) изобразил дождь над морем, косыми потоками изливающийся с небес. Впечатление прохладного воздуха передают тонко подобранные серебристо-серые тона картины. Но более к подобному мотиву художник не вернется, оставаясь на протяжении своей короткой, но удивительно цельной творческой жизни приверженцем ясности и гармонии.
В картины Сильвестра вошла счастливая спокойная жизнь, восхищение, гимн красоте природы. «Улыбчивая», легкая атмосфера царит в его картинах. Дымчатая даль с «туманцем» углубляет пространство, в котором привольно рассыпались на воде парусные лодки итальянских рыбаков. Силуэтность фигур, не теряя в осязательной плотности, они при таком изображении превращаются в своеобразные указатели, направляющие взгляд зрителя к горизонту. Композиционный («диагональный») принцип большинства лучших картин Щедрина неизменен — художник разрушает симметрию, размещая с одной стороны - вздымающиеся в высоту отвесные скалы, а с другой — изображая «низкий» морской простор. Палитра художника здесь разнообразится и оживляется красными пятнами одежд и головных уборов, которые бросаются в глаза при взгляде на эту жанровую группу.
Сам вид, над которым довлеет тень великого Тассо, был из любимых у Щедрина. Возможно, привязанностью к поэзии Тассо заразил художника его друг Константин Батюшков, который и познакомил в своих переводах русскую публику с наследием этого поэта итальянского Возрождения.
Итальянские по мотиву пейзажи Щедрина принадлежат культуре пушкинской эпохи Италия – существующий в реальности романтический идеал, мир, в котором человек испытывает эстетическое наслаждение, ощущает радость бытия, идеальный мир для свободного самочувствия человека в нем и источник творческого вдохновения. В стихотворении А.С. Пушкина создан романтически-красочный пейзажный образ страны, в которой поэт никогда не был; это особый дар воображения и перевоплощения. Ниже приведен отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:
Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой,
Где море теплою волной
Вокруг развалин тихо плещет;
Где пел Торквадо величавый;
Где и теперь во мгле ночной
Адриатической волной
Повторены его октавы;
Где Рафаэль живописал;
Волшебный край, волшебный край,
Страна высоких вдохновений…
На главную страницу раздела Изобразительное искусство
« Предыдущее фотоСледующее фото »