15 марта 2014
"Проводы начальника". Автор: Юшанов Алексей Лукич Alexei Yushanov
Изобразительное искусство / Живопись / Жанровая живопись / Альбом Юшанов Алексей Лукич Alexei Yushanov
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фото

"Проводы начальника"

 

 

1864 г. Холст, масло 69 x 87 см

Государственная Третьяковская галерея
 

«Проводы начальника» - загадочнейшая картина, хотя бы потому, что она - единственное, что осталось в истории от художника Алексея Лукича Юшанова (1840 - 1866 (?)). Он не заслужил даже главки в Большой Советской энциклопедии; неясно, когда он, собственно, умер. Имя осталось в ряду художников второго плана (Соломаткин, Прянишников, Морозов), как шлейф кометы, выстроившихся за Перовым. Концентрат социальной злости, на котором были замешены первые и самые известные перовские картины, у его последователей растворен в большем количестве идеологической воды -- и темы помельче, и типажи не столь уродливы. А Юшанов, если судить по одному доступному нам шедевру, простодушием превосходил всех коллег по цеху.

Композиция «Проводов начальника» вызывает самые разнообразные ассоциации. Есть здесь перекличка и с «Приездом гувернантки» Перова, и со «Сватовством майора» Федотова. Прихожая, где начальнику подносят рюмочку на серебряном подносе, напоминает сцену, все действующие лица - как и положено в спектакле - разделены на несколько групп (любопытствующие гости, одевшиеся посетители и молодые чиновники, суетящиеся вокруг старого шефа).

Но вот тут-то социальное чутье явно художника подвело. Изобразил бы он начальника толстым и пьяным, как сделал это Перов со своим попом в «Крестном ходе на пасхе», - и лакейская сущность его приближенных стала бы более чем очевидна. Но главный виновник - эдакий божий одуванчик. И все его пороки - не более чем причуды пожилого человека. Их можно отнести на счет преклонного возраста, а не нравов и социальных порядков.

Юшанов активно заимствовал художественные открытия Федотова - характер персонажей выражается через жесты и позы. Фризом развернутая сцена, как в театре теней, строится на красноречивых силуэтах. Каждый герой, как в классической пьесе, - носитель отдельно взятого порока. Но Федотов к тому же чрезвычайно смешно обыгрывал мир вещей - у него любая деталь интерьера пародирует людей. Юшанов до таких тонкостей не дошел - квартира у него написана со скучной добросовестностью аккуратного фиксатора.

Людмила Лунина

    Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство 

 

 

« Предыдущее фото

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования