23 апреля 2011
Портреты. Автор: Петров-Водкин Козьма Сергеевич Kuzma Petrov-Vodkin
Изобразительное искусство / Живопись / Символизм / Альбом Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Petrov-Vodkin Kuzma
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фото

 

 

 

Портретная живопись К.С. Петрова-Водкина

 

В зрелые годы Петров-Водкин часто переводил свои взоры с человечества на конкретных людей, мысли художника постоянно переключались от больших философских проблем, решавшихся им в композиционных картинах, на темы, связанные с частными живописными задачами и с естественным желанием просто написать приглянувшееся ему лицо. Особенно охотно портретировал он жену и близких. Галерея портретов Марии Федоровны Петровой-Водкиной могла бы стать темой специального исследования, так много и по-разному он писал и рисовал ее на протяжении всех тридцати лет их совместной жизни. На портретах Петрова-Водкина модели как бы приближены к зрителю и даны много больше натуральной величины, так что головы тесно вписываются в прямоугольник холста, лица моделированы очень четко, портретное сходство не вызывает сомнения.

 

 
 
Автопортрет
 
 
Девочка в лесу

 

 Девушка в красном платке


 

 

Портрет дочери

 

 

 

Голова девочки


 

Портрет матери


Примечателен портрет 1921 года, известный под названием "Желтое лицо" (собр. семьи Г.С.Блоха, Санкт-Петербург), действительно обладающий истинным монументализмом - цельностью цвета и формы, не измельченной ненужными нюансами и подробностями, спокойствием, опирающимся на композиционную устойчивость. Очень крупное (по крайней мере в два раза больше натуры) женское лицо с просто и выразительно моделированными чертами и пристально смотрящими на зрителя глазами, написанное в специфически водкинской гамме желтых тонов, кажется вырезанным с мудрой скупостью движений резца из единого куска крепкого дерева. Теми же качествами, в той или иной мере, обладают портреты М.Ф.Петровой-Водкиной (1921, Вильнюсский художественный музей; 1922, собр. А.Ф.Чудновского, Санкт-Петербург), портрет Н.Л (1922, Курская картинная галерея).

 

Желтое лицо

(Женское лицо. 1921)

 

Девочка на пляже. 1925

 

Автопортрет. 1029

  

Богоматерь. Умиление злых сердец. 1914-1915


  

Цыганки. 1926-1927

 
 

Портрет В.И.Ленина. 1934

Самый значительный из портретов Петрова-Водкина - "Портрет Анны Ахматовой" (1922, ГРМ). Портретируя известного человека, художник порой чувствует несвободу как результат двойной ответственности - и перед собой, и перед историей; к тому же он знает, что рискует Прийти в столкновение с общественным мнением, которое хочет, чтобы раскрытие в портрете внутренних черт изображенного полностью отвечало общепринятому представлению о данном лице. Здесь ситуация усложнялась еще и тем, что Анну Ахматову писали и рисовали многие, и Петров-Водкин невольно вступал в творческое соревнование, - например, с портретом работы Натана Альтмана. Петров-Водкин с честью вышел из этого испытания. Он увидел в Ахматовой не просто знаменитую поэтессу, но человека глубокого и многогранного дарования, личность, достойную самого пристального внимания, художника, для которого поэзия - не форма выражения эмоций, а смысл жизни. Портрет характерен для живописи Петрова-Водкина тех лет: крупно взятая голова на стройной шее, ясный цветовой контраст светлых розоватых тонов лица и ультрамарина фона. Пристальное, в упор вглядывание позволяет живописцу проникнуть в самую душу своей темы и создать в небольшом и внешне непритязательном портрете образ серьезный и убедительный, лишенный внешней аффектации. Проступающие из синевы фона черты юной девы, потупившей глаза и как бы прислушивающейся к голосу поэтессы, - очевидно, ее музы, - представляют некоторую дань Петрова-Водкина той традиции классического искусства прошлого, от связи с которой он никогда не отказывался. Если еще раз вспомнить о прекрасном альтмановском портрете Ахматовой, блистательной и светски экстравагантной, то работа Петрова-Водкина покажется, конечно, скромной и камерной, по раскрывающей иные, в конечном счете не менее существенные качества модели.

 

  

Портрет Анны Ахматовой

Портрет С.Д.Мстиславского. 1929

  

Портрет Н.Л. Мстиславского. 1922

Голова мальчика узбека. 1921

 

Мать. 1915

 

Таджик. Иллюстрация к книге "Самаркандия"

Превосходен "Портрет Рии" (1915, Кировский художественный музей), на котором изображена десятилетняя дочь близких друзей художника Ариадна Холопова. Розовое скуластое лицо девочки с ярким румянцем, пунцовыми губами и желтыми волосами выступает на синем фоне. Здесь все характерные признаки живописи Петрова-Водкина тех лет: наклон головы в сочетании с античной маской фона, типичный для "сферической перспективы"; холодная гамма красных, синих и желтых; тесное размещение в пределах холста укрупненной головы модели; подчеркнутая объемность формы. 
Другой тип портрета, гораздо более мягкого и живописного, представляет "Фектя" (1916, Новгородский историко-архитектурный музей), где фигура мальчика нерасторжимо связана с ее пейзажным окружением.

 

Портрет мальчика. 1913

Портрет Андрея Белого. 1932

Автопортрет. 1921

Натурщик. 1913

Иван Карамазов. 1927

Мальчик-всадник. 1912

"Искусство для того, чтобы доставить человеку эстетическое наслаждение и в некотором роде есть школа для развития нравственности человеческой. Напрасный труд утверждать, что искусство стоит выше или даже наравне с действительностью. Многочисленны, разнообразны красоты жизни (действительности), природа неистощима в материале развития души. Спрашивается, зачем же художник? Многочисленные красоты природы не всякому доступны, находятся иногда в таких закоулках жизни, что нужно зеркало, чтобы найти и отразить эти красоты. Человеку с материальным взглядом на жизнь трудно самому постичь хотя частицу, даже трудно разобраться, отличить красивое от некрасивого, грязного и так далее. Художник же - человек, который обладает такой душой, способный не только воспринять идеальное из жизни, но и отразить ясным, понятным для каждого намеком. Эти намеки и есть частицы из природы, выбранные и сплющенные в ту идею, какой задался творец. Она ясна, понятна, способна оставить то самое впечатление, какое почувствовал поэт из жизни, давшей ему эту идею." (Петров-Водкин К.С.) 

В зрелые годы Петров-Водкин часто переводил свои взоры с человечества на конкретных людей, мысли художника постоянно переключались от больших философских проблем, решавшихся им в композиционных картинах, на темы, связанные с частными живописными задачами и с естественным желанием просто написать приглянувшееся ему лицо. Особенно охотно портретировал он жену и близких. Галерея портретов Марии Федоровны Петровой-Водкиной могла бы стать темой специального исследования, так много и по-разному он писал и рисовал ее на протяжении всех тридцати лет их совместной жизни. На портретах Петрова-Водкина модели как бы приближены к зрителю и даны много больше натуральной величины, так что головы тесно вписываются в прямоугольник холста, лица моделированы очень четко, портретное сходство не вызывает сомнения.

 

Портрет Л.М. Эренбург. 1924

Мать и дитя. 1927

Портрет Н.Грековой (Казачка). 1912

Мать. 1913

Две девушки. 1915

Две. 1917

Автопортрет. 1926-1927

Девушка у окна. 1928

Эпитаф. 1904

Девушка в сарафане. 1928

Эских грима Сатаны в инсценировке "Дневник Сатаны" Леонарда Андреева 1922

Портрет матери

Автопортрет. 1912

АС.Пушкин. 1930-е

Эских грима юродивого к трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов". 1923

 Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

« Предыдущее фото

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования