24 апреля 2011
"Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века". Автор: Васнецов Аполлинарий Михайлович
Изобразительное искусство / Живопись / Реализм / Альбом Васнецов Аполлинарий Михайлович Vasnetsov Apolinary
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века"

 

 

1922 г.

 

Последний период жизни Аполлинария Васнецова

 

Сейчас трудно представить себе состояние человека, жившего в эпоху революционных преобразований русского общества. Вышедший из народной крестьянской среды сын сельского священника, русский интеллигент, увлекавшийся народничеством, понимавший необходимость социальных перемен, веривший, как он сам признавался, что Россия переживает «великий исторический момент освобождения от старых ржавых цепей гражданского рабства», оказался перед лицом такого катаклизма, который перевернул и уничтожил прошлое - все то, что было до 1917 года. В этом прошлом остались упования на силу и мощь русской природы и русского народа, великие вековые традиции его жизни, быта, веры. Холод и голод в Москве, «красный террор», атеистическая кампания против церкви и прошлого, всего исторического прошлого России. Разрушены памятники старины, ограблены многие религиозные святыни... Кто знает, что испытал Аполлинарий Васнецов в эти годы? Было ли это крушение всех надежд и внутреннее душевное отчаяние? Или старческое примирение с порядком, установившимся в обществе помимо его воли и наперекор чаяниям молодости? Наверное, можно понять растерянность и смятение в душе художника. Он увидел, во что превращаются благие намерения и попытки переделать мир. Поначалу, когда в 1918 году Васнецова изгнали из Московского училища живописи, он ушел в себя, в некую «внутреннюю оппозицию», о которой никто из окружающих и не догадывался. Говорят, Аполлинарий Васнецов был единственным художником, публично выразившим протест против сноса храма Христа Спасителя в Москве. Как можно было жить и что делать в этих условиях? Во всяком случае, художник не унизил себя приспособленчеством, угодничеством, лакейским отношением к новому режиму. Его народная основа, крестьянская закваска подсказали, что можно и нужно жить, оставаясь честным перед своей совестью. Тут сыграли свою роль и христианское смирение, и чувство долга, и желание работать. Это помогло Васнецову в последние годы жизни обрести «второе дыхание». Прибежищем и спасением стала все та же старая Москва. Он скромно и честно делал свое дело: изучал прошлое столицы, занимался археологическими раскопками, готовил доклады в Комиссии по изучению старой Москвы, создал цикл графических работ об ее истории, вспоминал о детстве в серии акварелей «Моя родина» (как известно, удел стариков - мемуары), составлял автобиографию и писал, писал этюды. Он пытался даже создавать большие монументальные пейзажи. Но силы уже были не те...  

Таким был этот благородный закат жизни. Аполлинарий Васнецов умер 23 января 1933 года и похоронен на Введенском кладбище в Москве рядом со старшим братом. Аполлинарий Михайлович Васнецов внес значительный вклад в развитие русского национального пейзажа. Отталкиваясь от лирической линии, начатой Саврасовым и продолженной Левитаном, художник выработал свой вариант монументально-эпического пейзажа. Для него характерен своеобразный сплав двух систем, двух тенденций, одна из которых близка научно-документальной манере Шишкина, а другая сродни творческому методу Куинджи с его обобщенно-синтетической образностью. При этом родную природу Аполлинарий Васнецов трактовал более остро и характерно, наполняя ее изображение величием и таинственностью. Пейзаж у Аполлинария Васнецова получил черты яркого национального своеобразия, он рождает исторические ассоциации и наполнен легендарно-романтическим подтекстом. Былинно-сказочный дух раскрыт в нем не сюжетом, а общим образным строем. Это выражено композиционным построением картин большого размера и большого дыхания, охватом огромного пространства с панорамностью, широтой и размахом, приемами цветового обобщения формы. При реалистической жизненности в изображении русской природы Аполлинарий Васнецов, не впадая в мелочную дробность, насыщал образ большими философскими идеями, рожденными любовью к родине. Былинный строй, эпическая поэтичность и героико-романтическое начало этих картин сродни открытиям русской музыкальной школы того времени, представленной творчеством Мусоргского, Калинникова, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова. Живописный и музыкальный пейзаж был важным камертоном общественных настроений русского общества второй половины и конца XIX века, связанных с мечтой о будущем величии России. 

Второй важной главой в творчестве Аполлинария Васнецова стала тема жизни древней Москвы. Здесь он стал автором самобытного, не имеющего аналогий жанра историко-архитектурного пейзажа, восстанавливающего облик и образ столицы. Его основу составили глубокие исторические изыскания, с которыми соединились художественное воображение и эмоциональное переживание былого. Точные историко-археологические знания позволили Васнецову избежать приблизительности и достичь образности. Он стал подлинным поэтом старой Москвы. Аполлинарий Васнецов был типичным представителем русской разночинной интеллигенции. Она вышла из провинциальной глубинки, была плоть от плоти и кровь от крови народной жизни, болела и страдала за народ, училась, «делала себя сама», просвещала русское общество, трудилась на его благо. Тот, кто способен всю жизнь учиться и развиваться, застрахован от творческого застоя. Таким и был Аполлинарий Васнецов, беззаветно преданный искусству; его отличали трудолюбие, скромность и принципиальность, он дал нам пример честной жизни и искреннего творчества.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

Слова для поиска (тэги):  Русские художники, историческая живопись, Васнецов А.М.  Картина "Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века"

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг 4 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования