Изобразительное искусство / Графика / Резцовая гравюра

Резцовая гравюра

 

Резцовая гравюра (нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving) — старейшая разновидность гравюры на металле. Рисунок наносят на поверхность металлической доски (чаще всего медной) острыми резцами-штихелями. Затем поверхность доски тщательно очищают от стружки шабером-гладилкой, валиком прокатывают краску так, чтобы она заполнила бороздки (углубления) рисунка, с гладких поверхностей краску тщательно оттирают и делают оттиск. Таким образом, это разновидность глубокой печати.

Возникновение этого вида гравюры связано с ремеслом, в основе которого лежало украшение резьбой различных металлических изделий — ювелирное и оружейное дело. В эпоху Средневековья для большей декоративности врезанные в металл линии заполняли цветным веществом — чаще всего чернью. Такое изображение можно было отпечатывать на бумаге или сходном с ней материале, и эти оттиски играли роль образцов, используемых в работе оружейниками и «золотых и серебряных дел мастерами». Впоследствии, уже в 1-ой половине XV века, появилась и резцовая гравюра, которая на протяжении столетия совершенствовалась в работах анонимных мастеров орнамента, а уже к концу XV- началу XVI века достигла расцвета в творчестве таких выдающихся мастеров, как М. Шонгауэр и А. Дюрер в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии, Лука Лейденский в Нидерландах. В XVII, XVIII, XIX веках резцовая гравюра была вытеснена офортом, и только в начале XX века к ней вновь обратились художники-графики.

В России резцовая гравюра на металле появилась в XVI веке, ее использовали для книжной орнаментики. В XVII веке она распространилась благодаря украинским мастерам, но широко стала применяться только с петровской эпохи — гравированные виды Петербурга Михаила Махаева и братьев Ивана и Алексея Зубовых, гравюра в сочетании с офортом портретистов Е. Чемесова, Г. Скородумова. В дальнейшем она уступила место другим техникам — прежде всего, офорту и литографии. В XX веке резцовую гравюру как технику для изготовления оригинальных эстампов возродили Д. Митрохин и Г. Верейский, вдохнув в нее новую жизнь.

Алфавитный поиск по автору

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Альбом Зубов Иван Федорович Ivan Zubov
Автор: Донченко А.И.

Графика / Резцовая гравюра

     Зубов Иван Федорович Ivan Zubov (1675 - 1677 - 1743)   Сын иконописца Федора Евтихиевича Зубова; старший брат Алексея Зубова. Обучался иконописи у отца; гравированию в гравировальной мастерской Оружейной палаты. В 1702 работал под руководством А ...

Донченко Александр
14 апреля 2013
Донченко Александр
Альбом Зубов Иван Федорович Ivan Zubov

Альбом Зубов Алексей Федорович Alex Zubov
Автор: Донченко А.И.

Графика / Резцовая гравюра

    Зубов Алексей Федорович Alex Zubov (1682 - после 1750)   Гравёр. Сын Ф. Е. Зубова. В 1695—1700 учился иконописи в Оружейной палате; в 1701—1705 ученик, затем помощник гравёра А. Шхонебека. Жил в Петербурге, с 1732 в Москве.  Гравирова ...

Донченко Александр
14 апреля 2013
Донченко Александр
Альбом Зубов Алексей Федорович Alex Zubov
Кадастровый план
Яндекс цитирования