12 ноября 2012
Абдуллаев Абдулхак Аксакалович Abdullayev Abdulhak. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 4 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

 

Абдуллаев Абдулхак Аксакалович



Abdullayev Abdulhak



(1918 – 2001)

 

 

 



Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 


Художник –живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств УзССР (1950). Народный художник УзССР (1968). А.Абдуллаев - один из ярких представителей художников первого поколения живописцев Узбекистана, на протяжении всего творческого пути верного традициям реалистической школы живописи.

 

 

 

 

 

Абдулхак Абдуллаев родился в 1918 в.г. Туркестане. Склон­ность к рисованию определилась у него в детстве.  „Я очень лю­бил животных, - вспоминает художник, - с интересом наблюдал за ними, узнавал их повадки, характер и тут же пытался вылепить их из глины или нарисовать на стенах дома углем". В 1928.г мальчик поступает в трудовую школу в Ташкенте, где наряду с другими предметами учащихся знакомили с основами рисования. В школе он начинает серьезно думать о профессии жи­вописца. Осуществлению этого стремления помог счастливый слу­чай: в 1931 г. школа была переведена в Самарканд, где находи­лось художественное училище. Абдуллаев написал копию с порт­рета какого-то актера и, когда ее рассмотрели в училище, он был зачислен студентом без приемных  экзаменов. Училище в Самарканде, обладавшее к тому времени сильным составом педагогов, считалось одним из лучших в стране. Учителями молодого художника были педагоги – Л.Л.Бурэ, З.М.Ковалевская, П.П.Беньков. Особен­но большим уважением и популярностью пользовался П.П.Беньков - прекрасный педагог и замечательный художник. Он учил своих воспитанников верно видеть и правильно изображать пред­меты окружающего мира, требовал строгого и точного рисунка, максимального приближения к реальному цвету.

 

 

 

 

 

В художественном училище Абдуллаев ревностно, с увлече­нием учится и вскоре делает успехи: в 1934.г в Москве открылась первая выставка узбекских художников, на которой была экспони­рована работа молодого живописца „У хауза”. Эта работа, привле­кавшая к себе внимание свежестью живописи, была приобретена Государственным музеем восточных культур. Бывая в Москве, художник посещает Третьяковскую галерею, Музей им, Пушкина и вдумчиво изучает полотна великих масте­ров кисти и резца. Особенно пленяли молодого художника рабо­ты Репина. Он часами простаивал у „Протодьякона", восхищаясь могучей силой репинского гения. Именно здесь у художника за­родилось желание испытать себя в жанре портрета. В 1936 г. Абдулхак Абдуллаев оканчивает художественное училище с твердым намерением продолжать свое образование. В течение двух лет он мною и упорно работает, пишет портреты и пейзажи. В 1937 г., когда в Москве была организована вторая вы­ставка произведений узбекских художников, Абдуллаев предста­вил две работы: портреты брата и товарища .Вторая работа выде­лялась широкой манерой письма, стремлением раскрыть характер человека. С этого времени можно говорить о повороте Абдуллаева к искусству портрета. В 1938.г художник-поступает в Московский художественный институт, им. Сурикова.

 

 

 

 

 

Однако закончить учебу Абдуллаеву не удалось: помешала начавшаяся Великая Отечественная война. В начале 40-х годов художник выполняет целую серию портре­тов людей колхозного кишлака. Пять лет упорного труда позволили Абдуллаеву приступить к созданию сложных портретов-образов. Первой такой работой был портрет народного артиста СССР лауреата Сталинской премии Абрара Хидоятова (1946). По собственному признанию Абдуллаева, его неизменно привлекают люди волевые, энергичные, темперамент­ные. Страстное желание написать портрет актера зародилось у художника тогда, когда он увидел Хидоятова в его коронной ро­ли Отелло. Начиная писать портрет Отелло-Хидоятова, художник еще не представлял отчетливо, как изобразить актера. Хидоятов сам под­сказал ему решение этой задачи, придя на сеанс в гриме и костю­ме Отелло.


«Мне так понравилось костюм, грим, выражение и по­за, которые принял Хидоятов, - вспоминает Абдуллаев, - что я, ничего не меняя, сразу же стал его писать". Портрет Абрара Хидоя­това был одобрен зрителями.Ободренный успехом, Абдуллаев в том же году начал писать два портрета. Внимание художника привлекли другие видные дея­тели театра им. Хамзы: народная артистка СССР С. Ишантураева и народный артист республики М.Уйгур. Портрет Маннона Уйгура, законченный в 1947 году по силе вы­разительности, по меткости характеристики и глубине раскрытия состояния человека - один из наиболее сильных образов в твор­честве Абдулхака Абдуллаева. Постоянно думающий, обуреваемый творческими замыслами и планами, таким остался в нашей памяти этот талантливый режиссер. Таким предстает перед нами Уйгур и на портрете.


В 1948 г.  Абдуллаев создает портреты народных мастеров Усто Ширин Мурадова, Ташпулата Арсланкулова и несколько вариан­тов портрета знатного хлопкороба Назарали Ниязова. Стремление Абдуллаева как можно полнее и убедительнее раскрыть психологию портретируемого наиболее ясно видно в ра­боте над образом Назарали Ниязова. Еще в те годы, когда Абдуллаев работал в колхозах, у него зародилась мысль создать портрет знатного хлопкороба. Этот образ был настолько многогранен и ярок, а творческие возможности художника в то время были еще столь скромны, что он не решался браться за эту работу. Но и позже ему не сразу удалось создать полноценный портрет.Худож­ник написал пять различных вариантов портрета Назарали Ниязова. От портрета к портрету полнее, глубже и правдивее становился образ, четче и убедительнее композиция, выразительнее детали обстановки. Лучший из них портрет Назарали Ниязова 1949 г. Знатный хлопкороб с кетменем на плече как бы на миг остановился на краю хлопкового поля.  Его еще по-молодому статная, сильная фи­гура четко вырисовывается на фоле неба. Он стоит опустив левую руку на пояс, а правой поддерживай кетмень, и внимательным хозяйским взглядом окидывает поле. Бронзовое от загара лицо, сухощавая и крепкая фигура, мускулистые руки, уверенная поза — все это убеждает нас, что перед нами человек труда, хо­зяин земли, умелый мастер своего дела, энергичный и неуго­монный.


Одновременно с этим полотном художник написал портрет академика Айбека. Известный узбекский писатель изображен сидящим в кресле. Собранность в фигуре, напряженность позы, острая мысль, читающаяся на лице, убедительно выражают глубокий ин­теллект и волнение творческого раздумий этого удивительно энергичного человека.


Портреты Назарали Ниязова и Айбека, экспонированные на Всесоюзной выставке в Москве (1950), пользовались заслуженным успехом у зрителя и по достоинству были оценены художествен­ной общественностью столиц. Не довольствуясь достигнутым, художник продолжает работу по созданию галереи знатных людей республики. Его по-прежнему интересуют люди творческого  склада, многогранных и обшир­ных интересов. Таковы портреты академика Кары-Ниязова, кино­режиссера К. Ярматова (1953).

 

 

 

 

 

В последние годы Абдуллаев написал ряд портретов. Среди них наиболее убедителен и совершенен портрет матери художни­ка, верно повествующий о большом и нелегком жизненном пути пожилой женщины. Нужно отметить и такие произведения художника, как „Боль­шая семья", портрет писателя С. Абдуллы и „Девушка в саду ”, написанные на пленере. Он автор многочисленных портретов, в том числе  Тамары Ханум, Джавахарлара Неру, Индиры Ганди и близких ему людей. Им создан также цикл автопортретов разных периодов жизни.


Выставки работ художника состоялись в Ташкенте 1940, 1946, 1953 годах. Автор ряда статей по вопросам искусства. Преподавал в художественном училище (1950-57) и педагогическом институте им. Низами (1955-57) в Ташкенте. Полотна художника хранятся в музеях Узбекистана, России, Италии, Индии и других стран мира. Награжден орденом “Трудового Красного Знамени ” и медалями. Место захоронения: Мемориальное кладбище “Чигатай ”.

 

 

« вернуться

Рейтинг 5 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 4 из этого альбома
"Портрет Героя Социалистического Труда Н. Ниязова"
"Бабушка и внучка"
"Портрет Аброра Хидоятова в роли Отелло"
"Портрет академика Т. Кары-Ниязова"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования