12 ноября 2012
Абдуллаев Абдулхак Аксакалович Abdullayev Abdulhak. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 4 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Портрет
Разместил: Ивасив Александр
Абдуллаев Абдулхак Аксакалович
Abdullayev Abdulhak
(1918 – 2001)
Биография художника, творческий путь. Галерея картин.
Художник –живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств УзССР (1950). Народный художник УзССР (1968). А.Абдуллаев - один из ярких представителей художников первого поколения живописцев Узбекистана, на протяжении всего творческого пути верного традициям реалистической школы живописи.
Абдулхак Абдуллаев родился в 1918 в.г. Туркестане. Склонность к рисованию определилась у него в детстве. „Я очень любил животных, - вспоминает художник, - с интересом наблюдал за ними, узнавал их повадки, характер и тут же пытался вылепить их из глины или нарисовать на стенах дома углем". В 1928.г мальчик поступает в трудовую школу в Ташкенте, где наряду с другими предметами учащихся знакомили с основами рисования. В школе он начинает серьезно думать о профессии живописца. Осуществлению этого стремления помог счастливый случай: в 1931 г. школа была переведена в Самарканд, где находилось художественное училище. Абдуллаев написал копию с портрета какого-то актера и, когда ее рассмотрели в училище, он был зачислен студентом без приемных экзаменов. Училище в Самарканде, обладавшее к тому времени сильным составом педагогов, считалось одним из лучших в стране. Учителями молодого художника были педагоги – Л.Л.Бурэ, З.М.Ковалевская, П.П.Беньков. Особенно большим уважением и популярностью пользовался П.П.Беньков - прекрасный педагог и замечательный художник. Он учил своих воспитанников верно видеть и правильно изображать предметы окружающего мира, требовал строгого и точного рисунка, максимального приближения к реальному цвету.
В художественном училище Абдуллаев ревностно, с увлечением учится и вскоре делает успехи: в 1934.г в Москве открылась первая выставка узбекских художников, на которой была экспонирована работа молодого живописца „У хауза”. Эта работа, привлекавшая к себе внимание свежестью живописи, была приобретена Государственным музеем восточных культур. Бывая в Москве, художник посещает Третьяковскую галерею, Музей им, Пушкина и вдумчиво изучает полотна великих мастеров кисти и резца. Особенно пленяли молодого художника работы Репина. Он часами простаивал у „Протодьякона", восхищаясь могучей силой репинского гения. Именно здесь у художника зародилось желание испытать себя в жанре портрета. В 1936 г. Абдулхак Абдуллаев оканчивает художественное училище с твердым намерением продолжать свое образование. В течение двух лет он мною и упорно работает, пишет портреты и пейзажи. В 1937 г., когда в Москве была организована вторая выставка произведений узбекских художников, Абдуллаев представил две работы: портреты брата и товарища .Вторая работа выделялась широкой манерой письма, стремлением раскрыть характер человека. С этого времени можно говорить о повороте Абдуллаева к искусству портрета. В 1938.г художник-поступает в Московский художественный институт, им. Сурикова.
Однако закончить учебу Абдуллаеву не удалось: помешала начавшаяся Великая Отечественная война. В начале 40-х годов художник выполняет целую серию портретов людей колхозного кишлака. Пять лет упорного труда позволили Абдуллаеву приступить к созданию сложных портретов-образов. Первой такой работой был портрет народного артиста СССР лауреата Сталинской премии Абрара Хидоятова (1946). По собственному признанию Абдуллаева, его неизменно привлекают люди волевые, энергичные, темпераментные. Страстное желание написать портрет актера зародилось у художника тогда, когда он увидел Хидоятова в его коронной роли Отелло. Начиная писать портрет Отелло-Хидоятова, художник еще не представлял отчетливо, как изобразить актера. Хидоятов сам подсказал ему решение этой задачи, придя на сеанс в гриме и костюме Отелло.
«Мне так понравилось костюм, грим, выражение и поза, которые принял Хидоятов, - вспоминает Абдуллаев, - что я, ничего не меняя, сразу же стал его писать". Портрет Абрара Хидоятова был одобрен зрителями.Ободренный успехом, Абдуллаев в том же году начал писать два портрета. Внимание художника привлекли другие видные деятели театра им. Хамзы: народная артистка СССР С. Ишантураева и народный артист республики М.Уйгур. Портрет Маннона Уйгура, законченный в 1947 году по силе выразительности, по меткости характеристики и глубине раскрытия состояния человека - один из наиболее сильных образов в творчестве Абдулхака Абдуллаева. Постоянно думающий, обуреваемый творческими замыслами и планами, таким остался в нашей памяти этот талантливый режиссер. Таким предстает перед нами Уйгур и на портрете.
В 1948 г. Абдуллаев создает портреты народных мастеров Усто Ширин Мурадова, Ташпулата Арсланкулова и несколько вариантов портрета знатного хлопкороба Назарали Ниязова. Стремление Абдуллаева как можно полнее и убедительнее раскрыть психологию портретируемого наиболее ясно видно в работе над образом Назарали Ниязова. Еще в те годы, когда Абдуллаев работал в колхозах, у него зародилась мысль создать портрет знатного хлопкороба. Этот образ был настолько многогранен и ярок, а творческие возможности художника в то время были еще столь скромны, что он не решался браться за эту работу. Но и позже ему не сразу удалось создать полноценный портрет.Художник написал пять различных вариантов портрета Назарали Ниязова. От портрета к портрету полнее, глубже и правдивее становился образ, четче и убедительнее композиция, выразительнее детали обстановки. Лучший из них портрет Назарали Ниязова 1949 г. Знатный хлопкороб с кетменем на плече как бы на миг остановился на краю хлопкового поля. Его еще по-молодому статная, сильная фигура четко вырисовывается на фоле неба. Он стоит опустив левую руку на пояс, а правой поддерживай кетмень, и внимательным хозяйским взглядом окидывает поле. Бронзовое от загара лицо, сухощавая и крепкая фигура, мускулистые руки, уверенная поза — все это убеждает нас, что перед нами человек труда, хозяин земли, умелый мастер своего дела, энергичный и неугомонный.
Одновременно с этим полотном художник написал портрет академика Айбека. Известный узбекский писатель изображен сидящим в кресле. Собранность в фигуре, напряженность позы, острая мысль, читающаяся на лице, убедительно выражают глубокий интеллект и волнение творческого раздумий этого удивительно энергичного человека.
Портреты Назарали Ниязова и Айбека, экспонированные на Всесоюзной выставке в Москве (1950), пользовались заслуженным успехом у зрителя и по достоинству были оценены художественной общественностью столиц. Не довольствуясь достигнутым, художник продолжает работу по созданию галереи знатных людей республики. Его по-прежнему интересуют люди творческого склада, многогранных и обширных интересов. Таковы портреты академика Кары-Ниязова, кинорежиссера К. Ярматова (1953).
В последние годы Абдуллаев написал ряд портретов. Среди них наиболее убедителен и совершенен портрет матери художника, верно повествующий о большом и нелегком жизненном пути пожилой женщины. Нужно отметить и такие произведения художника, как „Большая семья", портрет писателя С. Абдуллы и „Девушка в саду ”, написанные на пленере. Он автор многочисленных портретов, в том числе Тамары Ханум, Джавахарлара Неру, Индиры Ганди и близких ему людей. Им создан также цикл автопортретов разных периодов жизни.
Выставки работ художника состоялись в Ташкенте 1940, 1946, 1953 годах. Автор ряда статей по вопросам искусства. Преподавал в художественном училище (1950-57) и педагогическом институте им. Низами (1955-57) в Ташкенте. Полотна художника хранятся в музеях Узбекистана, России, Италии, Индии и других стран мира. Награжден орденом “Трудового Красного Знамени ” и медалями. Место захоронения: Мемориальное кладбище “Чигатай ”.