27 апреля 2013
Квадаль Мартин Фердинанд Kvadal Martin. Автор: Донченко А.И.
(в альбоме 15 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Академизм
Разместил: Донченко Александр
Квадаль Мартин Фердинанд
Kvadal Martin
(1736 - 1808)
26 октября 1736 Нимчиц (Моравия) - 1808 Петербург
Чешский (моравский) живописец, известный в XVIII веке.
Учился в Вене и в Парижской Академии живописи и скульптуры (1767 числился учеником Ф. Буше). Его сокурсником был Жак-Луи Давид.
Работал и выставлялся в Лондоне (1772-1773), Дублине (1779), в Риме и Неаполе (178), в Вене (1787), новь - в Англии (1791-1793), в Голландии (1794), в Гамбурге (1796).
Мартин Фердинанд Квадаль работал при дворах многих европейских монархов. Исследователи считают, что именно там состоялось знакомство будущего императора Павла с произведениями этого художника, послужившее причиной приглашения Квадаля в Россию.
С 1797 по приглашению императора Павла I жил и работал в Петербурге. Квадаль присутствовал на коронации самого загадочного русского монарха Павла I, которая состоялась 5 апреля 1797 года в Успенском соборе Московского Кремля.
Автор картины «Коронация Павла I и Марии Федоровны». Картина М. Ф. Квадаля изображает один из самых ярких моментов церемонии: император Павел I, сняв с себя Большую императорскую корону, прикасается ею к голове императрицы.
Картина, помимо чисто исторической ценности, представляет интерес и в художественном отношении, являясь групповым портретом императорской семьи и первых лиц государства. Не всех участников церемонии исследователям удалось «персонифицировать». Помимо центральных персонажей – императора с супругой, обоих великих князей, митрополита Платона – также легко узнаются, благодаря несомненному портретному сходству, великая княгиня Елизавета Алексеевна, великая княжна Александра Павловна, князь Н.И.Салтыков, граф Ф.В.Ростопчин и некоторые другие. Многих из персонажей картины можно определить по той роли, которую они исполняли во время церемонии (князь А.А.Безбородко, подносивший Большую императорскую корону на красной сафьяновой подушке, князь Н.Б.Юсупов – верховный маршал церемонии, великие княжны Елена и Мария Павловны, великая княгиня Анна Федоровна и др.). Известно, что при написании «Коронации Павла I и Марии Федоровны» М. Ф. Квадаль пользовался уже готовыми портретами действующих лиц церемонии из собрания Государственного Эрмитажа.
В 1804 на Невском проспекте был устроен «картинный шалаш» – первая персональная выставка М. Ф. Квадаля в России, где публика увидела «превосходного сочинения картину в фигурах, представляющую коронование Его Императорского Величества государя императора Павла I, каковой в России никогда еще писано не было».
Это единственное живописное свидетельство коронации осталось невостребованным заказчиком, то есть самим Павлом. Хотя именно в то время формировалась художественная коллекция его новой императорской резиденции - Михайловского замка. Возможно, на картине присутствует кто-то, кого Павел I очень не хотел видеть!
После смерти Квадаля полотно приобрел князь Куракин для своей художественной галереи, и она оказалась в его саратовском имении Надеждино. А в конце ХIX столетия картина попала в Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева, являясь по-видимому единственной работой знаменитого придворного живописца в России.
В 2000 году она была отправлена на реставрацию в Русский музей, где и находится по сей день, активно экспонируясь на выставках, посвященных павловской эпохе.
Квадаль - член Лондонской Королевской Академии, Общества художников Великобритании, Петербургской Императорской Академии художеств (с 1804).
_________________________
Мартин Фердинанд Квадаль 1736-1808 1803 год. В самом центре Петербурга «против аглинского магазина», размещавшегося на углу Большой Морской улицы и Невского проспекта, открылся «картинный шалаш» - «tente pittoresque», - где было «выставлено собрание живописных картин работы Квадала». За вход платили рубль серебром. Каталог выдавался бесплатно. Именно так петербургская публика впервые познакомилась с произведениями Мартина Фердинанда Квадаля. Сегодня имя этого художника известно лишь знатокам искусства. Между тем в XVIII веке он пользовался популярностью во многих странах Европы и покровительством монархов, при дворах которых получал заказы. Художник, родившийся в небольшом моравском городке Немчице, был обязан не только образованием, но даже собственным именем двум известнейшим европейским академиям: Венской и Парижской. В годы обучения труднопроизносимая славянская фамилия Хватал приобрела свое нынешнее звучание: именно под фамилией Квадаль тридцатилетний живописец значится в списках воспитанников Французской королевской академии изящных искусств за 1767 год, в классе Франсуа Буше, где вместе с ним занимался юный Жак Луи Давид. В те времена художник, достигший тридцати лет, мог считаться вполне сложившимся мастером. Вероятно, Квадаль поступил во Французскую академию не столько для того, чтобы учиться основам живописи, сколько для совершенствования своего мастерства в изображении бытовых сцен. 1760-е годы стали временем триумфа фламандских и голландских жанровых картин XVII века, которые пользовались огромным спросом на М. Ф. Квадаль.
Напишите комментарии к этому альбому, владельцу будет приятно:
Донченко Александр, 01.05.2013 в 16:52