27 апреля 2013
"Коронация Павла I и Марии Федоровны". Автор: Квадаль Мартин Фердинанд Kvadal Martin
Изобразительное искусство / Живопись / Академизм / Альбом Квадаль Мартин Фердинанд Kvadal Martin
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

"Коронация Павла I и Марии Федоровны"

 

 

Известный в XVIII веке моравский живописец Мартин Фердинанд Квадаль (1736-1808), получивший образование в Венской и Парижской Академиях изящных искусств, работал при дворах многих европейских монархов. Исследователи считают, что именно там состоялось знакомство будущего императора Павла с произведениями этого художника, послужившее причиной приглашения Квадаля в Россию, где ему было заказано большое полотно на тему коронации.

Академик живописи и гравер приехал в Россию в конце XVIII столетия и в 1791 году писал образа для царских дверей в Троицкий собор Александро-Невской лавры. В 1804 году он был признан академиком "по разным известным публике его картинам"; в 1806 году ездил в Англию и произвел там сильное впечатление своими работами. В России Квадаль стал автором многих портретов членов царской фамилии и представителей знатных дворянских родов, а также больших исторических полотен на темы коронования Александра I и смотра прусских войск в Берлине.

Все свое недолгое царствование Павел I придавал особое значение церемониям. Безусловно, его коронация, будучи таинством, призванным выявить божественную природу монаршей власти, приобрела особое сакрально-символическое значение и стала точкой наивысшего выражения религиозно-философских воззрений императора.

Не случайной оказалась и сама дата проведения торжеств: в Вербную субботу Павел верхом въехал в Москву, уподобив тем самым это событие Входу Господню в Иерусалим. А сама коронация прошла в Пасхальное воскресенье - 5 апреля 1797 года. Кульминацией всей церемонии стало прочтение Указа о престолонаследии - основного государственного русского закона, проект которого был составлен великим князем Павлом Петровичем еще в 1788 году. Указ отменял установленный Петром I порядок наследования "по завещанию" и ввел наследование по праву первородства по мужской линии от отца к старшему сыну. Таким образом, четко регламентировалась система передачи власти. В церемониальных торжествах участвовала специально учрежденная особая рота кавалергардов, а также герольды в рыцарских латах и шлемах со страусовыми перьями.

В Успенском соборе Московского Кремля, где состоялась коронация, был устроен трон в 12 ступеней, бархатный балдахин с золоченым резным карнизом и вензелем Павла. Все атрибуты коронационного убранства, а также покрытые росписью колонны и огромное соборное паникадило точно воспроизведены в композиции Квадаля. Они составляют торжественный фон работы, придают ей монументальный и несколько помпезный вид. Пышный праздничный облик полотна создается также ярким колористическим строем, где вся композиция пронизана красными пятнами - ступени трона, балдахин, орденские ленты, кафтаны придворных, одеяния святых, изображенных на фресках.

Композиционное построение "Коронования" напоминает театральную декорацию, пространство сильно вытянуто по вертикали и почти лишено глубины. Размещение групп придворных выглядит несколько схематично и излишне симметрично. Лица многих персонажей написаны довольно обобщенно, потому их не всегда можно "персонифицировать", хотя известно, что при работе над изображением многих действующих лиц церемонии художник пользовался уже готовыми портретами. Знатоки военного мундира павловского времени вправе упрекнуть автора "Коронования" в недостоверности изображения некоторых деталей. Художник не знал тонкостей быстро меняющейся военной формы и не мог точно следовать ей. Важнее для него было сочетание общего темно-зеленого тона офицерских мундиров преображенцев, измайловцев, семеновцев с блестящей парчой риз церковных иерархов и строгим платьем придворных. Особенно ярко среди придворных выделяются кавалерственные дамы ордена святой Екатерины с красными орденскими лентами, они размещены в ложе слева от центральной группы.

Картина М.Ф. Квадаля изображает один из самых ярких моментов церемонии, проходившей в Успенском соборе Московского Кремля: император Павел I, облачен ный как Великий магистр Мальтийского ордена в далматик малинового бархата с мальтийской символикой, сняв с себя Большую императорскую корону, прикасается ею к голове императрицы: в это время император предстает одновременно главой и светской, и церковной власти. Неслучайно фигура Павла I помещена не только в точном геометрическом центре полотна, но и словно на границе двух миров - мира земного, населенного участниками церемонии, и мира горнего - явленного нам во фресках Успенского собора.

Картина, помимо чисто исторической ценности, представляет интерес и в художественном отношении, являясь групповым портретом императорской семьи и первых лиц государства. Помимо центральных персонажей - императора с супругой, великих князей Александра и Константина, митрополитов Гавриила и Платона - также легко узнаются, благодаря несомненному портретному сходству, великая княгиня Елизавета Алексеевна, великая княжна Александра Павловна, князь Н.И. Салтыков, граф Ф.В. Ростопчин, М.М. Сперанский, А.Ф. Лабзин.

Многих из персонажей картины можно определить по той роли, которую они исполняли во время церемонии (князь А.А. Безбородко, подносивший Большую императорскую корону на красной сафьяновой подушке, князь Н.Б. Юсупов - верховный маршал церемонии, великие княжны Елена и Мария Павловны, великая княгиня Анна Федоровна). На первом плане в центре обращают на себя внимание два портрета, предположительно Платона и Валериана Зубовых, вскоре возглавивших заговор против Павла, а также автопортрет самого художника, который изображен за работой, с карандашом и бумагой в руке.

Справа от императорской четы почетное место занимает князь Александр Борисович Куракин, канцлер всех Российских императорских орденов, который приобрел этот холст в 1809 году и увез его в свое саратовское имение Надеждино. В усадьбе "Коронование" находилось до 1886 года, когда один из потомков "бриллиантового князя" Федор Алексеевич Куракин пожертвовал картину Радищевскому музею, где она сейчас экспонируется. Орден святой великомученицы Екатерины

В 1711 году Петр I совершил неудачный для него Прутский поход, где со своей армией был окружен турками. Екатерина I, участвовавшая в походе, пожертвовала для подкупа командующего турками все свои драгоценности, чем помогла Петру и войску избежать позора и плена. Через три года в день именин Екатерины, в ее честь Петр учредил данный орден, имевший две степени: большого креста и малого (кавалерственного) креста. По внешнему виду оба креста гораздо больше напоминали медальоны. Знак большого креста носили у правого бедра на красной ленте с серебряной каймой через левое плечо, а на левой стороне груди - звезду ордена, усыпанную бриллиантами. На этой же стороне груди " кавалерственные дамы" носили малый крест ордена.

При Петре эту награду получила лишь Екатерина. Следующей награжденной стала Анна, дочь Петра - уже после его смерти. Затем, в течение почти двухсот лет существования ордена он выдавался очень редко, реже, чем орден Андрея Первозванного. Право на его получение имели великие княжны при рождении, а княжны императорской крови - в день совершеннолетия. Среди женщин, не связанных родством с царской семьей обладательницей ордена была знаменитая Е.Р. Дашкова, но не за ее несомненные заслуги в российской науке, а за участие в дворцовом перевороте 1762 года, который привел к власти Екатерину II. Орден Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест)

Этот старейший орден Европы возник в 1043 году в Палестине. С XVI века резиденция ордена находится на острове Мальта, благодаря чему орден приобрёл своё второе название. Орден разделялся на три степени, его знаком являлся золотой крест с расширяющимися раздвоенными концами, покрытый с обеих сторон белой эмалью. Крест был увенчан короной, между его лучами размещались цветы лилии. Знак первой степени был самым крупным по размеру, над ним подвешивался богато украшенный "трофей" в виде рыцарских доспехов. Знак второй степени имел меньшие размеры и менее богатый "трофей". Знак третьей степени был самым маленьким и не имел "трофея".

Носили знаки ордена первой и второй степеней на черной муаровой ленте на шее, знак третьей степени на такой же, но более узкой ленте на груди. Ко всем трем степеням ордена полагалась звезда в виде мальтийского креста - матерчатая с бисером или золотая с белой эмалью; её носили на левой стороне груди. На орденской одежде нашивались большие мальтийские кресты (на спине и на груди).

Награждались орденом и дамы, для которых имелись Мальтийские знаки отличия Большого креста и Малого креста. Кавалерственные дамы Большого креста носили знаки на орденской ленте через левое плечо, а дамы Малого креста - на левой стороне груди на банте из орденской ленты. Первым российским кавалером этого ордена стал посол Петра Великого боярин Б.П. Шереметев. В годы правления Екатерины Второй связи России с орденом упрочились, а в 1798 году, после захвата Наполеоном острова Мальта покровительство над орденом принял император Павел Первый, став его Великим магистром.

Жукова А.В.

Источник: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1910f825-a3e8-4aad-b1d3-a37a20bb0c80/Kvadal.KoronovaniePavlaIMariiFedorovni-opis.htm

 

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования