22 февраля 2014
Чемесов Евграф Петрович Chemesov Yevgraf. Автор: Донченко Александр
(в альбоме 15 файлов)
Изобразительное искусство / Графика / Гравюра
Разместил: Донченко Александр
Чемесов Евграф Петрович
Chemesov Yevgraf
(1737 - 1765)
За свою короткую жизнь Е. П. Чемесов сделал удивительно много. С его именем связаны высшие достижения в области русской портретной гравюры середины XVIII в.
Автопортрет
Родившийся в мелкопоместной семье, Чемесов, по обычаю своего времени, шестнадцати лет был определен в гвардейский Семеновский полк. Наверное, его судьба не отличалась бы от судеб тысяч других подобных ему юношей, если бы не великая тяга к искусству. Талантливого поручика приметил всесильный фаворит И. И. Шувалов. Он помог Чемесову получить освобождение от военной службы и поступить в императорскую АХ. И впоследствии, вплоть до вынужденного ухода с поста президента АХ, Шувалов не оставлял Чемесова своим покровительством.
Добившись больших успехов в искусстве гравирования, которому обучался у Г. Ф. Шмидта, Чемесов в 1762 г. принял на себя руководство гравировальным классом и печатной палатой. Он получил также звание конференц-секретаря АХ. Под его "смотрением" гравировальный класс пережил период расцвета, продолжавшийся, к сожалению, недолго.
С приходом на место Шувалова другого фаворита, И. И. Бецкого, положение Чемесова пошатнулось. Сначала он лишился звания конференц-секретаря, а в 1765 г., по новому уставу АХ, утратил не только все другие звания, но и право преподавать. Однако, не дожидаясь, когда устав вступит в силу, Чемесов 7 января 1765 г. сам подал прошение об отставке.
В это время художник был уже смертельно болен. Тяжелый удар, вызванный необходимостью оставить преподавание, безусловно, приблизил его смерть, художник вскоре скончался от горловой чахотки.
Творческое наследие Чемесова невелико. Кроме карандашного портрета Екатерины II и живописного автопортрета (1765?) сохранились еще 14 изображений русских монархов и высокопоставленных особ. Они выполнены офортом в сочетании с резцом и сухой иглой. В качестве оригиналов использованы живописные портреты, что являлось нормой для граверов тех лет. Однако, переводя в гравюру оригиналы западных живописцев, Чемесов, как правило, смягчал манерность и условность трактовки, сообщая образам человечность и глубину. Все работы отличает высокий художественный уровень, виртуозное владение сложными гравировальными техниками.
Но и среди этих блестящих образцов гравюры выделяются подлинные шедевры. Это датированный 1760 г. изысканный миниатюрный портрет покровителя художника "куратора Ивана Шувалова" с оригинала итальянца П. Ротари, приглашенного императрицей Елизаветой Петровной в Россию в качестве придворного живописца; портрет самой Елизаветы (1761) с оригинала того же Ротари, за который в 1762 г. Чемесов получил звание академика; портрет Г. Г. Орлова (1764) с оригинала английского мастера Ж. Л. Девельи. По-видимому, между Чемесовым и Девельи, с 1754 г. навсегда поселившимся в России, существовали дружеские отношения. Свидетельство тому - последняя из известных ныне работ Чемесова, его "Автопортрет" (1764-65), выполненный с оригинала Девельи. Окружающая профильное изображение гравированная надпись сообщает, что портрет художника вырезан им самим, а рисован его приятелем Ж. Л. Девельи. Действительно, только близкий человек мог так безошибочно уловить и трепетно передать болезненную нежность угасающего лица с заострившимися чертами. "Автопортрет" свидетельствует о том, что Чемесов ушел из жизни в расцвете таланта и мастерства.
____________________________
Чемесов, Евграф Петрович — известный русский гравер, родился в ноябре 1737 г. и происходил из старинного дворянского рода, выехавшего, по семейному преданию, из Золотой Орды. Отец его, Петр Лукьянович Чемесов, гвардии прапорщик, был небогатым помещиком Саранского уезда. Чемесов, потерявший отца в 1744 году, был определен в службу солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк 23-го, а по другим сведениям 29-го, января 1753 года, а 12-го декабря того же года произведен был в капралы. Уже в ранние годы Чемесов проявил большие способности к рисованию, как о том можно заключить по гравированному с его рисунка Паниным портрету Петра Великого (в профиль). Поступление в военную службу не отвлекло его от занятий любимым делом, наоборот он предался ему с еще большей любовью и все свободное время посвящал рисованию. Известность его, как искусного гравера, вскоре дошла до куратора Московского Университета Ив. Ив. Шувалова, которому вместе с тем была подчинена и Академия Художеств. Шувалов, любивший поддерживать русских талантливых людей, сейчас же потребовал Чемесова из полка в Академию; требование это было скоро исполнено, при чем Чемесов, находившийся в чине каптенармуса л.-гв. Семеновского полка, был переведен поручиком в Капорский пехотный полк, стоявший в Москве, и откомандирован в Академию Художеств в марте 1759 г. Здесь на свободе, не стесненный службой, он усердно взялся за дело, работая под руководством известного гравера Георга Фридриха Шмидта. К этому времени относится замечательно талантливо исполненный им портрет Петра Великого, который прямо поразил его учителя Шмидта, не ожидавшего таких быстрых успехов и столь блестящего дарования. Летом 1759 г. Чемесову чуть было не пришлось расстаться с Академией, так как его потребовали в полк вследствие похода в Пруссию, и только благодаря заступничеству президента Военной Коллегии гр. А. И. Шувалова, его оставили в покое. Его работа в Академии шла очень успешно, и он скоро не стал уступать в искусстве исполнения своим учителям. В следующем 1760 году Чемесов был назначен адъюнктом и уже сам стал обучать вместе с Иоганном Христофором Тейхером первоначальным приемам гравировального искусства. 12-го января 1762 г. за прекрасно выгравированный портрет Императрицы Елизаветы Петровны Чемесов был удостоен звания академика, что сопряжено было в то время с чином капитана, в который его произвели однако только 6-го ноября 1763 г., вследствие того, что Военная Коллегия не знала о получении им этого почетного звания. В 1762 г. (19-го августа), за уходом из Академии Шмидта и Тейхера, Чемесов был сделан заведующим гравировальным классом. Пользуясь покровительством Шувалова, не стесненный никакими формальностями, Чемесов с увлечением занимался со своими учениками и дал им все способы усовершенствоваться и развить свои дарования, поставив работу в условия самые благоприятные, как с внешней материальной стороны — доставлением ученикам заграничной краски, лучшего качества бумаги, хорошего помещения и т. д., так и со стороны искусства, главным образом тем, что сам работал на их глазах и, живя при Академии, постоянно приглашал учеников к себе на квартиру и здесь также занимался с ними. Все это конечно очень быстро отразилось на успехах его питомцев и гравировальный класс стал вскоре лучшим в Академии. В это время, между прочим, с Чемесовым познакомился Г. Р. Державин, впоследствии известный поэт, увлекшийся под его влиянием гравировальным искусством и думавший даже одно время поступить в Академию. Из работ Чемесова относящихся к этому времени (1762—1763 г.), особенно замечательны по своей художественности и по сходству портреты: Великой Княгини Екатерины Алексеевны (впоследствии Императрица Екатерина II), графа Гр. Гр. Орлова и Карла Ефимовича Сиверса. В последних двух Чемесов приобрел сильных покровителей, расположением которых пользовался до конца жизни, что, впрочем, не спасло его от массы неприятностей по делам Академии.
Недолго однако продолжалась свободная, никем и ничем не стесняемая работа, которой с увлечением занимались и учитель и ученики. В начале 1763 г. Шувалов оставил все занимаемые им должности и покинул Россию. Его место занял Бецкий, который мало знал Чемесова и кроме того стал требовать строгого соблюдения академических правил. Неприятности, происшедшие на этой почве у Чемесова с Бецким, осложнились еще одним, не имеющим никакого отношения к Академии, делом о поручительстве Чемесова за некоего подпоручика Леонтьева в 150-ти руб., взятых сим последним под вексель в Соляной конторе. Леонтьев денег не уплатил и Соляная контора потребовала их с Чемесова, которому Бецкий в свою очередь предписал немедленно выплатить их конторе. Разные мелкие неприятности все росли, тем не менее работа Чемесова все подвигалась вперед и к 1763 г. относится несколько замечательных портретов (графа Гр. Гр. Орлова, Федора Григ. Волкова, Миниха и самого художника); последним портретом, едва ли не лучшим из всех его произведений, кажется, закончилась его художественная деятельность. В 1764 г. Чемесова обошли, не назначив в директора вновь учрежденной большой Академии, что вместе с нежеланием находиться под начальством Жилет-ла-Мотта и Торелли, назначенных директорами Академии, заставило его подать в отставку (5-го января 1765 г.), при чем он предложил совету Академии купить у него 14 гравированных им досок за 250 руб. Отставку Чемесов получил сейчас же, а на предложение купить гравировальные доски ответа не последовало. Тогда Чемесов написал 2 февраля 1765 г. конференц-секретарю Салтыкову следующее письмо: "Ежели Академия почитает 250 руб. в большое мне пожалование за мои поднесенные доски и эстампы, то я не почитаю себя за великое — оными досками эстампами академию подарить, и Вас, государь мой, прошу оные слова объявить господам членам". Члены совета страшно обиделись и решили выдать Чемесову 250 руб. за 13 досок, а четырнадцатую, с портретом самого Чемесова, вернуть ему.
По словам Штелина, Чемесов получил при отставке звание придворного гравера и пенсион. Чемесов умер в этом же 1765 г., 30-го августа, от горловой чахотки, до последнего времени оставаясь во враждебных отношениях к новой Академии, куда его даже не пригласили на торжественное открытие и освящение, состоявшееся 10-го июля 1765 года. Погребен Чемесов в Александро-Невской лавре.
Чемесов награвировал всего 14 портретов: 1) Портрет барона А. С. Строганова (поясной, в профиль); 2) Петр I, в латах и Андреевской ленте, с оригинала Наттие (одно из самых схожих изображений Императора); Якоби того мнения, что лицо выгравировано Шмидтом, а остальное Чемесовым; 3) И. И. Шувалов (грудной портрет, с оригинала Ротари); 4) Императрица Елизавета Петровна (с оригинала Ротари); Штелин замечает, что это самый похожий портрет Императрицы; 5) портрет великого князя Павла Петровича, остался неизданным, известны только 2 экземпляра его; 6) Императрица Елизавета Петровна, поясной портрет, с L. Tocqué; Якоби приписывает этот портрет Шмидту; 7) Екатерина Вторая, в бытность Великой Княгиней (с оригинала Ротари); довольно редкий лист; 8) Граф Григорий Григорьевич Орлов (с оригинала Девеллия, грудной портрет); 9) Граф Григорий Григорьевич Орлов (поясной, влево обращенный, портрет, с оригинала Ротари); Якоби полагает, что эта доска гравирована Шмидтом; Штелин замечает, что этот портрет имел мало сходства и что Чемесов оправдывался несходством самого оригинала Ротари; 10) Граф К. Е. Сиверс (поясной портрет, с оригинала Ротари); 11) портрет графа Ивана Григорьевича Орлова (поясной, вправо; с оригинала Ф. Рокотова); 12) "Е. Чемесов, вырезан им самим и рисован его приятелем Девеллием"; лучшая работа Чемесова; 13) Федор Григорьевич Волков (с оригинала А. Лосенкова); 14) Граф Бурхард Христофор Миних (с оригинала Девеллия, грудной портрет). Кроме того, Чемесовым награвированы две доски "анатомий", но они не сохранились. Снимки с некоторых гравюр Чемесова были помещены в "Русской Старине", так: портрет Императрицы Екатерины II, в 1876 г., т. XV, стр. 237 и портрет Императрицы Елизаветы Петровны в 1886 г., т. XXVII, стр. 1.
Reimers, "L'académie impériale des beaux arts à S-t Petérsbourg depuis son origine jusqu'au règne d'Alexandre I", en 1807, стр. 11—12. — Сочинения Державина. Изд. Имп. Акад. Наук, т. 3, СПб., 1866, стр. 333 (стихотворение "На Чемесова"); т. 6 ("Записки"), СПб., 1871, стр. 421 и 426. — Jасоbі, "Catalogue raisonné de l'oeuvre de G. F. Schmidt", Lendres, 1789. — Nagler, Künstler Lexicon, XV, стр. 301. — "Северный Вестник" 1806 г, № 4, стр. 48. — "Журнал изящных искусств", изд. Буле, 1807 г., перевод ст. Фиорилло, хранителя эстампов Геттингенского музея, стр. 61—62. — Бантыш-Каменский, "Словарь достопамятных людей". — "Библиотека для чтения", 1860 г., апрель, отд. 1, стр. 1—22 (обстоятельная статья П. Н. Петрова). — "Воспоминания" Вигеля, Москва, 1864—1866 г., часть 6-я, стр. 45. — То же в "Русском Вестнике", 1865 год, т. 57. — Лонгинов, "Столетние годовщины 1865 года", "Весть", № 6. — Петров, "Сборник материалов для истории Имп. Академии Художеств", т. 1, стр. 15, 70, 85 и примечания к нему, стр. 631. — Ровинский, Словарь русских граверов, СПб., 1895, 731—738. — Толль, "Настольный словарь", т. ІII, стр. 991. — Край, "Справочный энциклопедический словарь", т. 12, стр. 120. — Березин, "Русский энциклопедический словарь", вып. ХIIІ, стр. 47. — Ровинcкий, "Русский гравер Е. Чемесов", СПб., 1878. — Ровинский, " Словарь русских гравированных портретов", СПб., 1889, т. 1—2.
Б. Алексеевский
(Половцов)