22 февраля 2014
"Портрет императрицы Елизаветы Петровны". Автор: Чемесов Евграф Петрович Chemesov Yevgraf
Изобразительное искусство / Графика / Гравюра / Альбом Чемесов Евграф Петрович Chemesov Yevgraf
Разместил: Донченко Александр


« Предыдущее фотоСледующее фото »

 "Портрет императрицы Елизаветы Петровны"

 

 

1761 г. Офорт, резец, сухая игла

 

1761 годом отмечены две гравюры Чемесова: портреты Елизаветы Петровны с оригиналов художников Токке и Ротари. На большой гравюре с оригинала Токке Елизавета изображена почти прямо - лично. Приемы чемесовского резца - и длинные параллельные линии с введенными между ними зигзагообразными мелкими штрихами и короткие удары штихеля - разнообразны вплоть до мельчайших точек. Выразительно моделируя лицо, Чемесов особо подчеркнул живость глаз и с полным совершенством передал аксессуарную часть портрета, особенно кружева у корсажа, горностай мантии, муар орденской ленты, блеск Андреевской звезды.

Оттиски с этой гравюры Чемесова известны в трех видах: 1-й - до подписи (такие листы являются почти уникальной редкостью), 2-й - с ошибкой в подписи («arcium» вместо «artium») и 3-й - с исправлением этой ошибки. Во второй стадии оттисков Чемесов изобразил, стремясь к правдивости, даже бородавки царицы, но, вероятно, их было приказано убрать; так, на исправленных, третьих, оттисках мы видим на портрете только одну, довольно кокетливую точку бородавки на левой стороне подбородка. Елизавету Петровну, по свидетельству современников, очень портили приплюснутый нос и обилие бородавок, и она приказывала художникам скрашивать эти недостатки.

Портрет Елизаветы с картины Ротари, на которой угодливый итальянский художник изобразил царицу лет на десять моложе ее настоящего возраста, Чемесов исполнил с замечательным художественным и техническим совершенством.


Вся доска с блестящим мастерством проработана сухой иглой, резцом слегка тронуты только лицо и грудь царицы. Выразительна моделировка лица. Виртуозна передача черной кружевной мантильи. Безупречна архитектоническая выдержанность фона по отношению к самому изображению. Эта работа должна быть отнесена к одному из самых великолепных листов в истории русской гравюры, и двадцатипятилетний художник по праву получил за нее 12 января 1762 года звание академика.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

 

« Предыдущее фотоСледующее фото »

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования