15 марта 2011
Антропов Алексей Петрович Antropov Alexey. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 34 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Классицизм
Разместил: Ивасив Александр

  

 

 

 

 

Антропов Алексей Петрович 


Antropov Alexey


 (1716 - 1795)





Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 


Алексей Петрович Антропов — выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик Императорской Академии Художеств.

 

В какой бы области ни работали представители семьи Антроповых, их с уверенностью можно назвать мастерами своего дела.

 

Отец семейства Петр Яковлевич, обучившийся слесарному и инструментальному ремеслу у своего отца, слесаря Оружейной палаты Якова Савинова «сына Антропова», отслужил 12 лет солдатом лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал во многих военных походах Петра I, в том числе и в Полтавской битве. Вернувшись к мирной жизни, работал при Санкт-Петербургском оружейном дворе, позже в Канцелярии от строений, куда поступили и четыре его сына. Старший Степан пошел по стопам отца, Иван стал часовым мастером, а Алексей и младший Николай обучались искусству живописи. Алексей Антропов с молодости отличался трудолюбием и добросовестностью — эти наследственные качества были присущи нескольким поколениям мастеров Антроповых.


С 1732 г. его учителями становятся француз Л.Каравакк, много лет живший в России, а позже А.Матвеев, М.Захаров и И.Вишняков, поочередно возглавлявшие «живописную команду» Канцелярии от строений, в которой до открытия Академии художеств учились и служили практически все русские художники. В 1739 г. Алексей Антропов был зачислен в штат Канцелярии с довольно солидным по тому времени окладом — 120 рублей в год.

 

В составе команды Вишнякова он исполнил немало монументально-декоративных росписей в духе западного барокко: в Зимнем (1744-1745 гг.), Летнем (1748 г.), Царскосельском (1749 г.) и других дворцах, а в 1750 г. был отозван в Оперный дом, где писал декорации под руководством итальянских мастеров Д.Валериани и А.Перезинотти.

 

Судить о степени художественного достоинства тех работ сейчас трудно, так как большинство из них не сохранилось. Однако можно предположить, что Антроповым остались довольны, поскольку ему поручили весьма серьезный заказ

 

В 1752 г. Антропов получил заманчивое предложение ехать в Киев для исполнения живописных работ в построенном по проекту Ф.Растрелли архитектором И.Мичуриным Андреевском соборе. Произведенный тремя годами раньше в подмастерья, художник надеялся тем самым обрести некоторую свободу творчества и в дальнейшем претендовать на более почетную должность мастера.


 

К тому же к этому времени он зарекомендовал себя как опытный и умелый живописец, не лишенный организаторских способностей и настойчивости в достижении цели. До сих пор не решен вопрос, кисти одного или нескольких авторов принадлежат многочисленные изображения, украшающие собор. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что помимо росписей кафедры, купола и образов Девы Марии и архангела Гавриила из царских врат Антропов исполнил также икону «Успение Богоматери» и запрестольную алтарную картину «Тайная вечеря». Именно картину, так как его образы апостолов — «земные», почти простонародные, даже решение композиции напоминает схему парадного портрета — ниспадающие драпировки с кистями и колонна в глубине. К сожалению, церковь была заброшена сразу по окончании работ в ней и освящалась только в 1767 г., что пагубно сказалось на сохранности живописи.



     

 

Несмотря на предельную загруженность, художник в этот период охотно писал также и портреты по старым образцам, оттачивая свое живописное мастерство. Среди них несколько схожих между собой портретов императрицы Елизаветы Петровны (1753 — 1755 rr.).

 

Три года, прожитые в Киеве, укрепили авторитет Алексея Петровича как незаурядного живописца, а также позволили ему доказать свое право на самостоятельность. Высокой оценкой работы Антропова послужило последовавшее в конце 1755 г. приглашение в Москву для росписи по эскизам П.Градицци и С.Горяинова плафонов в Головинском дворце, где нередко гостила сама императрица.

 

1758 г. застал художника уже в Петербурге. Начинался новый период творчества Антропова, полный исканий и надежд, желания усовершенствовать свое мастерство и добиться признания, период расцвета его таланта живописца-портретиста.

 

По возвращении в северную столицу Алексей Петрович вновь поступил в распоряжение Канцелярии от строений, что само по себе вряд ли могло удовлетворить привыкшего к самостоятельной деятельности художника.

 

Шестилетнее отсутствие обусловило некоторое «отставание» Антропова от столичных живописцев, мастерство которых за это время весьма и весьма возросло. В это время ему было уже за сорок и он пользовался уважением и известностью. Однако, он справедливо не числился среди мастеров первого ранга. Чувствуя настоятельную потребность продолжить свое образование, особенно в области писания портретов, Антропов обратитлся к системе частных уроков.

 

Такие уроки охотно давал модный тогда итальянский портретист П.Ротари, незадолго до этого приехавший в Петербург. Два года обучения у него наложили отпечаток на все дальнейшее творчество русского мастера. Однако, используя композиционные приемы Ротари, Алексей Антропов, художник яркой индивидуальности, не стал слепым подражателем. В своих портретах он всегда стремился к передаче своеобразия внешнего и внутреннего облика изображаемого человека.

 

Учёба у таких мастеров, как А.Матвеев, И.Вишняков, Л.Каравакк и П.Ротари, и личные способности позволили ему стать мастером русского камерного портрета, своеобразного по стилю, национального по характеру, талантливый ремесленник превратился в выдающегося и самобытнейшего русского художника.


 

Своего рода экзаменом на звание портретиста стало для Антропова изображение в 1759 г. статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой. Эта работа художника заслужила похвалу Ротари и принесла Антропову славу одного из лучших русских портретистов, повышение жалованья и чин подпоручика.


Вслед за этим полотном художник в течение последующих двух лет создал целую галерею замечательных портретов, в том числе архиепископа С.Кулябки, княгини Т.А.Трубецкой, духовника императрицы Ф.Я.Дубянского и других.

 

Среди мужских камерных портретов работы Антропова следует отметить «Портрет казацкого атамана Ф. И. Краснощёкова». Герой Семилетней войны, полный энергии и жизненной силы, изображен в манере, характерной для украинских портретов XVIII столетия, что неудивительно, так как Антропов провел в Малороссии несколько лет и, безусловно, был знаком со своеобразным искусством местных портретистов.

 

        

 

В конце 1759 г., по протекции фаворита Елизаветы Петровны, образованного вельможи И.И.Шувалова, Антропов был принят в качестве живописного мастера в Московский университет, при котором предполагалось сперва учредить и Академию художеств.





Но так как это не состоялось, тот же Шувалов помог художнику в 1761 г. получить назначение в святейший правительствующий Синод на место надзирателя за живописцами и иконописцами. В его обязанности входило писать и поправлять иконы, исполнять портреты, рисовать чертежи внутреннего убранства церквей, а также обучать новых мастеров.




В 1762 г. Алексей Петрович был занят изображением Петра III, царствовавшего не более полугода и даже не удостоившегося коронации. Зато его парадных портретов одним только Антроповым было исполнено несколько, не считая эскиза, который в художественном отношении стоит гораздо выше. Вообще живописец нередко повторял свои работы, внося некоторые изменения. Так было и с портретом Ф.Я.Дубянского и другими.

 

К торжествам, посвященным вступлению на престол императрицы Екатерины II в том же 1762 г., художник вместе с подмастерьем (Д.Левицким) подготовил 8 портретов ее величества для триумфальных ворот, поставленных в разных частях города.

 

Ещё один портрет государыни Антропов написал для Троице-Сергиевой лавры и впоследствии не раз возвращался к образам царской семьи и близких к ним лиц, исполняя заказы Синода «для поднесения высочайшим особам». В большинстве своем эти работы были копиями с собственных оригиналов или картин других мастеров.

 

          

 

Пребывание Антропова в Москве, выполнявшего многочисленные заказные портреты, затянулось до середины 1763 г. Когда же художник вернулся в Петербург, оказалось, что свою должность при Синоде он практически потерял. Предприняв отчаянную попытку определиться «к одним портретным делам» в ведомство придворной конторы и не получив на то «милостивого соизволения», Алексей Петрович был вынужден вновь хлопотать о восстановлении в штате Синода. Но только к концу 1765 г. его хлопоты увенчались успехом, и Антропов был окончательно утвержден в прежней должности с выплатой всего причитавшегося ему жалованья.

 

Еще в Москве живописец с увлечением начал работать над небольшими камерными портретами, на которых изображал конкретных людей, не подчеркивая их сословную принадлежность, но наделяя чертами жизненной достоверности.

 

Композиция этих и других портретов кисти Антропова отличается лаконичностью, модели изображены на нейтральном фоне. Цветовая гамма звучная, декоративная. Орнаментальность форм, тщательное выписывание деталей, присущие работам Антропова, идут от парсуны предшествующего столетия, но реалистическое восприятие натуры, тонкая наблюдательность, достоверная передача характеров — это новое в русском искусстве.

 

Как и в прежних своих работах, он не умел и не хотел льстить своим моделям, но при этом его полотна не теряли своего декоративного назначения. В этот период художник был относительно свободен в выборе заказов, много писал, исходя из личных симпатий, поэтому так удачны его портреты дворян Бутурлиных, статс-дамы М. А. Румянцевой, несколько портретов неизвестных мужчин и женщин.

 

            

 

Особо хочется выделить парадный портрет видного государственного деятеля графа В.В.Фермора — храброго, честного и бескорыстного человека, — написанный в 1765 г. Но во второй половине 1760-х гг. манера письма художника становится, если так можно сказать, более робкой. Поняв, что внутренний мир человека несравненно богаче, чем это доступно его выразительным средствам, Алексей Петрович начинает испытывать некоторую растерянность.



 

Парные портреты Колычевых почти идентичны. Колычевы, изображенные в одной и той же позе, кажутся застывшими. Однако это однообразие компенсируется личным отношением художника к модели, он воспроизводит черты характера прямолинейно, без прикрас. Изображения четы Колычевых стали своеобразной лебединой песнью мастера в области камерного портрета.




 

В 1770-х гг. им были исполнены портреты архиепископов Г.Петрова и П.Левшина, а позже он писал преимущественно копии царских портретов и иконы по заказу Синода, последняя из которых датирована 1788 г.

В 1768 г. Антропов, ссылаясь на свою многолетнюю службу, подал прошение о повышении в чине, но только через пять лет по представлению архиепископа Гавриила получил просимое. Вообще, отношения Алексея Петровича со Святейшим синодом не складывались. Необходимость выполнять всевозможные oбременительные поручения, далекие от основного пристрастия художника — портретной живописи, не могла принести ему удовлетворения.

 

           

 

Гораздо больше ему нравилась его педагогическая деятельность, которой он посвящал много сил и времени. В 1765 г. у Антропова было 8 учеников, позже в его доме постоянно проживала большая группа воспитанников, которых он обучал самостоятельно; многие из них остались неизвестными, однако двое не только прославили своего учителя, но и вошли в историю русского искусства — это Д.Г.Левицкий и П.С.Дрождин.


В самом конце 1789 г. на первой странице «Санкт-Петербургских ведомостей» появилось объявление Антропова об открытии частного училища во флигеле его собственного дома, где уже в первый год занималось 119 человек. Постепенно училище расширялось, а после смерти художника и его жены, по завещанию Алексея Петровича, разместилось в самом двухэтажном доме художника. Просуществовав еще многие годы, оно явилось своеобразным памятником замечательному русскому живописцу.

 

 

Антропов скончался от горячки в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре. Надгробная плита на его могиле сохранилась до наших дней. На ней надпись:


«В надежде воскресения погребен на месте сем раб Божий коллежский асессор и живописи художник Алексей Петрович Антропов. Родился 1716 г. марта 14 дня. Скончался 1795 года июня 12 дня. Жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней».


 

 

« вернуться

Рейтинг 32 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 34 из этого альбома
"А.П. Антропов с сыном, перед портретом жены"
"Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли"
"Портрет императрицы Елизаветы Петровны" 1
"Портрет императрицы Елизаветы Петровны" 2
"Портрет статс-дамы А.М. Измайловой"
"Портрет архиепископа С. Кулябки"
"Портрет казацкого атамана Ф.И. Краснощекова"
"Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой"
"Портрет Ф.Я. Дубянского"
"Портрет И.И. Шувалова"
"Портрет императора Петра III"
"Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны"
"Портрет Екатерины II в профиль"
"Портрет Екатерины II"
"Портрет Екатерины II"
"Портрет А.В. Бутурлиной"
"Портрет Д.И. Бутурлина"
"Портрет статс-дамы М.А. Румянцевой"
"Портрет В.В. Фермора"
"Портрет Анны Ивановны Колычевой"
"Портрет Петра Андреевича Колычева"
"Портрет тверского архиепископа Платона Левшина"
"Портрет архиепископа Гавриила Петрова"
"Автопортрет"(?)
"Портрет царицы Софьи"
"Портрет Петра I" 1
"Портрет Петра I" (деталь)
"Портрет неизвестной"
"Портрет статс-дамы А.Л. Апраксиной"
"Портрет неизвестной"
"Портрет неизвестного в красном комзоле"
"Портрет императрицы Елизаветы Петровны"
"Портрет неизвестной"
"Портрет Анны Карловны Воронцовой"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования