14 марта 2011
"Последний день Помпеи". Автор: Брюллов Карл Павлович
Изобразительное искусство / Живопись / Академизм / Альбом Брюллов Карл Павлович. 05 - Карл Брюллов в Италии Bryullov Charles
Разместил: Ивасив Александр


« Предыдущее фото

"Последний день Помпеи"

 

1827-1833 гг. Холст, масло 456,5 х 651 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Черный мрак навис над землей, кровавое зарево пылало у горизонта, вздрагивала земля, рушились здания, тьму разрывала ужасная молния, освещая то, как в ослепленных страхом людях проявляется истинная ценность человеческих душ.

Корыстолюбец, умирая, думает о наживе, сыновья выносят на руках старика отца; юноша, забыв об угрозе, оплакивает смерть любимой; вера в милосердного Бога ставит на колени мать и дочь, не помышляющих о бегстве. 

Среди испуганной толпы, замерев, стоит художник с этюдником на голове (в нем Брюллов изобразил себя), ловящий все оттенки трагедии. В лицах некоторых фигур узнаются черты современников, а в девушке с кувшином и в матери семейной группы — Юлии Самойловой. 

Все фигуры в картине поражают скульптурной объемностью и пластикой, кажется, их можно обойти кругом. Колорит резок, «краски горят и мечутся в глаза, дышат внутренней музыкой». В этой работе художник слил воедино тенденции классицизма, пылкость романтизма и черты новой, только зарождающейся школы реализма. И хотя падающие колонны парят в воздухе, пепел не испачкал ни одежд, ни лиц, не видно увечий и крови, впечатление от картины потрясает. 

«Один он со своими сочинениями совершенно дотрагивается до сердца, без чего что такое историческая живопись», — сказал о своем восприятии А. Иванов. 

Увидав картину, восхищенный Пушкин написал стихотворение:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Замысел этого шедевра, темой для которого стало катастрофическое извержение Везувия, накрывшее 24 августа 79 года древнеримский город Помпеи вместе с его двухтысячным населением, относится к лету 1827 года, проведенному Брюлловым в Неаполе, куда художник отправился вслед за очаровавшей его графиней Ю. Самойловой. Четыре дня, проведенные тогда им в Помпеях, потрясли его. Шесть лет жизни отдал Брюллов этому полотну, прославившему его во всех уголках Европы. Его избрали своим членом Миланская, Болонская и Флорентийская Академии. Этой работой восхищался Шатобриан, "целой поэмой в красках" назвал ее Вальтер Скотт. Соотечественники, увидев в 1834 году приплывшую морем на родину художника картину, признали в нем гения. "И стал "Последний день Помпеи" для русской кисти первый день!" - восклицал в посвященном художнику стихотворении Баратынский. Гоголь посвятил шедевру Брюллова целую статью, в которой назвал это полотно "полным, всемирным созданием". 

Брюллов уже в первых эскизах "Последнего дня Помпеи" точно определил время и место действия картины. Место - улица Гробниц, время - своеобразный "промежуток действия": раздается страшный удар грома, сопровождающий новый выброс и заставляющий на мгновение застыть героев полотна. Группы же людей, их взаимное расположение, особенности композиции - все это менялось от эскиза к эскизу. Эта работа напоминала качающиеся весы, на одной чаше которых лежали предписания классицизма, а на другой - романтические новации. Брюллов словно искал точку равновесия между ними. И, судя по восторженным отзывам о картине, все-таки нашел. 

Разумеется, как правоверным классицистам, так и правоверным романтикам она должна была показаться непоследовательной, но широкая публика не вникала в подобные тонкости. Между тем, вникнуть в них было бы весьма любопытно. Так, например, нарушив принцип "барельефности", Брюллов раздвинул пространство и действие в глубь полотна, но сохранил при этом деление композиции на три плана и ее замкнутость. Или: отказавшись от "центрального" героя, он, тем не менее, "разбросал" действующих лиц по группам, вписанным в академические "треугольники". То же касается цветового решения: прибегнув к естественному "двойному" освещению (от пламени вулкана и вспышки молнии), он сохранил в работе локальные условные цвета, по большому счету, не зависящие от освещения. С тем, как работал Брюллов с цветом, попытался разобраться наш художник, выбрав для воспроизведения "безлюдный" фрагмент картины.

Биография художника

На главную страницу раздела Изобразительное искусство

« Предыдущее фото

« вернуться

Рейтинг (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования