Изобразительное искусство / Графика / Офорт

Офорт

 

Офорт (фр. eau-fortе, итал. acquaforte [аквафорте] — «сильная, крепкая вода», т. е. азотная кислота) — вид гравюры, в котором химический процесс травления заменяет механический способ обработки доски различными гравировальными инструментами. Получил распространение с конца XVI века.

Офорт появился немногим позже ксилографии — в начале XVI века, его исток — в ювелирном и оружейном деле, где использовалось травление рисунка на металле. Технику офорта относят к углубленной (глубокой) печати, то есть печати, при которой углубления рисунка заполняются краской, и затем под сильным давлением пресса изображение переходит на бумагу. Если резцовая гравюра, сухая игла и меццо-тинто делаются чисто механическим способом, то офорт (а также мягкий лак, акватинта, карандашная манера и пунктир) — химическим, то есть с использованием кислоты.

Металлическую доску (медную, цинковую, а с начала XIX в. — стальную или медную с нанесенным на нее гальваническим способом слоем стали) подогревают и покрывают слоем специального кислотоупорного лака, а потом чуть подкапчивают. На приготовленную таким образом поверхность металлической доски острыми офортными иглами наносят рисунок, процарапывая лак до металла. Затем поверхность доски подвергают травлению кислотой, которая проедает металл лишь в тех местах, где лак был счищен, то есть в местах рисунка. По окончании этого процесса доска промывается водой, а лак счищается при помощи скипидара или спирта. В результате получается доска с рисунком, линии которого углублены в поверхность металла вследствие травления.

Далее на доску наносят типографскую краску, которая забивается в углубленные линии изображения, а с остальной поверхности краску убирают при помощи тампона-губки. Рисунок может быть самым сложным, штрих — самым разнообразным, офорт не боится как порывистой экспрессии, так и витиеватой декоративности. Густой сетью перекрестной штриховки в офорте передается сгущение тона, светотеневые массы. Для большей глубины тона нужного участка и мягкости переходов делают повторное травление (первым применил этот прием французский гравер Жак Калло в XVII в.). Ступенчатое травление позволяет фиксировать каждое «состояние» в пробном оттиске и, вновь покрывая доску лаком, вносить коррективы в рисунок, добавлять детали и подробности. В конце концов, офортная доска оказывается готовой к печати, и с нее делают оттиски. При изготовлении большого числа оттисков тончайшие линии, «усики», точки, царапинки, придающие особое очарование эстампу, постепенно стираются. Естественно, такие оттиски ценятся меньше.

Первые опыты офорта относятся к началу XVI века, а уже в 1515—1518 гг. Альбрехт Дюрер начал эксперименты с травлением металла. В настоящее искусство офорт превратил итальянский маньерист Пармиджанино в конце XVI века, а XVII столетие стало временем безраздельного господства офорта. Рембрандт добивался от офорта самых сложных эффектов света и глубины пространства, печатая на разной бумаге, пользуясь повторным травлением. Он же первый превратил офорт в самоценное графическое явление — делал в нем как бы беглые зарисовки-эскизы маленького размера.

Разновидностью офорта является так называемый мягкий лак (или срывной лак), прием, изобретенный, возможно, в XVII в. и технически достаточно простой. К обычному офортному грунту добавляют сало, из-за чего он становится мягким и легко отделяется. Доска покрывается крупнозернистой бумагой, на которой рисуют твердым тупым карандашом, пользуясь разными нажимами. Проведенные линии продавливают бумагу и прилипают к лаку. Когда же бумага снимается, с нею удаляются и частички лака. После травления получается сочный зернистый штрих, напоминающий карандашный рисунок.


Более сложной является акватинта (ее изобрел французский художник Ж.-Б. Лепренс в 1765 г.), которой добивались эффекта мягких полутонов, сходного с акварельным рисунком. Для акватинты на доске сначала слегка травится контурный рисунок, перенесенный с кальки накалываниями, потом на новом грунте те места, которые в отпечатке должны быть темными, отмываются раствором и покрываются асфальтовым или канифольным порошком. Порошок при подогреве доски плавится, и поверхность становится шероховатой, зернистой. Светлые места закрываются от кислоты лаком. Акватинтой часто пользовались в сочетании с офортом или с резцовой гравюрой, а иногда в соединении с цветным печатанием — так, например, делал Франсиско Гойя, один из лучших в истории офортистов.


Эксперименты в соединении техник резцовой гравюры с офортом привели к возникновению в ХVIII в. карандашной манеры (гравюра режется на офортном грунте, обрабатывается рулетками и матуаром и после травления углубляется сухой иглой, отчего на бумаге оттискиваются широкие густые и шероховатые линии, напоминающие итальянский карандаш или сангину — потому-то эта техника и служила в основном для воспроизведения рисунков) и пунктира, или точечной манеры (группы точек, сливающихся в одном тоне, накладываются различными иглами, колесиками и рулетками в офортный грунт и потом травятся; точки на лице и обнаженном теле наносятся непосредственно на доску пунктирным штихелем или иглой), которую использовали исключительно в репродукции.

При работе лависом на пластинку наносят канифольную пыль и расплавляют. Затем наносят на нее рисунок обычной или специальной кистью из стекловолокна с травящим раствором из кислоты, клея и гуаши и потом смывают их водой. При необходимости эту процедуру можно производить несколько раз. При резерваже на рисунок, сделанный кистью (или пером) и специальными чернилами или гуашью прямо на доске, наносится грунт. С обработкой водой металлические участки печатной формы, подлежащие травлению, очищаются.

Естественными для художников были попытки сделать цветные офорты. Самым простым в работе и самым неудобным для тиражирования способом это делал Херкюлес Сегерс: он покрывал разные участки доски разной краской и иногда печатал их на тонированной бумаге. Жак Леблон в XVIII в. пользовался уже тремя досками с основными цветами и четвертой — с черным тоном для получения глубоких теней. При печати одна поверх другой они давали отпечаток со смешением цветов (по принципу «желтый и синий дают зеленый» и т. п.). Для точности попадания цвета бумага на станке закрепляется с конца, а ее местоположение фиксируется, пока гравировальная форма вынимается из станка и покрывается новой краской. «Управлять» цветом можно разными нажимами и прорезкой штриха. Например, при черной краске широкий светло-коричневый.

Красочные поверхности можно делать, работая в офорте и окрашивая его от руки как монотипию. Также можно сначала набить черную краску и только потом раскрасить доску как монотипию — появится эффект одноцветного рисунка на раскрашенном фоне. Таким образом, приемов раскраски множество, и разные мастера дополняют их по своему вкусу. Для репродукционных целей пользовались подкраской акварелью уже по готовому оттиску.

Самый ранние образцы офорта в России выполнил прославленный иконописец Симон Ушаков в XVII в. В XVIII столетии в офорте работали А. Зубов, М. Махаев и др. И впоследствии к офорту обращались многие художники — фактически все графики и живописцы, пробовавшие себя в гравюре — например, О. Кипренский, Ф. Бруни. В 1871 г. возросший интерес к офорту среди живописцев оформился в создание общества аквафортистов в Санкт-Петербурге, в которое входили Н. Ге, И. Крамской, И. Шишкин, И. Репин, В. Поленов и др. До конца XIX в. продолжал существовать и процветать репродукционный офорт, крупнейшим художником в котором был В. Матэ. Он, если и не создал собственную школу (т. к. век офортной репродукции закончился), то все же стал учителем для многих графиков XX века. В. Матэ поднял офорт и ксилографию на очень высокий уровень, ища для репродуцирования произведений живописи новые способы в печатных техниках. Значительным, хотя и малым по числу эстампов, был вклад в офорт В. Серова, внесшего в технику легкий штрих, обрывистость линии, особую прозрачность. Лучшими офортистами начала XX века были Е. Кругликова, Г. Верейский, И. Нивинский, в офорте работали Л. Бакст, А. Кравченко, П. Шиллинговский, И. Фомин, В. Фалилеев, Д. Митрохин, А. Самохвалов, В. Фаворский. Все эти мастера, за некоторыми исключениями, продолжали творить и в советской России.

В советское время гравюру и офорт преподавали в мастерских ВХУТЕИНа-ВХУТЕМАСа, в Московском полиграфическом институте, в художественных институтах Москвы и Ленинграда. Свои оригинальные школы офорта сложились в Эстонии, Литве, Латвии, Армении. В 1960-70-е гг. офорт пережил настоящее возрождение, к нему обратились художники «неофициального» искусства самых разных художественных направлений, такие, как В. Янкилевский, О. Целков, Д. Краснопевцев, Л. Кропивницкий, Э. Неизвестный, Д. Плавинский, Г. Басыров. И до настоящего времени офортом занимаются многие графики, смело экспериментируя с этой подвижной и во многих отношениях удивительной техникой.

Алфавитный поиск по автору

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Альбом Нивинский Игнатий Игнатьевич Nivinsky Ignatius
Автор: Донченко А.И.

Графика / Офорт

    Нивинский Игнатий Игнатьевич  Nivinsky Ignatius (1881 - 1933)   Поставленная в 1922 г. на сцене 3-й студии МХАТа комедия-сказка К. Гоцци "Принцесса Турандот" стала одним из символов новой театральной эпохи. Необычные декорации, много способствова ...

Донченко Александр
23 ноября 2013
Донченко Александр
Альбом Нивинский Игнатий Игнатьевич Nivinsky Ignatius

Альбом Плакат. Брежневский период. The poster. The Brezhnev period.
Автор: Ивасив Александр Иванович

Графика / Офорт

     Плакат. Брежневский период. The poster. The Brezhnev period.   Плакат - язык общения власти с народом и народа с властью. Плакат не есть длинное чтиво, Отнесись к зрителю бережно, учтиво... Взглянул зритель и мыслью объят, Вот это и есть плакат. ...

Ивасив Александр
03 июня 2012
Ивасив Александр
Альбом Плакат. Брежневский период. The poster. The Brezhnev period.
Кадастровый план
Яндекс цитирования