Изобразительное искусство / Живопись / Арт-Деко

Стиль и направление Арт-Деко (Art Deco)




Стиль Арт-Деко был очень популярен в Америке и Европе 1920-1930 годов. После первой мировой войны он свидетельствовал о начале новой эры. Арт-Деко использовался во всех областях архитектуры, в оформлении интерьеров, дизайне мебели и украшений того времени. Он считался изящным, модным, элегантным и функциональным.
Интерьер, оформленный в стиле Арт-Деко, характеризуется рядом признаков: геометрические, угловатые формы, линейные построения и использование экзотических материалов. Нержавеющая сталь, зеркала, хромированные элементы, стекло, лак и инкрустированное дерево – все эти материалы вновь и вновь встречаются в объектах Арт-Деко. В 1920-1930 годах хром был новым, ультрамодным материалом и стал неотъемлемой частью этого стиля.

Есть несколько тем, которые очень часто разрабатываются дизайнерами, работающими в стиле Арт-Деко: листья, ветви, цветы, стилизованные животные, полуобнаженные фигуры, солнечные лучи, зигзаги, трапеции, шестеренки. Цветовая палитра довольно смелая и контрастная: ярко-желтые, темно-желтые, красные, зеленые, синие, розовые цвета могут чередоваться с серебром и золотом. Большинство цветовых сочетаний содержат черный цвет: зеленый и черный, красный и черный и т.д. В качестве смягчающих оттенков используются серый и серо-голубой цвета. Кремовый и бежевый могут соседствовать с полированным деревом и хромированными элементами.

Мебель Арт-Деко, как правило, отличается довольно крупными размерами и характерными лакированными черными ручками и зачастую сделана из древесины экзотических пород деревьев (черное дерево, клен “птичий глаз”). Обивка выполняется из однотонных тканей или из тканей с геометрическим узором.

Довольно часто при оформлении помещений в стиле Арт-Деко пол выкладывают черно-белой мраморной плиткой или настилают полированный паркет. Сверху кладут ковры со строгим узором. Для освещения в стиле Арт-Деко используют люстры, торшеры, настольные и настенные лампы. Светильники Арт-Деко – это, конечно, стекло, хром, бронза, витражи и эмали. Непрозрачное белое стекло и цветное стекло в стиле Тиффани тоже уместны. В оформлении интерьера используются зеркала в рамах их хрома, никеля или серебра.

После того как завершились тридцатые годы прошлого века на несколько десятилетий стиль Арт-Деко вышел из моды, но в наши дни он вновь становится актуален и во всем мире вновь наблюдается повышенный интерес к нему.

Будучи богатым стилем, с выраженным праздничным характером, Ар-Деко соответствовал в те времена стереотипам мышления. Каждый построенный на Манхэттене небоскреб как будто стремился превзойти предыдущие строения по высоте и декоративному убранству. Так художники экзотических стилей Америки и Мексики стали считаться «мастерами по небоскребам», а их работы можно было сравнить с архитектурной мечтой. В Америке сегодня можно увидеть множество архитектурных памятников, выполненных в стиле Ар-Деко. Одним из самых ярких представителей является знаменитый небоскреб Chrysler Building, построенный в 1928-1930 гг. в Нью-Йорке. В отделке здания присутствуют материалы, характерные для Ар-Деко: сталь, стекло, мрамор и даже драгоценные камни. А самым известным в мире примером архитектуры классического Ар-Деко является небоскреб Empire State Building, возведенный в 1930-1932 гг. До недавнего времени это здание считалось самым высоким в мире. В Америку Ар-Деко попал во времена Великой Депрессии и был принят из своей простоты и практичности, который как нельзя лучше символизировал американскую мечту о лучших временах. В этом стиле возводились отели и мюзик-холлы, театры и кинотеатры, его использовали и для оформления интерьеров зданий и транспорта, как, например, интерьер океанских лайнеров Нормандия и Иль де Франс. Особенно популярен Ар-Деко был при проектировании и возведении вокзалов в 1930-х годах, так как этот стиль лучше всего сочетал в себе роскошь и современные достижения прогресса. Первым вокзалом в США, построенным в этом стиле, стала Станция Союза в Омахе, штат Небраска. В стиле Ар-Деко, который как будто приветствовался Век машин, прослеживалось использование искусственных материалов, в большей части стекла и металла. Четкость и прямолинейность вертикальных линий украшались оригинальным сочетанием элементов декора, в которых сказывалось влияние восточной и индейской культуры. Интерьеры в арт-деко - это не только дорогие материалы , но и визуальное богатство: яркие и насыщенные цвета.

Сегодня считается, что суть стиля Ар-Деко заключались в современности, роскоши, стильности и эффектности. Здания в этом стиле создают ощущение легкости и монументальности одновременно. Особенно радуют глаз обтекаемость конструкции и изогнутость линий в сочетании с применением насыщенных цветов, что создает впечатление праздника и делает здание незабываемым. В настоящее время все чаще и чаще можно встретить оттенки этого стиля в строительстве частных домов.


Ар-деко и архитектура СССР

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 30-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из источников сталинской архитектуры. С сильным влиянием этого стиля был построен, ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»).


Ар-деко был столь популярен, что использовался в дизайне автомобилей, мебели, посуды, фарфора, текстиля, ювелирных изделий, часов, а также технических устройств — радио, телефонов и музыкальных автоматов. Сильное влияние ар-деко оказал на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, моду, графику и кинематограф. В 1930-е ар-деко широко использовался для проектирования вокзалов, океанских лайнеров и парков развлечений.
 



Известные художники и дизайнеры ар-деко:

Адольф Мурон Кассандр (1901—1968)
Жан Дюнан (1877—1942)
Жан Дюпа (Jean Dupas)
Эрте (Роман Тыртов)
Вадим Меллер (1884—1962)
Александра Экстер (1882—1949)
Соня Делоне (1885—1979)
Элейн Грей (Eileen Gray)
Георг Йенсен (Georg Jensen)
Рене Лалик (1860—1945)
Жорж Барбье (1882—1932) (George Barbier)
Жюль Лёлё (Jules Leleu)
Тамара де Лемпицка (1898—1980)
Пол Мэншип (Paul Manship)
Эмиль-Жак Рульманн (Émile-Jacques Ruhlmann)
Андре Маре
Уолтер Дорвин Тиг (Walter Dorwin Teague)
Карл Пол Дженневейн (Carl Paul Jennewein)
Георгий Дмитриевич Лавров (1895—1991) George Lavroff



Известные архитекторы ар-деко:

Кормье, Эрнест (Ernest Cormier)
Худ, Раймонд (Raymond Hood)
Уильям ван Элен (William van Alen)
Роуленд, Уирт (Wirt C. Rowland)
Санлайт, Джозеф (Joseph Sunlight)
Антонио, Пабло (Pablo Antonio)
Уокер, Ральф (Ralph Walker)
Кан, Эли Жак (Ely Jacques Kahn)
Луи Сюэ
 

 

Алфавитный поиск по автору

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Альбом Лемпицка Тамара Tamara de Lempicka
Автор: Донченко А.И.

Живопись / Арт-Деко

    Лемпицка Тамара  Tamara de Lempicka (1898 - 1980)   Приступая к описанию жизни этой удивительной женщины, биографы неизбежно наталкиваются на ловушки, расставленные ею же самой. На склоне лет она утверждала, что «попробовала все» и чт ...

Донченко Александр
26 мая 2013
Донченко Александр
Альбом Лемпицка Тамара Tamara de Lempicka
Кадастровый план
Яндекс цитирования