06 августа 2012
Архипов Абрам Ефимович Arhipov (Pyrikov) Abram. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 39 файлов)
Изобразительное искусство / Живопись / Художники передвижники
Разместил: Ивасив Александр
Архипов(Пыриков) Абрам Ефимович
Arhipov (Pyrikov) Abram
(1862 - 1930)
Биография художника, творческий путь. Галерея картин.
"Именно Абрама Архипова можно считать тем, кто после многовекового застоя заново открыл красный цвет в русской живописи, всю его силу и огненную мощь - то ли красного солнышка, то ли страшного пожара... От него идут красные бабы и Малявина и Соловицкого..." (Стоцкий Ш.И.)
Родился в одном из глухих селений Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Впервые мальчик начал рисовать в местной школе. Родители всячески поощряли занятия сына и в 1876 году, с трудом собрав средства, отправили его учиться в Москву в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, где любимым педагогом будущего художника был В.Г.Перов. Уроки Перова, призывавшего художников изображать правду жизни, не боясь темных сторон, не пропали даром.
Архипов начал свой творческий путь как явный последователь своего учителя («В лавке старьевщика», «Пьяница»). После смерти Перова он занимался уВ.Д.Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, также оказало влияние на творчество Архипова.
Во время учебы Архипов писал много этюдов, жанровых картин. Два учебных года (с сентября 1884 г. по февраль 1886 г.) занимался в Петербургской Академии Художеств. В 1887 г. за картину «Посещение больной» ему была вручена большая серебряная медаль и присвоено звание классного художника.
Сотрудничал с Товариществом Передвижных Художественных Выставок, членом которого стал в 1891 г. В картине «На Волге» (1888-1889) художник подошел к решению одной из основных проблем пленэрной живописи — изображению человека на открытом воздухе, где эмоциональное состояние человека передается через пейзаж. В картинах «Радоница» (1892), «Лед прошел» (1894-1895), «На реке» (1898), «Проводы крестного хода» (конец 1890-х гг.) также хорошо видно слияние пейзажа и жанрового сюжета. Картина «Обратный» (1896) завершила цикл крестьянского жанра, и художник обращается к теме социального жанра.
В картинах Архипова почти никогда нет острых ситуаций или активного действия. Основная мысль раскрывается через обстановку, в которой происходят события. Подобное решение жанровой картины стало характерным для мастеров конца XIX века. К числу наиболее известных и самых значительных произведений Архипова относится картина «Прачки», существующая в двух вариантах (1899).
В начале 1900-х годов появляются северные пейзажи Архипова. Здесь величавая природа, с приглушенными красками, самобытной деревянной архитектурой, низкими избами, теснящимися на берегах, безлюдными лесистыми островами, огромными валунами у моря («Северная деревня», 1902; «На Севере», 1912). В сероватой, строгой гамме этих полотен заключено удивительное цветовое богатство, их колорит торжественен и звучен.
В эти же годы Архипов создал своеобразную серию крестьянских портретов - девушек и женщин Нижегородской и Рязанской губерний. Все они – в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Портреты написаны темпераментным крупным мазком, отличаются декоративностью, яркой красочной гаммой. Излюбленными становятся красные, интенсивно-розовые, звучные тона («Девушка с кувшином», 1927).
Творческий путь
Родился в крестьянской (мещанской) семье. Впервые приобщился к рисованию в местной школе. По собственным воспоминаниям, он рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно» и учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться к поступлению в 1876 в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где тот занимался с перерывом в 1877–1883 и 1886–1888. Его учителями были, пробудивший в Архипове интерес к крестьянской тематике, В.Д.Поленов, один из первых русских пленэристов, А.К.Саврасов и В.Е.Маковский.
В 1884–1886 Архипов совершенствовал свою живопись, посещая петербургскую Академию художеств. Там его живописный этюд «Натурщик, падающий с седла» и рисунки были признаны образцовыми и переданы на постоянное хранение в Академический музей. Но осенью 1886, разочарованный в академическом преподавании, Архипов покинул Академию и возвратился в МУЖВиЗ, где возглавил натурный класс, а с 1898 стал преподавать в звании академика.
В ученические годы он много работал самостоятельно, летом выезжал на этюды в Рязанскую губернию. Начал свой творческий путь как художник-жанрист, написав множество картин, изображающих различные эпизоды из жизни крестьян: «Игра в свайку», «В лавке старьевщика» (1882), «Пьяница» (1883), «Водопой» (1883) и другие. Вслед за Перовым Архипов стремился быть до конца правдоподобен, не боясь темных сторон жизни.
После смерти Перова и перехода к Поленову живопись Архипова сделалась чуть светлее и радостнее. В этом отношении показательна картина «Посещение больной» (1887), соединяющая изображение людского горя, болезни и убогости с надеждой на обновление. За эту картину молодого художника наградили большой серебряной медалью и званием классного художника.
В 1889 Архипов написал картину «На Волге», где эмоциональные переживания персонажа передавались посредством пейзажа. Таким образом, он (в духе В. А. Серова) самостоятельно решал насущные проблемы современной ему пленэрной живописи. Кроме того, в этом полотне у художника удачно получилось сочетание жанровых и лирических элементов.
В 1890-х этот процесс объединения свойств разных жанров сказался также в произведениях Архипова «Радоница» (1892), «Лед прошел» (1894–1895) и т. д. Архипов экспонировал свою картину «По реке Оке» на 18-й выставке ТПХВ, что принесло художнику подлинный успех. Он был принят в Товарищество.
В 1904 стал одним из основателей «Союза русских художников» — объединения, обращавшегося к национальной культуре и истории. Живописная манера Архипова в этот период несколько изменилась. От тщательности и выписанности ранних работ художник пришел к широкому, свободному импрессионистическому мазку. Соединив опыт импрессионистов с передвижническим, художник наделял почти лишенные острых ситуаций и активного действия сюжеты внутренним драматизмом. Светопись у Архипова полностью отражала не только настроение, но и социальное положение моделей: (1890-х и 1901), «Прачки» "Обратный" (1896); «Северная деревня» (1902); «Гости» (1914), и т. д.
Постепенно на передний план художник вывел сквозной мотив молодой крестьянки — образ в теплых тонах и с преобладающим красным цветом.
В 1912 Архипов много путешествовал: посетил Францию, Германию и Италию, часто выезжал на русский Север. С темой русского Севера связаны и многочисленные пейзажи Архипова, где предстает величавая природа, с самобытной деревянной архитектурой и безлюдными лесистыми островами. Краски на этих полотнах нарочито приглушены: «Северная деревня» (1902), «Лодочная пристань на Севере» (1903), «На Севере» (1912) и другие.
После 1917 г. стиль и тематика произведений Архипова существенно не менялись. Архиповские «крестьянки в красном» (к примеру, популярная «Девушка с кувшином», 1927) продолжили собой «народные» традиции вместе с «заветами передвижников», к которым обращались противники арт-авангарда. Красная же доминанта произведений обеспечивала их революционный пафос. Сам мастер выразил свой традиционализм и политическую лояльность, войдя в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Его крестьянские портреты-типы — «Крестьянин Рязанской губернии» (1925), «Крестьянка в зеленом фартуке» (1927) — стали еще более мажорными.
Пытался Архипов писать и в официальном духе: в 1927 выполнил портрет М. И. Калинина, впрочем, неудачный.
В 1918–1920 Архипов преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, в 1922–1924 — во Вхутемасе. В разное время у него учились Ф. С. Богородский, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, В. В. Мешков, А. А. Пластов, К. Ф. Юон.
В 1927, в связи с сорокалетием трудовой деятельности, Архипов получил звание народного художника РСФСР.
Его произведения находятся в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, а также в других музеях России.
(По материалам artinvestment.ru)