12 марта 2011
Айвазовский Иван Константинович Ayvazovsky Ivan. Автор: Ивасив Александр Иванович
(в альбоме 558 файлов)

Изобразительное искусство / Живопись / Морской пейзаж
Разместил: Ивасив Александр

 

 

 

 

 

Айвазовский Иван Константинович 


Ayvazovsky Ivan

 

 

(1817-1900)

 


 

 

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

 

 

Иван Константинович Айвазовский Выходец из семьи армянского купца, на всю жизнь сохранил крепкую связь с древними традициями армяно-христианской культуры. Учился в петербургской Академии художеств у М. Н. Воробьева. С 1845 обосновался в Феодосии. Много путешествовал по России и странам Европы, Ближнего Востока, Азии и Африки.

 

Ранние картины Айвазовского свидетельствуют о внимательном освоении канонов морского пейзажа, восходящих к живописи Лоррена, о влиянии М. Н. Воробьева и позднего Сильвестра Щедрина. Видовая точность соединяется здесь с классицистской рациональностью композиционных планов («Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835, Третьяковская галерея).

 

Чисто романтическое мировосприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит зрелое выражение в работах 1840-х гг., когда художник завоевывает европейскую известность. Ряд зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж. Тернер пишет восторженную оду в честь одной из его картин. Известнейшее произведение этого периода — картина «Девятый вал» (1850, Русский музей). Типичная для иконографии романтизма тема кораблекрушения дана тут в окружении сильных светотеневых эффектов, усиливающих общее впечатление безграничности бушующего пространства. Художник необычайно плодовитый, Айвазовский часто прибегал к композиционным и колористическим штампам. Однако в лучших картинах — таких, как «Черное море» (1881, Третьяковская галерея), — проступают лучшие черты его дарования: чуткое понимание эстетики возвышенного, тонкое мастерство тональной передачи света, пронизывающего толщу воды. Среди большого числа земных ландшафтов, выполненных Айвазовским, выделяются своими бравурными панорамическими эффектами циклы картин, навеянные впечат7гнлениями от путешествий по Украине и Кавказу (1850-60-е годы).

 

Не раз он обращался к библейским сюжетам сотворения мира и потопа, к евангельским и античным мотивам — как и у Дж. Тернера, изображаемые фигуры выглядят мелким стаффажем среди величавых, «космических» пейзажей. Создавал полотна на темы армянской культуры («Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции», 1880, Картинная галерея Армении, Ереван). К числу любимых писателей Айвазовского принадлежал А. С. Пушкин, в стихах которого он находил поэтическое выражение собственного маринизма. В поздний период художник не раз обращался к образу великого поэта — «Пушкин на берегу моря» (фигура поэта написана И. Е. Репиным, 1897, Музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург). Важную главу в наследии Айвазовского составляет батальная живопись. С 1844 он был художником Главного морского штаба, написал много значительных картин на темы истории русского военного флота («Чесменский бой», 1848, Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского).

 

Будучи одним из самых богатых художников России, он много сделал для своего родного города: на его средства были выстроены здания местной картинной галереи, археологического музея, проведены большие работы по благоустройству Феодосии, постройке порта и железной дороги. Из мастерской, созданной им в 1845, вышел целый ряд выдающихся мастеров пейзажа (А. И. Куинджи, К. Ф. Богаевский ). Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя.

 

 

 

 

 

Биография

 

 

Счастье улыбалось ему. Айвазовский - пример точнейшего "попадания" в собственную судьбу Ему везло во всем - в творчестве, вызывавшем неизменное восхищение, в научных изысканиях, в дружбе, в учениках, в общественной деятельности.

 

 

«Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запоминать их и этими случайностями, равно как и эффектами света и тени, обставлять свою картину, — писал Иван Айвазовский. - Удаление от местности, изображаемой на моей картине, заставляет лишь явственнее и живее выступать все ее подробности в моем воображении...»

 

 

Иван Айвазовский родился 17 июля (29 июля по новому стилю) 1817 года в Феодосии в армянской семье. Его предки еще в XVIII веке, спасаясь от геноцида, развязанного турками, бежали из Западной (Турецкой) Армении в Польшу. Отец художника, Константин (Геворг) Гайвазовский (так на польский манер стало именовать себя семейство Айвазянов), в начале XIX века перебрался из Галиции в Крым. Одно время он довольно успешно торговал, но разразившаяся в 1812 году в Феодосии эпидемия чумы разорила его - после этого семья впала в бедность, а К. Гайвазовскому пришлось добывать средства на жизнь на феодосийском базаре, исполняя должность базарного старосты.

В книге рождений и крещений феодосийской армянской церкви будущий живописец был записан как "Ованес, сын Георга Айвазяна". Привычной для нас "русифицированной" фамилией он стал подписывать свои работы лишь в 1840 году. Мальчик рос резвым и смышленым - рисованием он увлекался с ранних лет. Жизнь Оника, ничем не отличавшаяся от жизни разноплеменных городских мальчишек, изменилась, когда его рисунки увидел феодосийский градоначальник А. И. Казначеев - человек большой культуры, хороший знакомый Пушкина времен южной ссылки поэта. Именно благодаря стараниям Казначеева, вскоре ставшего губернатором Таврической губернии, Айвазовский сначала оказался в симферопольской гимназии (в 1830 году), потом и в петербургской Академии художеств (в 1833 году).



Этот портрет И. К. Айвазовского создан А. Тырановым в 1841 году - во времена европейских триумфов Айвазовского. Ему повезло с учителями - класс, в котором он занимался, возглавлял известный пейзажист М. Воробьев. Вскоре Айвазовский обратил на себя внимание Карла Брюллова, в 1835 году возвратившегося из Италии на родину. Его "Последний день Помпеи", годом раньше показанный в Академии художеств, произвел огромное впечатление на молодого Айвазовского - где-то здесь нужно искать истоки его романтизма. Вскоре он стал своим человеком в своеобразном "братстве" Брюллова, Глинки и Кукольника. Общительный, остроумный, красивый, Айвазовский быстро сходился с людьми - среди его знакомых мы найдем Пушкина, Крылова, Жуковского и многих других корифеев тогдашней отечественной культуры.

Его академические успехи были несомненны. Море он начал писать уже в Академии - его первые награды связаны с морскими этюдами. В 1838 году Айвазовский, удостоенный Большой золотой медали, был направлен на два года в Крым для самостоятельной работы. В 1839 году генерал Н. Н. Раевский (сын героя 1812 года, сам прославившийся участием в боях вместе с отцом) предложил художнику принять участие в десантных операциях Черноморского флота у кавказских берегов. Трижды Айвазовский ходил в плавание - в нем родилась его батальная живопись и началась дружба с М. Лазаревым, В. Корниловым, П. Нахимовым, будущими знаменитыми адмиралами.

В 1840 году Айвазовский отправился в заграничную пенсионерскую командировку "для дальнейшего усовершенствования в художестве". Его итальянские годы - это чреда успехов, выдвинувших художника в первые ряды европейской живописи. В Италии Айвазовский подружился с Гоголем. А. Иванов отзывался о нем: "Воду никто так хорошо здесь не пишет". Великий Тёрнер, увидевший "Неаполитанский залив в лунную ночь", сочинил восторженное стихотворение, назвав в нем Айвазовского гением. В 1843 году, после награждения Айвазовского золотой медалью французской Академии, О. Берне сказал ему: "Ваш талант прославляет Ваше отечество", - этими словами точно обозначив смысл "европейской" деятельности живописца. Забегая вперед, отметим, что в 1857 году Айвазовский - едва ли не первым среди иностранных художников - стал кавалером французского ордена Почетного легиона.

С 1844 года Айвазовский - в России. Сразу же по возвращении ему присвоили звание академика, причислив к Главному морскому штабу. Но петербургская жизнь была не по душе художнику. "Чуть повеет весной, - писал он, - меня тянет в Крым, к Черному морю". Уже в следующем году он купил участок земли в Феодосии и начал строить там дом с большой мастерской. Вскоре, отпросившись у начальства, живописец - к удивлению петербургской публики - оставил столицу и переехал в Феодосию.

Шумные толки в петербургских гостиных вызвала и женитьба Айвазовского. Страстно влюбившись в англичанку Юлию Гревс, дочь петербургского врача, служившую гувернанткой, он "в две недели", по собственным словам, решил дело, хотя - при своих славе, достатке и эффектной внешности - вполне мог выбрать себе в жены девушку благородного происхождения. В этом браке родились четверо дочерей. Поначалу семейная жизнь была вполне благополучна - Юлия Яковлевна, как казалось, разделяла интересы своего мужа и даже принимала активное участие в археологических раскопках близ Феодосии, предпринятых Айвазовским в 1853 году. Они, к слову, были вполне успешны - обнаруженные художником золотые изделия, датируемые IV в. до н. э., сейчас находятся на закрытом хранении в Эрмитаже. Между тем семья вскоре дала трещину. Жена Айвазовского быстро заскучала в провинциальном захолустье и, прожив с художником одиннадцать лет, уехала от него в Одессу - дальнейшие их отношения складывались очень тяжело: Юлия Яковлевна жаловалась на Айвазовского царю и всячески препятствовала его общению с дочерями.

Впрочем, на склоне лет и семейное счастье улыбнулось художнику. В 1882 году он женился на Анне Никитичне Саркизовой, молодой вдове феодосийского коммерсанта. Анна Никитична была почти на 40 лет моложе Айвазовского, что не помешало ей стать его верной подругой и понимающим собеседником.

В Феодосии художника чтили как "отца города". Он настоял на строительстве порта в Феодосии и проведении железной дороги, возвел здание историко-археологического музея, основал картинную галерею, решил проблему снабжения города питьевой водой. "Не будучи в силах долее, - сообщал он, - быть свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тысяч ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника". Через открытые Айвазовским "Общие художественные мастерские" (своеобразный феодосийский филиал петербургской Академии художеств) прошли Л. Лагорио, М. Латри, А. Фесслер, К. Богаевский, М Волошин и др. Художник очень много путешествовал по свету, но всякий раз возвращался в родную Феодосию. "Мой адрес: всегда в Феодосии", - писал он П. Третьякову.

С расцветом реалистической школы в русской живописи творческие позиции Айвазовского, продолжавшего работать в стилистике романтизма, несколько пошатнулись. Но всякий раз, когда начинали слишком громко говорить о том, что Айвазовский устарел, что он повторяет сам себя, эксплуатируя один и тот же набор наработанных приемов, художник показывал новую картину, делавшую эти толки совершенно неуместными. Так было с его шедеврами "Радуга" (1873), "Черное море" (1881), "Среди волн" (1898).

Персональные выставки, приносившие Айвазовскому немалый доход, следовали одна за другой: по их общему числу (более 120 выставок) он - абсолютный рекордсмен не только в отечественной, но и, пожалуй, в мировой живописи.

Закат его был светел. "Счастье улыбнулось мне", - как-то заметил он о своей жизни, исполненной трудов и успехов. Умер Айвазовский у себя дома - 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года. Похоронили его рядом с древним армянским храмом.

 

 

 

 

 

Энциклопедия моря

 


Большинство созданных Айвазовским образов моря - это "грезы", рожденные воображением художника. Лишь во второй половине жизни он попытался привести свою эстетическую систему в соответствие с требованиями реализма.

Айвазовский был необыкновенно плодовитым художником, что явилось прямым следствием его индивидуального подхода к живописи. За свою жизнь он написал более 6000 полотен. Львиная их доля приходится на морские пейзажи, более двух третей - на изображение бурь и штормов. Это - целая энциклопедия моря. Но неискушенный зритель, восхищающийся точностью деталей и реалистической достоверностью работ Айвазовского, несказанно удивится, узнав, что художник практически никогда не писал с натуры, не делал эскизов к картинам и очень редко пользовался подготовительными набросками. И это была не прихоть гения, а - принципиальная позиция.

Впрочем, встал на нее Айвазовский не сразу, хотя нужно отметить, что неизбежный для всякого творца период поисков и влияний в его случае оказался очень коротким. По большому счету, он пришелся на время учебы в Академии и первый год жизни в Италии.

Среди мастеров, повлиявших на формирование манеры Айвазовского, следует выделить троих - Клода Лоррена (1604-1682), Сильвестра Щедрина (1791-1830) и Карла Брюллова (1799-1852). Лоррен - первый пейзажист по преимуществу в европейском изобразительном искусстве, чье творчество отличалось мягкой поэтичностью, - много писал воду; уроки его живописи помогли Айвазовскому научиться видеть "душу" пейзажа. С. Щедрин был легендой в стенах петербургской Академии - с 1818 года он жил в Италии, где решительно порвал с академической традицией построения искусственно скомпонованного пейзажа. Он одним из первых стал писать с натуры, сделав требование работы на пленэре краеугольным камнем своей системы. Наконец, Брюллов воздействовал на нашего героя творчески и нравственно - во всех последовательно романтических произведениях Айвазовского звучит эхо "Последнего дня Помпеи"; для них характерно то же странное сочетание академической "сделанности" по известным (быть может, несколько скорректированным) классицистским правилам с романтической взволнованностью атмосферы.

Отметим, что влияние работ Щедрина на Айвазовского было, скорее, "отрицательным", нежели "положительным". Именно отталкиваясь от предложенных Щедриным принципов творчества, Айвазовский нашел себя. Пейзажи времен академической учебы художник еще пытался писать с натуры. Продолжил он эти попытки и в Италии. Впрочем, предоставим слово самому Айвазовскому: "Когда я уезжал в Италию, мне твердили все в виде напутствия - с натуры, с натуры пишите!.. Живя в Сорренто, я принялся писать вид с натуры с того самого места, с которого писал С. Щедрин. Писал я ровно три недели. Затем точно так же написал вид в Амальфи. В Вико написал две картины по памяти. Закат и восход солнца. Выставил все - и что же оказалось? Все внимание публики было обращено на фантазии, а эти проходили мимо как давно знакомые".

Этот парадоксальный опыт стал начальной точкой формирования собственной техники Айвазовского - в ее основу легла работа по памяти. В общем-то, это отвечало и его романтическим устремлениям, желанию передать в своих произведениях поэзию природы, которую он всегда остро чувствовал, и собственные чувства, сопровождающие тихое созерцание красоты. Разумеется, для этого нужно было обладать феноменальной памятью, чем, к счастью, Айвазовский был одарен от рождения. Этим стремлением диктовалась и "скоропись" художника - для того чтобы перенести на полотно непосредственное чувство, приходилось работать быстро и помногу, ибо при малейшем промедлении первоначальное очарование исчезало. По свидетельству современников, Айвазовский иногда писал по двенадцать часов кряду. "Корпеть над картиною целые месяцы - не могу", - признавался он.

Постепенно появлялись и более точные формулы его художественного вероисповедания. Цитируем наиболее известную из них: "Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам. Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину".

В таком подходе - да еще при легендарной плодовитости Айвазовского - таились опасности самоповторов. И эти опасности в большой мере реализовались. Уже в конце 1850-х годов заговорили о том, что живописец "исписался", а талант его иссяк. О том, что он перестал развиваться, а остановки в творчестве есть смерть для творца. Многие объясняли этот факт уединенностью феодосийской жизни художника, его неумением или нежеланием улавливать и воспринимать новейшие художественные веяния. Сказалась, видимо, и определенная ранняя "захваленность" мастера, на которую в Италии раздраженно указывал еще А. Иванов.

Айвазовскому приходилось отвечать на эти обвинения - словесными разъяснениями и новыми картинами. Надо сказать, что в оскорбленную позу он не встал - более того, многие из этих обвинений счел вполне мотивированными. "Я должен признаться, - писал художник, - что слишком рано перестал изучать природу с должной реальной строгостью, и, конечно, этому я обязан тем недостаткам и погрешностям против безусловной художественной правды, за которые мои критики совершенно обоснованно меня осуждают. Этого недостатка не выкупает даже та искренность, с которой я передаю мои впечатления, и та техника, которую я приобрел многолетней неустанной работой".

В конце концов, Айвазовский доказал, что на нем рано ставить крест. Он - в соответствии с требованиями современного реализма, вышедшего тогда на первые роли в русской живописи, - модернизировал манеру письма, не изменяя при этом своим интимным художественным предпочтениям и оставаясь в рамках той устоявшейся художественной системы, которую мы зовем миром Айвазовского. Художник заметно притушил палитру, поражавшую раньше своей безудержной (романтической!) яркостью и делавшей его работы излишне театральными. Он обратился к мягким соотношениям цветов, тонким переходам, почти монохромной живописи. Айвазовский специально выбирал для наблюдений хмурые дни, когда море не искрится всеми цветами радуги, а граница между водой и небом теряется в серой дымке и требует от художника, ее пишущего, искусного обращения с тончайшими полутонами. Расширилась и тематика его творчества - наряду с привычными морскими пейзажами у Айвазовского стали появляться "сухопутные" картины.

Такие вещи, как "Радуга", "Черное море" или "Среди волн", показали всем, что дарование художника вовсе не угасло, а открыло в себе "второе дыхание". Итог спорам, касающимся подлинности живописи Айвазовского, подвел выразивший общее мнение И. Крамской; "Айвазовский, - заявил он, - кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще".

 

 

« вернуться

Рейтинг 20 (Рейтинг - сумма голосов)
Голосовать
Еще файлов 558 из этого альбома
"Stormy Sea"
"Радуга" 1873 г.
"View of the Cost Near St. Petersburg"
"Вид Леандровой башни в Константинополе"
"Черное море"
"Морской берег"
"Портрет жены художника Анны Бурназян"
"Ледяные горы"
"Всемирный потоп"
"Дарьяльское ущелье"
"Побережье в Амальфи"
"Неаполитанский залив"
"Лазоревый грот"
"Девятый вал"
"Вид Леандровой башни"
"Утро на море"
"Бой в Хиосском проливе"
"Башни на скале у Босфора"
"Буря на Ледовитом океане"
"Бриг Меркурий после победы над турецкими судами"
"Радуга"
"Встреча брига "Меркурий" с русской эскадрой после поражения двух турецких кораблей"
"Маневры Черноморского флота в 1850 году"
"Ночь в Венеции"
"Чесменский бой"
"Башни на скале у Босфора"
"Буря у берегов Ниццы"
"Восход луны"
"Кавказские горы с моря"
"Константинополь при луне"
"Мельница на морском берегу"
"Туманное утро в Неаполе"
"Черное море"
"Кораблекрушение"
"Одесса ночью"
"Наваринский бой"
"Девятый вал"
"Малага"
"Камыши на Днепре близ местечка Алёшки!"
"Ледяные горы"
"Черноморский флот в Феодосии"
"Морской пролив с маяком"
"Буря на Ледовитом океане"
"Побережье в Амальфи"
"А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал"
"А.С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе"
"А.С. Пушкин на берегу Чёрного моря"
"А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца"
"Алушта"
"Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны"
"Афинский Акрополь"
"Аю-Даг в туманный день"
"Баржи у морского берега"
"Башни на скале у Босфора"
"Башня. Кораблекрушение"
"Берег моря"
"Берег моря ночью.У маяка"
"Берег моря.Туманное утро"
"Берег моря.Штиль"
"Берег Неаполя.Вид Везувия"
"Берег Ялты"
"Берега Далмации"
"Беспокойное море"
"Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 г."
"Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фехти-Буленд в Чёрном море 11 июля 1877 г."
"Большой рейд в Кронштадте"
"Босфор в лунную ночь"
"Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой"
"Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями"
"Бурное море" 1
"Бурное море" 2
"Бурное море" 3
"Бурное море ночью"
"Буря" 1
"Буря" 2
"Буря" 3
"Буря" 4
"Буря" 5
"Буря" 6
"Буря" 7
"Буря на Ледовитом океане"
"Буря на море" 1
"Буря на море" 2
"Буря на море" 3
"Буря на море" 4
"Буря на море" 5
"Буря на море" 6
"Буря на море лунной ночью"
"Буря на море ночью" 1849 г.
"Буря на море ночью" 1895 г.
"Буря на Северном море"
"Буря на Северном море" 1875 г.
"Буря на Чёрном море" 1873 г.
"Буря на Чёрном море"
"Буря над Евпаторией"
"Буря у берегов Ниццы"
"Буря у мыса Айя"
"Буря у скалистых берегов"
"Буря. Закат"
"Буря"
"Буря.Крушение иностранного корабля"
"Бухта Золотой Рог.Турция"
"Бушующее море" 1
"Бушующее море" 2
"В бурю"
"В бурю"
"В волнах"
"В Ливадии"
"Варяжская сага - путь из варяг в греки"
"Везувий"
"Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо"
"Венецианская ночь"
"Венеция"
"Венеция" 1844 г.
"Венеция" 1870-е
"Венчание поэта в Древней Греции"
"Ветряная мельница на берегу моря"
"Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца"
"Вечер в Крыму. Ялта"
"Вечер на море" 1871 г.
"Вечер на море"
"Вечер.На рейде"
"Взрыв Аркадионского монастыря на Крите в 1866 году"
"Взрыв корабля"
"Взрыв трёхмачтового парохода в Сулине 27 сентября 1877 года"
"Взятие русскими матросами турецкой лодки и освобождение пленных кавказских женщин"
"Взятие Севастополя"
"Вид Амальфи"
"Вид Амстердама"
"Вид Босфора"
"Вид в Крыму при закате солнца"
"Вид в Ореанде"
"Вид Венеции с лагуны при закате"
"Вид Венеции со стороны Лидо"
"Вид Вико близ Неаполя"
"Вид Гуниба"
"Вид из Ливадии"
"Вид Константинополя"
"Вид Константинополя при вечернем освещении"
"Вид Константинополя при лунном освещении"
"Вид Константинополя с Чамлича"
"Вид Крыма"
"Вид моря ночью"
"Вид моря с гор. Крым"
"Вид на Аю Даг"
"Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец"
"Вид на Везувий в лунную ночь"
"Вид на Венецианскую лагуну"
"Вид на взморье в окрестностях Петербурга"
"Вид на Золотой Рог"
"Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог"
"Вид на Москву с Воробьёвых гор"
"Вид на острове Капри"
"Вид Одессы в лунную ночь" 1
"Вид Одессы в лунную ночь" 2
"Вид Одессы с моря"
"Вид Петербурга"
"Вид приморского города"
"Вид приморского города вечером с зажжённым маяком"
"Вид Судакской бухты"
"Вид Тифлиса"
"Вид Тифлиса от Сейд-Абаза"
"Во время жатвы на Украине"
"Волга"
"Волга у Жигулёвских гор"
"Волна" 1
"Волна" 2
"Волы на перешейке"
"Восточная сцена"
"Восточная сцена.В лодке"
"Восход луны в Феодосии"
"Восход солнца в Феодосии"
"Восход солнца у берегов Ялты"
"Всемирный потоп"
"Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива"
"В тумане"
"Вход в Севастопольскую бухту"
"Гавань"
"Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент"
"Героиня Боболина с охотниками прорывается под градом выстрелов на катере сквозь турецкий флот"
"Гибель корабля Лефорт. Аллегорическое изображение"
"Гибель корабля. Крушение купеческого судна в открытом море"
"Гибель Помпеи"
"Гондольер на море ночью"
"Гора Арарат"
"Горящий корабль. Эпизод русско-турецкой войны"
"Гурзуф" 1
"Гурзуф" 2
"Гурзуф ночью"
"Данте указывает художнику на необыкновенные облака"
"Дарьяльское ущелье" 1
"Дарьяльское ущелье" 2
"Дарьяльское ущелье в лунную ночь"
"Двадцатишести-пушечный корабль в виду берега"
"Дворец дожей в Венеции при луне"
"Дворец Ка д-Ордо в Венеции"
"Девятый вал"
"Девятый вал"
"Десант в Субаши"
"Десант Н.Н. Раевского у Субаши"
"Дорога на Ай-Петри"
"Дороги от Млета до Гудаура"
"Дьявольское ущелье"
"Закат"
"Закат на море" 1
"Закат на море" 2
"Закат на море" 3
"Закат на море" 4
"Закат на море" 5
"Закат на море" 6
"Закат на море" 7
"Закат солнца в Малороссии"
"Закат солнца у крымских берегов"
"Закат солнца. Одинокий парусник"
"Закат. Мельница"
"Захват пароходом "Россия" турецкого военного транспорта "Мессина" на Чёрном море 13 декабря 1877 год"
"Заход солнца на море"
"Заход солнца на море"
"Золотой Рог"
"Золотой Рог"
"Золотой Рог. Босфор"
"Итальянский пейзаж"
"Итальянский пейзаж. Вечер"
"Кавказ"
"Кавказские горы с моря"
"Камыши на Днепре"
"Канонерка"
"Караван в оазисе. Египет"
"Каталикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина"
"Керчь"
"Конец бури на море"
"Контрабандисты" 1
"Контрабандисты" 2
"Кораблекрушение" 1
"Кораблекрушение" 2
"Кораблекрушение" 3
"Кораблекрушение" 4
"Кораблекрушение" 5
"Кораблекрушение" 6
"Кораблекрушение в Северном море"
"Кораблекрушение у Афонской горы"
"Кораблекрушение у берегов Гурзуфа"
"Кораблекрушение у скал"
"Кораблекрушение"
"Корабли в бурном море. Восход солнца"
"Корабли в ночной тишине" 1888 г.
"Корабли Колумба"
"Корабли на бушующем море"
"Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия"
"Корабль в бурю" 1887 г.
"Корабль в бурю"
"Корабль в бурю"
"Корабль в бурю"
"Корабль в море"
"Корабль Двенадцать апостолов"
"Корабль Императрица Мария во время шторма"
"Корабль у берега"
"Корабль"
"Кофейня в Крыму"
"Крейсер в море ночью"
"Крещение армянского народа. Григорий Просветитель (IV в)"
"Кронштадт. Форт Император Александр I"
"Кронштадтский рейд"
"Крушение корабля в бушующем море"
"Крушение корабля Ингерманланд в Скагерраке в ночь на 30 авг. 1842 г."
"Крым"
"Крымский берег"
"Крымский вид"
"Крымский вид. Аю-Даг"
"Крымский пейзаж с парусником"
"Купание овец"
"Купание овец"
"Лагуна"
"Лазоревый грот. Неаполь"
"Лед на Днепре"
"Ледяные горы в Антарктиде"
"Ливень в Судаке"
"Лиссабон. Восход солнца"
"Лунная дорожка" 1
"Лунная дорожка" 2
"Лунная ночь" 1
"Лунная ночь" 2
"Лунная ночь" 3
"Лунная ночь" 4
"Лунная ночь" 5
"Лунная ночь" 6
"Лунная ночь в Константинополе"
"Лунная ночь в Константинополе"
"Лунная ночь в Крыму"
"Лунная ночь в Крыму. Гурзуф"
"Лунная ночь на берегу моря в Крыму"
"Лунная ночь на Босфоре" 1894 г.
"Лунная ночь на Капри"
"Лунная ночь на море"
"Лунная ночь на Чёрном море"
"Лунная ночь на Чёрном море"
"Лунная ночь у взморья"
"Лунная ночь. Берег моря"
"Лунная ночь. Всадник"
"Лунная ночь. Купальня в Феодосии"
"Лунная ночь. Окрестности Ялты"
"Лунная ночь. Разбитый корабль"
"Лунная ночь. У родника"
"Малага. Морской пейзаж"
"Марина"
"Мельница на берегу моря"
"Мельница на берегу реки. Украина"
"Мельница"
"Минная атака катерами парохода Великий князь Константин турецкого броненосца Ассари-Шевкет на Сух"
"Море" 1
"Море" 2
"Море" 3
"Море" 4
"Море" 5
"Море" 6
"Море" 7
"Море в лунную ночь"
"Море на фоне гор"
"Море ночью"
"Море ночью"
"Море перед бурей"
"Море с кораблём"
"Море с кораблём". Этюд
"Море с розовым облаком"
"Море у скалистого берега"
"Море" 2
"Море" 2
"Море. Закат"
"Море. Коктебель"
"Море. Солнечный день"
"Море" 1
"Море" 2
"Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 г."
"Морское сражение при Ревеле 2 мая 1790 г."
"Морской берег" 1
"Морской берег" 2
"Морской берег" 3
"Морской берег. Волна"
"Морской берег. Крымское побережье у Ай-Петри"
"Морской берег. Прощанье"
"Морской бой"
"Морской вид" 1
"Морской вид" 2
"Морской вид" 3
"Морской вид" 4
"Морской вид" 5
"Морской вид" 6
"Морской вид" 7
"Морской вид" 8
"Морской вид при луне"
"Морской вид с часовней на берегу"
"Морской вид"
"Морской залив" 1
"Морской залив" 2
"Морской пейзаж" 1
"Морской пейзаж" 2
"Морской пейзаж" 3
"Морской пейзаж" 4
"Морской пейзаж" 5
"Морской пейзаж" 6
"Морской пейзаж" 7
"Морской пейзаж в Крыму"
"Морской пейзаж при луне"
"Морской пейзаж. Коктебель"
"Морской пейзаж"
"Морской пролив с маяком"
"Мхитаристы на острове св. Лазаря. Венеция"
"На берегу"
"На острове Крит"
"На рейде"
"Набережная восточного города"
"Наваринский бой"
"Наполеон на острове Святой Елены"
"Неаполитанский залив"
"Неаполитанский залив"
"Неаполитанский залив в лунную ночь"
"Неаполитанский залив в лунную ночь"
"Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий"
"Неаполитанский залив в туманное утро"
"Неаполитанский залив ночью"
"Неаполитанский залив ранним утром"
"Неаполитанский залив утром"
"Неаполитанский залив утром"
"Неаполитанский залив. Вид Везувия"
"Неаполитанский маяк"
"Неаполь в лунную ночь. Везувий"
"Нева"
"Ниагарский водопад"
"Ниагарский водопад"
"Ночной Константинополь"
"Ночной пейзаж. Венеция"
"Ночь"
"Ночь в Амальфи"
"Ночь в Венеции"
"Ночь в Крыму"
"Ночь в Крыму. Вид на Аю-Даг"
"Ночь на море" 2
"Ночь на море"
"Ночь на Украине"
"Ночь на Чёрном море"
"Ночь на Чёрном море"
"Ночь. Голубая волна"
"Ночь. Трагедия в Мраморном море"
"Облака над морем. Штиль"
"Облако над тихим морем"
"Обоз в степи"
"Обоз чумаков"
"Овцы"
"Овцы на пастбище"
"Овцы, загоняемые бурею в море"
"Одесса"
"Одесская гавань. Черное море"
"Океан"
"Окрестности Ялты ночью"
"Осада Севастополя"
"Остров Иския"
"Остров Крит"
"Остров Патмос"
"От штиля к урагану"
"Отара овец"
"Отара овец в бурю"
"Пётр I при Красной горке. зажигающий костёр для сигнала гибнущим судам своим"
"Парусник"
"Парусник в бурю"
"Парусник в море"
"Парусник в море"
"Парусник у берегов Крыма в лунную ночь"
"Пейзаж с Везувием"
"Пейзаж с ветряными мельницами"
"Пейзаж с парусником"
"Пейзаж со шхуной"
"Первый поезд в Феодосии"
"Перед Алупкой в Крыму. Лодка в море"
"Перед боем. Корабль Константин"
"Переход евреев через Красное море"
"Петербург. Переправа через Неву"
"Петергоф. Вид на большой каскад"
"Пирамиды"
"По дороге в Ялту"
"Побережье в Альмафи"
"Порт ла Валетта на острове Мальта"
"После бури"
"После бури. Восход луны"
"После бури"
"После кораблекрушения"
"Приближение бури"
"Прибой"
"Прибой"
"Прибой"
"Прибой"
"Прибой у берегов Крыма"
"Прибой у крымских берегов"
"Приезд Петра I на Неву"
"Приморский город. Вид Ялты"
"Пристань в Феодосии" 1856 г.
"Пристань в Феодосии. Середина 19 в."
"Прощание"
"Прощание"
"Прощание А.С.Пушкина с морем"
"Путешествие Посейдона по морю"
"Пушкин на берегу Черного моря"
"Радуга"
"Ревель"
"Река Аракс и Арарат"
"Река Риони. Грузия"
"Русская эскадра на Севастопольском рейде"
"Русский и французские фрегаты"
"Рыбаки на берегу моря"
"Свадьба на Украине"
"Свеаборг"
"Севастополь"
"Севастопольский рейд"
"Сжатое поле. Закат"
"Сигнал бури"
"Синопский бой 18 ноября 1853 г. Ночь после боя"
"Синопский бой"
"Скалистый остров"
"Скалы в тумане"
"Смольный монастырь"
"Смольный монастырь. Закат солнца"
"Смотр Черноморского флота в 1849 г."
"Солнечный день"
"Сотворение мира"
"Сошествие Ноя с горы Арарат"
"Спасающиеся от бури"
"Спасающиеся от кораблекрушения"
"Спокойное море"
"Среди волн"
"Старая Феодосия"
"Старая Феодосия"
"Стычка ширванцев с мюридами на Гунибе"
"Суда на рейде"
"Сцены из каирской жизни"
"Трапезунд с моря"
"Трапезунд с моря"
"Тройка в степи"
"Туманное утро в Италии"
"Туманное утро"
"У берегов"
"У берегов Ялты"
"У берегов Ялты"
"У крымских берегов"
"Украинский пейзаж с чумаками при луне"
"Ураган"
"Ураган на море"
"Утро"
"Утро в Неаполитанском заливе"
"Утро на берегу залива"
"Утро на море"
"Утро на море"
"Утро на морском берегу. Судак"
"Утро после бури"
"Утро. Морской залив"
"Феодосия. Восход солнца"
"Феодосия. Закат солнца"
"Феодосия. Лунная ночь"
"Феодосия. Лунная ночь"
"Финский залив"
"Флот в виду Севастополя"
"Фрегат на море"
"Фрегат под парусом"
"Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 г."
"Хождение по водам"
"Хождение по водам"
"Штиль на море"
"Христофор Колумб"
"Цепи Кавказских гор. Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру, на Каспийском море" спийском море 1869
"Часовня на берегу моря"
"Чёрное море. На Чёрном море начинает разыгрываться буря"
"Часовня на берегу моря"
"Черноморский флот в Феодосии"
"Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 г."
"Чесменское сражение"
"Чумаки в Малороссии"
"Чумаки на отдыхе"
"Штиль"
"Штиль"
"Штиль на море"
"Штиль на море"
"Штиль. Вид Капри. Средиземное море"
"Шторм"
"Шторм. Парусник"
"Эскадра Черноморского флота перед выходом на Севастопольский рейд"
"Южная ночь. Крым"
"Ялта" 1
"Ялта" 2
"Ялта" 3
"Ялта" 4
"Ялта. Горы ночью"
"Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции"
"Севастополь"
"Шторм"
"Лунная ночь"
"Полнолуние"
"Прибрежный пейзаж с кораблями"
"Вид Феодосии"
"Морской пейзаж"
"Морской пейзаж с лодкой"
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться
Кадастровый план
Яндекс цитирования