О проекте

Партнеры

Я ищу:

Музыка / Музыка народов России / Белорусская музыка

 

БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА

 

Истоки белорусской музыкальной культуры восходят к музыке восточно-славянских племён, к общей для русского, украинского и белорусского народов культуре Киевской Руси. Древнейший песенный фольклор включает песни календарно-земледельческие (колядки, щедровки, масленичные, весенние, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, осенние) и семейно-обрядового циклов; распространены хороводные, игровые, плясовые песни. Для них характерны женская традиция исполнения, приуроченность ко времени или обстоятельствам, наличие устойчивых мелодических формул, присущих определённому жанру и общих для группы текстов, мелодическая вариантность, узкообъёмные диатонические лады. Песни преимущественно одноголосные, в некоторых местностях бытует гетерофония. Основные типы напевов: декламационный (с чётким ритмом) и распевно-импровизационный.

В 14-17 вв. сложились чумацкие, бурлацкие, казацкие (мужские), а также любовно-лирические, шуточные песни. Им свойственны расширение диапазона, в основном до октавы, ведущая роль мелодического начала, развитое многоголосие (преобладает пение "с подводкой" - солирующим верхним голосом). В 19 в. появились батрацкие, рабочие, революционные песни, т. н. литературные (на слова профессиональных поэтов), частушки. В современном фольклоре наиболее значительны партизанские песни.

Среди инструментов: духовые - дудка, парная дудка, жалейка, кларнет, гармоника; струнные - скрипка, цимбалы, балалайка; ударные - бубен, барабан, тарелки, треугольник. Развито традиционное инструментально-ансамблевое исполнительство. Вышли из употребления дуда басетля, колёсная лира, цитра, пастушеские трубы. Среди народных музыкантов: певцы - А. Венгура, С. Дубейко, А. Коренчук, Т. Лопатин, А. Монич, З. Хворост, Я. Швед; инструменталисты - М. Глушень, К. Зебров, А. Свиридович, В. Швед, М. Шкадун. Жнивная песня. Из сборника З. Я. Можейко "Песенная культура белорусского Полесья" (Минск, 1971, с. 173). Свадебная песня. Верхнедвинский район. Из сборника Л. С. Мухаринской "Белорусская народная песня" (Минск, 1977, с. 206).

Носителями светской профессиональной традиции были скоморохи. В православной церковной музыке к 15 в. сложился местный тип знаменного распева. В музыкальной культуре 2-й пол. 16 - нач. 17 вв. преломились ренессансные тенденции и идеи Реформации, получившие широкое распространение в Белоруссии. В качестве основы многих произведений использовались протестантские гимны. В 17 в. утвердилось партесное пение (хоровые концерты, псальмы). В спектакли народного кукольного театра батлейки, интермедии школьного театра включались песни, танцы, инструментальные наигрыши.

Во 2-й пол. 18 в. центрами музыкальной культуры стали крепостные театры и капеллы при дворах польско-белорусских магнатов. С нач. 19 в. музыкальная жизнь концентрируется преимущественно в городах - Минске, Витебске, Гродно, Могилёве. Создаются городские оркестры, ставятся любительские спектакли (театральный кружок во главе с драматургом В. И. Дуниным-Марцинкевичем; на его либретто в Минске была поставлена комическая опера "Селянка" Монюшко и др.); большое значение придавала музыке Первая белорусская театральная труппа И. Т. Буйницкого (нач. 20 в.), в работе которой участвовали польский композитор Л. Роговский, литовский композитор С. Шимкус.

С 1880-х гг. создаются музыкальные общества. С 19 в. ведётся изучение белорусского музыкального фольклора. На белорусских мелодиях основаны сочинения пианиста и композитора А. И. Абрамовича. Первая нотная публикация народной песни - "Купала на Ивана" ("Виленский вестник", 1817). Собирание и изучение белорусского народно-песенного фольклора поставил на научную основу Н. А. Янчук. После Октябрьской революции 1917 и образования БССР открыты народные консерватории в Витебске, Минске, Гомеле, Бобруйске (1918-21), преобразованные затем в музыкальные техникумы и школы. Основаны Белорусский музыкальный техникум в Минске (1924), на базе которого в 1930 создана Белорусская студия оперы и балета (с 1933 Белорусский театр оперы и балета), Государственный симфонический оркестр БССР (1927), Государственный народный оркестр БССР (1930), СК БССР (с 1932 входил в Союз писателей БССР, с 1938 самостоятельная организация), Белорусская консерватория (1932), Белорусская филармония (1937). В 1940 организован Белорусский ансамбль песни и танца под pyководством Г. Р. Ширмы (с 1955 Государственная академическая хоровая капелла БССР).

Среди исполнителей 20-30-х гг.: симфонические и хоровые дирижёры М. В. Анцев, И. А. Гитгарц, В. В. Терравский, М. Э. Шнейдерман; пианист и дирижёр Г. Н. Петров, скрипач и дирижёр А. Л. Бессмертный; цимбалисты И. И. Жинович, С. М. Новицкий, X. И. Шмелькин; певцы Л. П. Александровская, Л. Ф. Алексеева, А. Д. Арсенко, И. М. Болотин, В. Ф. Волчанецкая, М. И. Денисов, С. Ю. Друкер, П. И. Засецкий, В. М. Малькова, Р. В. Млодек.
В 20-е гг. закладываются основы профессиональной композиторской школы: симфониетта Н. Н. Чуркина (1925, первое белорусское симфоническое произведение); фортепьянный квинтет (1925) и циклы романсов Н. И. Аладова; 1-я симф. Е. К. Тикоцкого (1927); хоры и массовые песни Анцева, А. Е. Туренкова, И. И. Любана. Постановки опер "Михась Подгорный" Тикоцкого, "В пущах Полесья" А. В. Богатырёва (обе - 1939), "Цветок счастья" Туренкова (1940), балета "Соловей" М. Крошнера (1939) положили начало национальному музыкально-сценическому репертуару. Были достигнуты успехи в симфоническом (Аладов, В. А. Золотарёв), вокально-симфоническом (Аладов, А. В. Богатырёв), фортепьянном  (А. К. Клумов) жанрах, в области массовой песни (Любан, В. А. Ефимов, С. В. Полонский, Н. Ф. Соколовский).

В Великую Отечественную войну 1941-45 главной темой творчества белорусский композиторов становится героическая борьба советского народа против фашистских захватчиков. Среди сочинений: опера "Алеся" (1944, Минск) и 2-я симфония Тикоцкого, 2-я симфония Г. К. Пукста, симфония-баллада "В суровые дни" Аладова, кантата "Белорус. партизанам" и фортепьянное трио Богатырёва.

С конца 1940-х гг. одно из первых мест занимает жанр симфонии (Тикоцкий, Аладов, А. В. Богатырёв, П. П. Подковыров, Пукст, Е. А. Глебов, Л. М. Абелиович, Г. М. Вагнер, Ф. Д. Пыталев, А. Ю. Мдивани, В. А. Войтик, Л. К. Захлевный). Развитие инструментального концерта связано с именами Подковырова, А. В. Богатырёва, Абелиовича, Э. М. Тырманд, Вагнера, Д. Б. Смольского, Г. Ф. Суруса, Мдивани, Войтика, Э. Б. Зарицкого, Г. К. Гореловой. В 40-80-х гг. получают признание оперы Д. А. Лукаса, Тикоцкого, А. В. Богатырёва, Вагнера, Ю. В. Семеняко ("Новая земля", 1982), С. А. Кортеса ("Джордано Бруно", 1977), Смольского, балеты Золотарёва, Вагнера ("Свет и тени", 1963), Глебова ("Тиль Уленшпигель", 2-я редакция 1978) и др.

В 1970-е гг. зарождается белорусская оперетта ("Павлинка" Семеняко, 1973; "Нестерка" Суруса, 1979). В жанре кантаты работают А. В. Богатырёв ("Белорусские песни", 1967), Аладов, И. И. Кузнецов, Семеняко, Захлевный, Войтик. В 60-80-х гг. общественно значимые темы воплощаются в ораториях Глебова ("Колокола", 1968), Смольского ("Поэт", 1980), Кортеса ("Памяти поэта", 1972), Войтика ("Памяти Хатыни", 1973), А. В. Богатырёва ("Битва за Беларусь", 1985), К. Д. Тесакова, Мдивани ("Вольность", 1975), В. В. Дорохина, Л. К. Шлег ("Реквием", 1984).

Жанры камерной музыки занимают значительное место в творчестве А. В. Богатырёва, Подковырова, Абелиовича, Тырманд, Смольского, Кортеса, Дорохина, Гореловой. Авторы хоровой музыки - А. В. Богатырёв, В. В. Словников, Кузнецов, Тырманд, Мдивани; песен - Соколовский (автор Гос. гимна БССР), Словников, Семеняко, И. М. Лученок, Э. С. Ханок, В. И. Будник, Захлевный, В. К. Иванов.

Среди исполнителей: дирижёры - нар. арт. СССР Я. А. Вощак, И. И. Жинович, нар. арт. БССР М. А. Козинец, Т. М. Коломийцева. Л. В. Любимов, заслуженный деятель искусств БССР И. С. Лбрамис, Ю. М. Ефимов, Л. П. Лях, В. А. Мошенский; хоровые дирижёры - народные артисты СССР Г. И. Цитович, Г. Р. Ширма, народные артисты БССР М. П. Дриневский, А. П. Когадеев, В. В. Ровдо; певцы - народные артисты СССР Н. Д. Ворвулев, С. Ф. Данилюк, Т. Н. Нижникова, А. М. Савченко, Н. А. Ткаченко, народные артисты БССР      З. И. Бабий, Л. Ф. Бражник, Н. В. Гайда, Л. И. Галушкина, А. М. Генералов, В. И. Глушаков, Л. И. Златова, М. А. Зюганов, Я. Ф. Петров, И. П. Сайков, Н. Н. Сердобов, И. Д. Сорокин, В. М. Чернобаев, И. С. Шикунова, Т. И. Шимко, В. Л. Вуячич, В. Г. Мулявин; скрипач народный артист БССР Л. Д. Горелик; пианист народный артист БССР С. Л. Толкачёв.

Среди музыковедов и фольклористов - Г. С. Глущенко, Т. А. Дубкова, В. И. Елатов, Л. Ф. Костюковец, Г. Г. Кулешова, А. Б. Ладыгина, З. Я. Можейко, Л. С. Мухаринская, И. Д. Назина, И. Г. и С. Г. Нисневичи, Б. С. Смольский, К. И. Степанцевич, Г. И. Цитович, Г. Р. Ширма, Т. А. Щербакова, Н. Н. Юденич.

В БССР работают (1987): Белорусский театр оперы и балета (1933); Белорусский театр музыкальной комедии (1970); Белорусская филармония (1937); Государственный академический симфонический оркестр БССР (1927), Государственный народный оркестр БССР (1930), камерный оркестр (1968), ансамбль старинной музыки "Кантабиле", Государственная академическая хоровая капелла БССР (1940), Государственный академический народный хор БССР (1952), Государственный ансамбль танца БССР (1959), Государственный ансамбль танца Беларуси под управлением В.Дудкевича, хор (1931) и оркестр (с 1958 концертно-эстрадный, с 1975 эстрадно-симфонический, с 1979 симфонический) Белорусского ТВ и радио, Ансамбль песни и танца Белорусского военного округа (1938), вокально-инструментальные ансамбли "Песняры", "Верасы"; Белорусская консерватория (1932), 11 музыкальных училищ, около 330 детских музыкальных школ. Смольский Б. С., Белорусский музыкальный театр, Минск, 1963; Кулешова Г. Г., Белорусская советская опера, Минск, 1967; Нисневич И., Нисневич С., Очерки по истории советской белорусской музыкальной культуры. Л.-М., 1969; Можейко З., Песенная культура белорусского Полесья, Минск, 1971; её же, Календарно-песенная культура Белоруссии, Минск, 1985; История музыки народов СССР, т. 1-4, М., 1970-72; Дубкова Т. А., Беларуская симфония, MIHCK, 1974; Костюковец Л. Ф., Каитовая культура в Белоруссии, Минск, 1975; История белорусской музыки, М., 1976; Цитович Г. И., О белорусском песенном фольклоре. Избранные очерки, Минск, 1976; Мухаринская Л. С., Белорусская народная песня. Историческое развитие, Минск, 1977; Назина И. Д., Белорусские народные музыкальные инструменты. Самозвучащие, ударные, духовые. Минск, 1979; ее же. Белорусские народные музыкальные инструменты. Струнные, Минск, 1982; Масленiкаdа В. П., Музычная адукацыя у Беларусi Мiнск, 1980. Е. Л. Соломина.

 

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

 

 

 

Белорусская музыка до 20 века

 

 

 

Музыка этого времени сложилась как искусство, объединяющее в себе профессиональное, любительское музицирование и фольклор. В Беларуси она проявилась в виде творчества княжьих певцов-исполнителей и сочинителей песен. Наиболее ярким отражением светской музыкальной культуры этой эпохи стало древнее искусство скоморохов и традиция скоморошества

Период X-XIII вв. Средневековье. Возникновение музыки, скоморохи.
Скоморох – это странствующий актер, соединяющий в одном лице певца, музыканта, актера, акробата, дрессировщика.

На территорию Беларуси скоморошество пришло из России, получило большую популярность. Первое упоминание о скоморохах относится к 1068 г. А в XVII веке в Сморгони существовала даже специальная школа скоморохов и дрессировщиков медведей, основанная князьями Радзивиллами.

Творчество скоморохов демонстрирует возможность сочетания в одном разных видов искусства – музыки, танца, пантомимы, театра, цирковых номеров. Представления скоморохов всегда собирали большое количество людей, были рассчитаны на яркий и броский внешний эффект. Главное направление в скоморошестве – смех и сатира.  Искусство скоморохов дало основу для развития зрелищных искусств – театра, оперы.

Музыка, которая звучала на представлениях скоморохов, была самой разной – шуточные песни, импровизации, частушки и. т. п. Ее роль довольно значительна:

  • создание праздничной атмосферы;
  • отражение характеров и поступков персонажей;
  • объединение разных номеров в один цельный спектакль.

    Ренессанс (Возрождение) XIV- 1пол.XVI вв.  Музыка периода Ренессанса получает широкое развитие и распространение. Это связано с оживлением жизни в крупных городах, организацией придворных капелл  по европейскому образцу. Двор великиго князя и столичная жизнь становятся примером для других княжеств, поднимая культурный уровень в Полоцком, Витебском, Менском княжествах.

Формы  музыки периода связаны с распространением рыцарских орденов, рыцарской культуры на территории Беларуси. Соответствующие были и жанры – новеллы, баллады, танцевальные песни, провозглашавшие любовь к даме сердца, рыцарские подвиги. 

Большую популярность получает органная и особенно лютневая музыка.

 

 

Лютня – старинный щипковый музыкальный инструмент, популярный в Европе XV-XVII ст. Является предшественником гитары.

 

Сочинения для лютни являются обработками народных танцев западно-европейских (куранта, сарабанда) и славянских. Наибольший вклад в лютневую музыку внесли Войцех Длугарай и Криштов Клабан – композиторы из Гродно. 

 

Барокко 2 пол. XVI – 1 пол .XVIII вв.

Интенсивное развитие на территории Беларуси получает театральное искусство, которое развивается как в народном творчестве, так и в учебных заведениях (школах). Самое широкое распространение получил театр батлейка.

 

 

Батлейка – вид старинного кукольного театра, в котором ставились спектакли в основном на библейский сюжет. Сам театр был в виде ларца или дома, состоял обычно из 2 ярусов. Верхний ярус символизировал «небо», «рай». На этом ярусе разыгрывались эпизоды, связанные с рождением Христа, раскаянием Адама и Евы перед Богом (1 часть спектакля). Нижний ярус – «земля», «ад», связанный с деяниями царя Ирода, трагической кончиной (также 1 часть) и комическими сценами из народной жизни (2 часть). Основные персонажи театра – Царь Ирод, Антон с козой и Антониха, Мужик Матей и Доктор, Франт Поляк с Паненкой. Куклы для театров были деревянными, тряпичными, могли крепиться к нижней части или быть на веревочках, одеваться на руки батлейщикам.

Музыка в батлейке так же отражала двухчастность, где 1 часть связана с вокально-хоровой культурой (возвышенные, религиозные песнопения), а во 2 части звучали народные танцевальные мелодии.

Вместе с народным театром развивается еще один вид театра – школьный.
 

Школьный театр - это вид драматического театра, постановки в котором осуществлялись силами учеников, а авторами текстов и музыки были педагоги. Школьные спектакли шли в конце года и на праздники. Они носили воспитательный характер, решали моральные проблемы, призывали учиться, возвышали науки, осуждали пороки, предательство и коварство, высмеивалось невежество.

Функция музыки в таких театрах – вспомогательная, номера – сольные, хоровые, в жанре канта, инструментальные. Неотъемлемая часть спектакля – балет, который усиливал зрелище. Балет был в виде неторопливых движений хористов, которые составляли разные геометрические фигуры.

Школьная сцена стала звеном между театральной культурой прошлого и базой для ее дальнейшего развития.

 

Классицизм 2 пол. XVIII ст. Школьная опера, частные капеллы и оркестры.

Развитие музыкальной культуры 2 пол. XVIII ст. происходило в основном в городской среде. Она несла в себе: -

традиционные явления и жанры прошлых столетий (напр. школьный театр);

 

 

 
- новые традиции (образование частных капелл и театров).

 

Школьная опера – строится на принципах, идеях и персонажах школьных театров, но действует, основываясь на музыкальном воплощении смысла произведения.

До нас дошел единственный пример школьной оперы – это комическая опера Рафаэла Вардоцкого «Апполон-законодатель или Реформированный Парнас» (либретто М. Тетерского).

Впервые опера была поставлена в одной из гимназий доминиканского коллегиума в 1789 г.
  • основная идея оперы – борьба и победа бога музыки Апполона и его помощников (Орфей, Гомер, Теокрит, Эзоп) с необразованностью и невежеством Сильвана, Бахуса, Плутуса и др.
  • положительные герои (Апполон и его окружение) характеризуются музыкой светлых, лирических, торжественных тонов. “Антигерои” пародируются, высмеиваются в сатирической форме.
  • инструментальное сопровождение играет роль не только аккомпанемента, но и роль самостоятельных эпизодов.
  • значительна роль хоров – выступает между актами, разделяет оперу на разделы. 

 

Частные музыкальные театры – являются важнейшим элементом культурной жизни общества и в развитии музыкальных традиций Беларуси. Основные черты частных театров:

¾    связь с традициями европейских театров;
¾    деятельность в них крупнейших европейских музыкантов;
¾    высокий профессиональный уровень актеров.

В этой области наиболее знаменит Несвижский театр Радзивиллов, который начал действовать с конца 1740-х годов. Репертуар театра был самый разнообразный: это пьесы Уршулы Радзивила (“Остроумная любовь”, “Игры Фортуны”, “Золото в огне” и др.), симфонии А.Крейслера и др. европ. композиторов.

 
Частные капеллы и оркестры – стали результатом распространения светской музыки во владения дворян и магнатов. Особенности:
¾    организации концертов, участие в городских праздниках;
¾    высокое мастерство исполнителей.
Наиболее крупные капеллы – Слонимская и капелла Тизенгауза.

На высокий уровень выходит любительское музицирование, пример тому – творчество Михаила Казимира Огиньского (1728-1800) и Матея Радзивилла (1751-1821).

М.К. Огиньский, вокальный цикл “К Касе”; М.Радзивилл “Дивертисмент”. 

 

Эпоха РомантизмаXIXв. Является одной из самых ярких в истории развития музыкальной культуры Беларуси. Это эпоха подъема народных масс за национально-демократическое определение Беларуси. На первый план выступают идеалы народности. Музыкальная жизнь оживляется:

·         открытие оркестра в Минске под управлением В.Стефановича, оркестров в Витебске и Бресте;
·         организация первых частных пансионов и гимназий, где преподавалась музыка;
·         активная концертная деятельность известных артистов.

Это время выдвижения целой группы музыкантов-профессионалов высокого уровня – Наполеона Орды, Станислава Монюшко, Михаила Ельского, Михаила Клеофаса Огиньского.

Наполеон Орда (1811-1887) – музыкант-теоретик, автор «Грамматики музыки», композитор – более 20 полонезов, множество мазурок, песен, полек, серенад. Один из самых активных участников восстания Т. Костюшко 1830 г.

Станислав Монюшко (1819-1872) – крупный музыкант и общественный деятель, автор 15 опер, более 400 романсов и песен, создатель национальной классической оперы «Галька». 

Михаил Ельский (1831-1904) – выдающийся мастер скрипичного искусства, композитор – 2 скрипичных концерта, фантазия на темы польских народных мелодий, фантазия «Весна», концертные мазурки «Воспоминание о Варшаве», «Воспоминания о Вильно», «Танец духов», полонезы и др

Михаил Клеофас Огиньский (1765-1833) – политический деятель, композитор, стоявший у истоков польского и белорусского романтизма. Творческое наследие невелико: марши и боевые песни, опера «Зелида и Валькур или Бонапарт в Каире», романсы и песни (17), польские танцы для фортепиано (более 20 полонезов, мазурки), менуэты, вальсы. 

Белорусская музыкальная культура до XX века долгое время не изучалась и не была известна. В книгах периода 70-х – 80-х годов XX ст.Развитие музыкальной культуры 2 пол. XVIII ст. происходило в основном в городской среде. Она несла в себе: - традиционные явления и жанры прошлых столетий (напр. школьный театр) рассказ о белорусской музыке начинался только с 1917 г. Благодаря исследователям, обнаружились целые архивы и библиотеки неизвестной белорусской музыки более ранних периодов. Оказалось, что эта музыка развивалась на протяжении многих веков. Она открыла нам новые имена композиторов, творчество которых мы можем изучать сегодня.

 

Этапы развития церковной музыки

Белорусская церковная музыка является частью восточно-славянской духовной культуры. Ее развитие до XX века прошло несколько этапов, связанных с историческими и политическими событиями на территориии Беларуси.

Средневековье (985-1245 гг.).Музыка Византийской традиции.  Этот этап характеризуется проникновением в Беларусь двух культурных традиций – церковных обрядов Константинополя(православие) и Балтики(католицизм). Исследователи отмечают, что музыка этих традиций была не только хорошо освоена, но и  изменена под влиянием национальной белорусской музыки. Результатом соединения византийской и славянской традиций стал знаменный распев. Для него характерно: 

1) запись музыкальных звуков с помощью определенных символов – «знамён», крючков (отсюда и название распева);
2) исполнение в унисон и без музыкального сопоровождения;
3) небольшой состав певчих, мужские тембры голосов (обычно – бас, баритон);
4) мелодическая линия широкая, распевы внутри слогов текста, свобода мелодии, нет хроматизмов;
5) нет деления на такты, ритм свободный;
6) анонимность авторов.

Яркий пример знаменного распева - «Песнопения про Ефросинью Полоцкую» - сборник хоровых и сольных песнопений, посвященный первой белорусской просветительнице. Время написания ХII – XVIII вв. В основе сборника – текст «Житие Ефросиньи Полоцкой» на старославянском языке. Характер музыки – торжественный, просветленный, сдержанный, иногда суровый.  Про Ефросинью.

Период Великого княжества Литовского (1245-1569 гг.). Ренессанс на белорусских землях. Православная традиция в церковной музыке.

Эпоха Ренессанса имела кардинальное значение для развития профессиональной музыкальной культуры Беларуси. Это эпоха формирования новых форм, жанров и стилей в музыке. Белорусские города становятся притягательны как для приезжих музыкантов, так и для славянских профессионалов. На белорусской земле работают Цыпрыян Базылик, Вацлав из Шамотул (Брест),Криштов Клабан, Войцех Длугарай (Гродно), венецианский лютнист-виртуоз Диамед Като, лютнист из Венгрии Валентин Бакфарг. Главным центр, вокруг которого разворачивалось музыкальное искусство, был храм. Именно духовная музыка стала центральным жанром в творчестве композиторов.

Православная музыка: переплетение белорусской, византийской традиции с музыкой обряда с Запада. В результате этого произошли изменения: -появление разных вариантов мелодий к тексту  -расширение диапазона мелодии (больше кварты);
                                                                                                                              

Образец православной музыки эпохи Ренессанса – «Супрасальский ирмологион». Сборник создавался в местечке Супрасаль в Польше, в монастыре, монахом Богданом Анисимовичем. «Супрасальский ирмологион» - это собрание церковных гимнов, содержащее весь цикл белорусской литургической музыки – вечерние и утренние службы, напевы для церковных праздников. Супрасальские распевы близки старому знаменному распеву. Главная особенность – исчезают знамёна, крючки. Вместо них появляются ноты квадратной формы и применяются пять линеек для записи нот,  напева из Супрасальского ирмологиона. 

Белорусское барокко (1569-1700 гг.). Католическая традиция. В период позднего Ренессанса рождается стиль, оставивший заметный след в развитии культуры и искусства Беларуси – барокко. Первым памятником барокко в Беларуси стал костел Божьего тела в Несвиже.

На смену принципам гармонии Ренессанса пришло искусство бурное, построенное на контрастах, чуткое к реальному миру и тесно связанное с ним. Духовное открытие барокко – показ многосторонней личности человека, вовлеченного в круговорот окружающего мира.

Духовная музыка периода белорусского барокко развивалась в лоне четырех христианских конфессий – православной, католической, протестантской, униацкой.

Музыкальное развитие на этом этапе связано прежде всего с распространением жанра канта.

*Кант (лат. cantus – пение) – жанр многоголосной песни в России, на Украине и в Беларуси  на светский или религиозный сюжет. Для кантов характерны куплетная форма, трехголосное пение, где два верхних голоса двигаются параллельно, а басовый создает гармоническую опору. Кант на религиозный сюжет называется псалом.

Основные черты жанра канта:
1) создавались обычно в духовных, реже светских учебных заведениях;
2) авторы – священники, профессора, студенты;
3) истоки – от древних гимнов и торжественных песнопений языческого мира;
4) разнообразие тематики;
5) отсутствие сопровождения.

Период упадка (1700-1880 гг.). В связи с окончательным присоединением Беларуси к Российской империи возрастает русское влияние на белорусскую церковную музыку.  Происходит зарождение новых церковных напевов (минского, жировичского, вилейского), которые носят отпечаток чуждого сентиментального стиля. Этот период характерен также и распадом, уничтожением униацкой церкви на территории Беларуси в начале XIX века.

Возрождение (1880-…). Пробуждение белорусской национальной и культурной жизни во второй половине XIX века имело сначала слабый отзвук в церковной музыке. Возглавил национальное возрождение в сфере церковной музыки Микола Равенский (1896-1953)*. В своих поисках белорусского, которое могло бы заменить придворный московский стиль, Равенский обратил внимание на богатое наследие белорусской народной музыки.

*Микола Равенский родился в деревне Капланцы Минской области. Учился в Московской консерватории, работал дирижером в Белорусском драматическом театре им. Я. Купалы. Был педагогом в Минском музыкальном техникуме, профессором Белорусской консерватории, руководителем хора. Активно работал над собиранием народных песен. В своем творчестве Равенский стремился приспособить простые народные мелодии к литургическим текстам. Литургическое музыкальное наследие композитора: Церковные молитвы – «Херувимская», «Символ веры», «Отче наш»; литургия Св. Яна Златоуста и др. сочинения.

Вслед за Равенским, ведущей фигурой в национальной школе церковной музыки становится Микола Курилович (1897-1969). Он является продолжателем традиций Равенского в этой области. Фольклорные мотивы и песнопения XVII века легли в основу его “Літургіі”, “Вялікодным каноне” и др. литургических произведений.

 Главным представителем церковной музыки в Западной Беларуси этого периода остается Антон Михайлович Волынчик (1896-1985).  Значительный вклад в национальный репертуар внес уроженец Гомеля, ученик А.Туренкова Николай Бутома (1905-1983), написавший более 400 церковных песнопений.


Белорусские композиторы

Абрамович Антон

Богатырев Анатолий Васильевич

Глебов Евгений Александрович

Голанд Ян Давид
Горелова Галина Константиновна
Ельский Михал Карлович
Ельский Кароль
Исхакбаева Шушано Авнеровна
Концкий Аполинарий
Короткина Анна
Литвиновский Александр Федорович
Лыбин Дмитрий Витальевич
Марцинкевич Камилла

Орда Наполеон
Ращинский Александр
Сонин Олег Борисович
Тесаков Ким Дмитриевич
Шлег Людмила Карповна

 

Алфавитный поиск по автору
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


Альбом Старинная белорусская музыка
Автор: Ивасив Александр Иванович

Музыка народов России / Белорусская музыка

   Старинная белорусская музыка   Пьесы из Виленского табулатурного сборника 1600 года.Полацкі сшытак - сборник бытовой музыки анонимных авторов XVII в.  Михал Ельский (1831-1904) Кароль Ельский Камилла Марцинкевич Антон Абрамович  &nb ...

Ивасив Александр
04 апреля 2012
Ивасив Александр
Альбом Старинная белорусская музыка

"Эпиталама" (отрывок). Оркестр Беларуского радио, дир. А. Лапунов
Автор: Тесаков Ким Дмитриевич

Музыка народов России / Белорусская музыка
Ивасив Александр
04 апреля 2012
Ивасив Александр
"Эпиталама" (отрывок). Оркестр Беларуского радио, дир. А. Лапунов

Альбом Ансамбль В. Дудкевiча
Автор: Ивасив Александр Иванович

Музыка народов России / Белорусская музыка

     Государственный ансамбль танца Беларуси под управлением В.Дудкевича  Государственный ансамбль танца Беларуси является ведущим хореографическим коллективом, который за 50 лет своего существование приобрел всемирную известность. Прославленному коллективу устраив ...

Ивасив Александр
03 апреля 2012
Ивасив Александр
Альбом Ансамбль В. Дудкевiча




Добавить мелодию можно после регистрации или авторизации
Рубрики

Аудиокниги, речи

Исполнительское искусство

Каталог музыкальных произведений по жанрам и видам

Композиторы

Музыка кино, спектаклей

Музыка народов России

Музыка народов СССР

Музыка славянских народов

Музыка советского периода

Оперетта


Лучшие авторы
Ивасив Александр
мелодий: 24487
RozenbaumA
мелодий: 23
ольга роса
мелодий: 2
Александр И
мелодий: 1