Музыка / Музыка народов России / Русская музыка
РУССКАЯ МУЗЫКА
Истоки русской музыки восходят к культуре и быту восточно-славянских племён, населявших территорию Древней Руси до образования в 9 веке первого русского государства (Киевская Русь). Языческие обряды славян включали заклинания, пение, игру на музыкальных инструментах (уже в 6 веке были широко распространены гусли). Следы древних языческих верований сохранились в календарно-обрядовых (связаны с циклом сельскохозяйственных работ) и семейно-обрядовых (плачи, причитания, песни свадебного обряда) песнях. Боевые песни славянских дружин послужили основой героического русского эпоса (расцвет в 10-11 вв.), сложившегося впоследствии в циклы былин (старин).
К высоким достижениям национального искусства принадлежит лирическая народная песня (распространилась в 16-17 вв.). С 16 в. бытуют исторические песни, а также песни социального протеста. Главными носителями фольклорной традиции профессиональными музыкантами на Руси долгое время были скоморохи. Их музыкальный инструментарий включал гусли, трубы, сопели, бубны, гудки. Другой тип певца - Боян, прославлявший князя и его дружину.
С принятием христианства развивается церковная музыка - единственный вид письменного профессионального музыкального искусства Древней Руси. Первоначально заимствованная из Византии, она затем приобрела своеобразные национальные черты (см. Знаменный распев). Большую роль в развитии церковно-певческого искусства сыграла школа московских распевщиков (сер. 16 в.) во главе с Саввой Роговым; среди его учеников и последователей - Фёдор Крестьянин, Стефан Голыш, Иван Нос.
Во 2-й пол. 17 в. формируются новые музыкальные традиции, вызванные изменением условий обществ. жизни, а также религиозного мировоззрения. Одноголосный знаменный распев вытесняется пришедшим с Украины более красочным многоголосным партесным пением, теоретическому обоснованию которого посвящен труд Н. П. Дилецкого"Мусикийская грамматика" (на польск. яз., 1675; на церк.-слав., 1677; на рус., 1679, 1681). В конце 17 - начале 18 вв. складывается школа мастеров многоголосного хорового письма, среди виднейших её представителей - В. П. Титов, Н. Калашников, Н. Бавыкин, Ф. Редриков. Высшей формой их творчества явился духовный хоровой концерт a cappella. Получает распространение многоголосная бытовая песня - псальма, кант.
Реформы Петра I подготовили почву для утверждения в России новых форм музыкальной жизни, заимствованных в Западной Европе. Наблюдается оживление светского искусства. Возникают инструментальные капеллы при дворе, а также в домах вельмож, помещиков, развивается любительское музицирование (популярность приобретают столовые гусли и клавесин). В 1730-х гг. создана придворная итальянская опера (позже - также французская), в 1750-х гг. в Москве и Петербурге появились иностранные оперные антрепризы. Существовало 2 придв. оркестра и придв. хор (см. Ленинградская академическая капелла). В России работали известные итал. композиторы - Ф. Арайя (автор музыки к первому русскому оперному либретто "Цефал и Прокрис", написанному А. П. Сумароковым; опера исполнена в 1755 русскими артистами), Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паиэиелло, Дж. Сарти, В. Манфредини, В. Мартин-и-Солер, Д. Чимароза и др. Оперные спектакли давались в ряде провинциальных городов, а также в крепостных театрах П. М. Волконского, Н. П. Шереметева, А. Р. Воронцова.
С 1770-х гг. устраивались публичные концерты, возникли публичные театры: в Москве - М. Медокса и П. В. Урусова (1776; с 1780 - Петровский театр, ныне Большой театр СССР), в Петербурге - К. Книпера (1779), Каменный (Большой) театр (1783; см. Ленинградский театр оперы и балета), на сцене которых выступали артисты Е. С. Сандунова, А. М. Крутицкий, А. Г. Ожогин и др. В последней трети 18 в. под воздействием идей русского просветительства начала формироваться национальная композиторская школа. Появились первые печатные сборники народных песен - В. Ф. Трутовского (СПБ, 1776-95), Н. А. Львова и И. Прача (СПБ, 1790).
Ведущим жанром 18 в. становится опера, зачастую приближающаяся к бытовой комедии с музыкальными номерами ("Мельник - колдун, обманщик и сват" Соколовского, на текст А. О. Аблесимова, 1779). Более сложные оперные формы встречаются в творчестве В. А. Пашкевича, Е. И. Фомина, Д. С. Бортнянского. В середине 18 в. возник новый жанр камерной вокальной лирики - "российские песни", авторами которых в конце 18 в. выступили Ф. М. Дубянский, О. А. Козловский. Развитию инструментальных жанров способствовало творчество Д. С. Бортнянского и И. Е. Хандошкина - основоположника русской скрипичной школы. Д. С. Бортнянский и М. С. Березовский явились создателями русского хорового концерта. В нач. 19 в. в Русской музыке проявились романтические тенденции, отсюда интерес к народно-эпическим сюжетам (опера "Илья-богатырь" Кавоса, 1806), сказочной фантастике (опера "Днепровская русалка", 3-я и 4-я части - С. И. Давыдова, 1805 и 1807). Крупнейший представитель романтического направления в русской опере - А. Н. Верстовский, лучшая опера которого - "Аскольдова могила" (1835). Широкое распространение получил романс, тесно связанный с русской поэзией (особенно с творчеством А. С. Пушкина). Среди мастеров демократич. песенной лирики - А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв.
Принципиально новый этап развития Русской музыки в 19 в. связан с творчеством М. И. Глинки - основоположника национальной музыкальной классики. Он поставил русскую музыкальную школу в один ряд с ведущими музыкальными школами Европы и определил дальнейшую направленность русской культуры; к классическим образцам принадлежат его оперы ("Жизнь за царя", 1836; "Руслан и Людмила", 1842), симфонические ("Камаринская", "испанские увертюры" - "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде"), камерно-инструментальные и вокальные (выделяются романсы на сл. Пушкина) произведения. Творчество Глинки стимулировало развитие исполнительского искусства (велик вклад в русскую музыкальную культуру певцов О. А. Петрова, А. Я. Петровой, Е. А. Семёновой, позже Ф. И. Стравинского и др.), критические мысли (работы В. Ф. Одоевского, Н. А. Мельгунова, Я. М. Неверова, В. В. Стасова, А. Н. Серова, Г. А. Лароша и др.). В творчестве А. С. Даргомыжского, младшего современника и последователя Глинки, нашли преломление тенденции критического реализма 1840-60-х гг. Общественный подъём 1850-60-х гг. отразился и в музыкальной культуре: более интенсивной становится концертная жизнь, создаются основы профессионального музыкального образования. В 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна и др. музыкально-общественных деятелей основано Русское музыкальное общество в Петербурге (его отделения - в Москве, 1860, и др. городах), открываются Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории. В Петербурге была создана Г. Я. Ломакиным и М. А. Балакиревым Бесплатная музыкальная школа (1362). Демократич. идеи 60-х гг. нашли воплощение в творчестве группы композиторов, получившей наименование "Могучая кучка". Входившие в неё М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи развивали традиции Глинки и Даргомыжского, выступали за народность, реализм, национальный стиль в искусстве. По общей демократич. устремлённости к "кучкистам" близок П. И. Чайковский, не разделявший, однако, некоторые из их взглядов. Творчество Чайковского посвящено прежде всего раскрытию душевного мира психологически сложной личности.
В музыке 19 в. центр. жанром продолжала оставаться опера. Были созданы такие шедевры, как "Борис Годунов" (1869; 2-я ред. 1872),"Хованщина" (1883), "Евгений Онегин" (1878), "Пиковая дама" (1890), "Снегурочка" (1881), "Садко" (1896), "Царская невеста" (1898), "Князь Игорь" (1890) и др. Существ. вклад в оперный жанр внёс А. Н. Серов. Классич. период русского балета связан с творчеством Чайковского, позднее - А. К. Глазунова. Во 2-й пол. 19 в. родилась классическая русская симфония в творчестве Чайковского и Бородина. Большая роль отводилась программному симфонизму ("Тамара" Балакирева, "Шехеразада" Римского-Корсакова, "Ромео и Джульетта" Чайковского и др.). К лучшим образцам в камерно-инструментальном жанре принадлежат ансамбли Чайковского и Бородина, в камерно-вокальном - романсы "кучкистов" и Чайковского. Высокие достижения наблюдались в области фортепьянной музыки (концерты для фортерьяно с оркестром Чайковского, фортерьянная фантазия "Исламей" Балакирева, фортерьянный цикл "Картинки с выставки"Мусоргского). Стремительно развивалась исполнительская культура (А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, К. Ю. Давыдов и др.). В 1880-90-х гг. формируется творчество А. К. Глазунова, С. И. Танеева, А. К. Лядова, А. С. Аренского, Вас. С. Калинникова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Т. Гречанинова, С. М. Ляпунова и др.
Преемственно связан с "Могучей кучкой" Беляевский кружок, возникший в 1880-х гг. Этот период отмечен некоторой академизацией новаторских принципов "кучкистов", особым вниманием композиторов к проблемам мастерства (в т. ч. интерес Танеева и Глазунова к полифонии). В русской музыке начала 20 в. нашли воплощение идеи, связанные с революционным подъёмом (в частности, в операх "Кашей бессмертный" и "Золотой петушок" Римского-Корсакова). Атмосфера того времени (ожидание близящихся перемен) отразилась в творчестве А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова. Происходит переакцентировка роли жанров. Опере предпочитается симфоническая и камерная музыка. В симфоническом жанре сближаются традиции "кучкистов" и Чайковского (симфонии Глазунова, Рахманинова), возникает новый тип симфонической поэмы ("Поэма экстаза" и "Прометей" Скрябина). Высокие достижения наблюдаются в области камерно-инструментальной (творчество Танеева, Глазунова) и фортепьянной (соч. Скрябина, Рахманинова, Н. К. Метнера) музыки. В камерно-вокальной лирике наряду с романсами Рахманинова, Танеева, Метнера выделяются произведения С. Н. Василенко, Н. Н. Черепнина, Р. М. Глиэра и др. Расцветает хоровая культура ("Иоанн Дамаскин" и "По прочтении псалма" Танеева, "Литургия Иоанна Златоуста", "Всенощное бдение" и "Колокола" Рахманинова, а также сочинениях А, Т. Гречанинова, А. Д. Кастальского).
Во 2-м десятилетии 20 в. складывается творчество И. Ф. Стравинского (балеты "Петрушка" и "Весна священная") и С. С. Прокофьева ("Скифская сюита", балет "Про шута...", фортепьянные произведения), которые утверждали новаторские стилевые и жанровые принципы. Конец 19 - начало 20 вв. - яркий период в истории исполнительского искусства. Прославили русскую вокальную школу Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, И. В. Ершов, пианистическую - Рахманинов, скрипичную - Л. С. Ауэр, И. В. Гржимали, виолончельную - А. А. Брандуков, А. В. Вержбилович и др.
Октябрьская революция 1917 выдвинула новые задачи перед деятелями музыкальной культуры. Русская музыка развивается в русле многонационального советского искусства (см. Советская музыка). Оказав большое воздействие на другие национальные музыкальные культуры, она в то же время обогатилась их самобытными чертами. В становлении русской советской музыки немаловажна роль композиторов старшего поколения - Глазунова, Ипполитова-Иванова, Кастальского, Глиэра, Василенко, А. Ф. Гедике, М. Ф. Гнесина, исполнителей и педагогов К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, Л. В. Николаева. 1920-е гг. отличались обилием творческих группировок (см. Российская ассоциация пролетарских музыкантов и Ассоциация современной музыки). Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций" положило начало формированию СК в Москве и Ленинграде (см. Союз композиторов СССР).
Новая тематика музыки складывалась уже в песнях Гражданской войны 1918-20, затем в ряде опер (в т. ч. В. М. Дешевова, Л. К. Книппера), балетов (был создан первый советский репертуарный балет на современную тему - "Красный мак", 1927; с 1957 под названием "Красный цветок"), симфонических произведений ("Завод" А. А. Мосолова, 1926), кантат (первая советская оратория "Путь Октября", написанная композиторами, входившими в "Лроколл", 1927), ставших первым опытом воплощения современной темы. В развитии советского симфонизма основополагающим было творчество Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Существенный вклад в этот жанр внесли В. В. Щербачёв, А. И. Хачатурян, Г. Н. Попов, М. С. Вайнберг, В. Н. Салманов, С. М. Слонимский, Б. И. Тищенко, Б. А. Чайковский, А. Г. Шнитке, А. Я. Эшпай. Наивысшие достижения в области оперы связаны с произведениями С. С. Прокофьева ("Огненный ангел", 1927, и др.) и Д. Д. Шостаковича ["Нос", 1928; "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова"), 1932, 2-я ред. 1956]. Среди опер на советскую тематику (в т. ч. революционную, о событиях Великой Отечеств. войны 1941-45 и мирной жизни): "Тихий Дон" (1935), "В бурю" (1939; 2-я ред. 1952); "Семён Котко" (1939) и "Повесть о настоящем человеке" (1948) Прокофьева, "Семья Тараса" (1947; 2-я ред. 1950); "Не только любовь" Щедрина (1961), "Виринея" Слонимского (1967), "Зори здесь тихие" Молчанова (1973), "Горячий снег" Холминова (1985). Русской истории посвящены оперы "Война имир" (1943, окончательная редакция 1952), "Декабристы" (1953); "Пётр I" Петрова (1975). Создан ряд опер на сюжеты отечественной и зарубежной классической литературы, в т. ч. "Кола Брюньон" ("Мастер из Кламси") Кабалевского (1938; 2-я ред. 1968), "Обручение в монастыре" ("Дуэнья", 1940); "Мёртвые души" Щедрина (1977). Среди камерных опер - "Записки сумасшедшего" (1959) и "Белые ночи" (1966) Буцко, "Шинель" и "Коляска" (обе - 1971), "Ванька","Свадьба" (обе - 1984) Холминова. В балете поднимаются темы высокого драматического, героико-эпического и философского звучания: "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934), "Лауренсия" (1939). Одна из вершин советского балета - "Ромео и Джульетта" (1936). Яркие произведения в балетном жанре созданы Хачатуряном ("Спартак", 1954), А. П. Петровым ("Сотворение мира", 1971), Слонимским ("Икар", 1971), Щедриным ("Анна Каренина", 1972; "Чайка", 1980), Тищенко ("Ярославна", 1974), Эшпаем ("Ангара", 1975), Хренниковым ("Любовью за любовь", 1976), В. А. Гаврилиным ("Анюта", 1986). Широкое развитие получили жанры хоровой музыки - от песни до оратории и кантаты...
Огромную мобилизующую роль сыграла песня в годы Великой Отечественной войны. Важные темы, в т. ч. борьба за мир, поднимаются в послевоенных песнях. Популярны песни А. В. Александрова, М. И. Блантера, И. О. Дунаевского, В. Г. Захарова, С. А. Каца, Э. С. Колмановского, Б. А. Мокроусова, В. И. Мурадели, А. Г. Новикова, А. И. Островского, А. Н. Пахмутовой, А. П. Петрова, Д. Я. Покрасса, В. П. Соловьёва-Седого, С. С. Туликова, Д. Ф. Тухманова, О. Б. Фельцмана, М. Г. Фрадкина, Я. А. Френкеля, Т. Н. Хренникова, В. Я. Шаинского, А. Я. Эшпая и др. Песня входит во многие произведения крупной формы - оперы, симфонии. Она является основой лучших оперетт И. О. Дунаевского, Ю. С. Милютина и др. Созданы яркие образцы кантатно-ораториального жанра: "Александр Невский" Прокофьева (1939), "На поле Куликовом" Шапорина (1939), "Поэма памяти Сергея Есенина" (1956), "Патетическая оратория" (1959), "Курские песни" (1964), концерт "Пушкинский венок" (1979) Г. В. Свиридова, "Поэтория" Щедрина (1970), "Поднявший меч" (1961), "Сокровенны разговоры" (1975) Н.Н. Сидельникова, "Военные письма" (1972), "Перезвоны" (1982) Гаврилина и др.
В развитие камерной вокальной и инструментальной музыки внесли вклад А. Н. Александров, Мясковский, Прокофьев, Свиридов, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Шостакович, Б. А. Чайковский, Тищенко, Гаврилин, С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, Л. Г. Шнитке и др. Среди виднейших представителей музыкально-исполнительской культуры: дирижёры - В. И. Сук, Н. С. Голованов, В. А. Дранишников, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. В. Гаук, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Е. А. Мравинский, К. К. Иванов, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Ю. X. Темирканов, Д. Г. Китаенко, В. И. Федосеев; хоровые дирижёры - М. Г. Климов, Н. М. Данилов, А. В. Свешников, Г. А. Дмитревский, К. В. Птица, А. А. Юрлов, В. Г. Соколов, В. Н. Минин, В. А. Чернушенко; пианисты - Г. Г. Нейгауз, В. В. Софроницкий, М. В. Юдина, Л. Н. Оборин, Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер, В. В. Крайнев, М. В. Плетнёв; скрипачи - М. Б. Полякин, Д. Ф. Ойстра'х, Л. Б. Коган, В. В. Третьяков, В. Т. Спиваков, Г. М. Кремер; альтисты - В. В. Борисовский, Ф. С. Дружинин, Ю. А. Башмет; виолончелисты - С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран, М. Л. Ростропович, Н. Г. Гутман; певцы - К. Г. Держинская, Е. А. Степанова, В. В. Барсова, Н. А. Обухова, М. П. Максакова, С. П. Преображенская, И. К. Архипова, Е. В. Образцова, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. Д. Михайлов, Г. М. Нэлепп, А. С. и Г. С. Пироговы, М. О. Рейзен, Н. С. Ханаев, В. А. Атлантов, Е. Е. Нестеренко; исполнители народных песен - Л. А. Русланова, И. П. Яунзем, Л. Г. Зыкина и др.
В РСФСР работают (1988): 49 музыкальных театров, в т. ч. 15 театров оперы и балета, Московский детский музыкальный театр, Моский камерный музыкальный театр, Ленинградский камерный музыкальный театр; 26 симфонических оркестров, свыше 20 профессиональных хоров, камерные оркестры и инструментальные ансамбли и др. коллективы, а также 8 консерваторий, 2 музыкально-педагогических института, 4 института искусств, многочисленные училища, детские музыкальные школы. Проводятся Всероссийские музыкальные конкурсы, в т. ч. Конкурс советской песни (Сочи, с 1976), фестивали ("Моск. осень", "Ленинградская музыкальнвя весна"; "Современная музыка" в Горьком и др.).
Финдейзен Н. Ф., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до кон. XVIII в., т. 1-2, М.-Л., 1928-29; Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, М., 1938; её же, Русская музыкальная культура XVIII в., т. 1-2, М., 1952-53; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII в., М., 1965; его же, Очерки и исследования по истории русской музыки, М., 1978; Асафьев Б. В., Русская музыка. XIX и начало XX вв., Л., 1968, 21979; Из истории русской и советской музыки, в. 1-3, М., 1971-78; История русской музыки в 10 тт., т. 1-6, М., 1983-89; Тараканов М., Музыкальная культура РСФСР, М., 1987. Л. Д. Никитина.
(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Алфавитный поиск по автору
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Альбом Арский Анатолий Михайлович. Arsky Anatoly Автор: Ивасив Александр Иванович Музыка народов России / Русская музыка Арский Анатолий Михайлович Arsky AnatolyРод. 1912 г.Биография композитора, творческий путь. Музыкальные произведения. Анатолий Михайлович Арский (наст. фамилия — Косцов) родился 1 июня (19 мая) 1912 года в Москве.В 1928 году окончил музыкал ... Ивасив Александр11 июня 2011 Альбом Арский Анатолий Михайлович. Arsky Anatoly |
Альбом Аверкин Александр Петрович Автор: Ивасив Александр Иванович Музыка народов России / Русская музыка Аверкин Александр Петрович Averkin Alexander (1935-1995) Биография композитора, творческий путь. Музыкальные произведения. Аверкин Александр Петрович Родился в деревне Шафторка Са ... Ивасив Александр11 июня 2011 Альбом Аверкин Александр Петрович |